Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы распознавание страхов у детей младшего школьного возраста. Конкретными задачами исследования является:

1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы.

2) Выявление страхов и тревожности у детей.

3) Определение уровня тревожности у ребёнка перед школой.

4) Изучение приёмов и методов коррекционной работы.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3


1. Психолого-педагогическая характеристика страха и тревожности………........................................................................................6

1.1. Определение понятия «страх». Динамический ряд страха…………….6

1.2. Понятие «тревожность ». Классификация видов тревожности……...14

1.3. Причины страха………………………………………………………….25

2. Появление страхов у детей младшего школьного возраста. …………………………………………………………………….30

2.1. Социально-культурные и психологические предпосылки……….. …30

2.2. Преодоление страха и тревожности у детей………………………. …36

3. Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми………………………………………………………………………….39

3.1.Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников……………………………………….…………………………...39

Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности………………..…………………………………………….56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………………………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………….……………..65

Файлы: 1 файл

Страхи детей и их коррекция.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

Рисунки на тему «Что мне снится страшное или  чего я боюсь днём».

    Перед детьми ставится цель  отобразить наиболее яркий страх.  Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам[24, с.233].

                                                                   Таблица N3.

       Исследование страхов с помощью  рисунков.        

Не  нарисовали Нарисовали
страх страх
30% 70%
 

  

        Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

    Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках, страх уже во     многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт учитель, которому доверяет ребёнок. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны,  не говоря уж об одобрении самого учителя.   

Рисунки на тему «Самое хорошее или самое  плохое»

Ребёнку была предоставлена возможность  выбора событий, происходивших с  ним.

                                                                   Таблица N4.

Исследование страхов с помощью рисунков.  

Хорошие, радостные Неприятные
эпизоды события
80% 20%

                            

    Большинство детей предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентированной беседы с ними. 

      Преобладание в рисунках серых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми  не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками,     масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчётливых, но  непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности[25, с.67].

       Следующий этап рисования - направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребёнок.

Проводится  индивидуальная беседа, в которой, выясняется боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого  ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.  

    Ни в коем случае нельзя  торопить ребёнка с выполнением  задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. 

Таблица N4.

                Страхи, которым подвержен ребёнок.

Ф.И Темнота Сказочные Кровь Стихии Врач транспорт Животные
     персонажи          
Ваня  С. +   +   +   +
Таня  М. +   +        
Оля П.   +   +      
Катя  И.             +
Олег  Р. +   +        
Саша  К.   +   +      
Рома  Т. +       +    
Инга  М. +     +   +  
Руслан  Г. +   +   +   +
Илья  П. + +          
Мирослав  +            
Витя  Н.     +        
Саша  Л. +     +   +  
Света М. +   +       +
Олег  Б.             +
Юра Б.         +    
Таня  Б.   +          
Люда  К.     +        
Марина  Т. +            
Юля Ч.     +        
 

 

    Исходя из данных таблицы составляется  график страхов детей.  

Х                      
70%                      
65%                      
60%                      
55%                      
50%                      
45%                      
40%                      
35%                      
30%                      
25%                      
20%                      
15%                      
10%                      
5%                        
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9   У
 

   

     Условные обозначения: 

     Х - % количество детей, которые подвержены страхам.

     У - страхи, которым подвержен ребёнок.

     1 -  темнота

     2 -  сказочные персонажи

     3 -  кровь

     4 -  стихии

     5 -  врач

     6 -  транспорт

     7 -  животные

     Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови (хотя боязнь крови занимает большое число процентов), меньше всего дети подвержены всем остальным страхам[25, с.73].   

3.2.  Методика  выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен). 

    Тестирование проводится после  окончания 1 четверти, когда у  большинства детей проходит ситуативная  тревога, связанная с поступлением  в школу. Целью тестирования  является выявление детей с подлинной школьной тревожностью.

Экспериментальный материал: 14 рисунков. Каждый рисунок  представляет некоторую типичную для  жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый  рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом- печальное[27, с.235].

    Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, учитель даёт инструкцию следующего содержания:

1.Игра  с младшими детьми. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  ребёнка: весёлое или печальное?  Он (она) играет с малышами».

2.Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?  Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3.Объект  агрессии. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка:  печальное или весёлое?»

4.Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) одевается».

5.Игра  со старшими детьми. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка: печальное или  весёлое? Он (она) играет со  старшими детьми».

6.Укладывание  спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».

7.Умывание.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое? Он (она) в ванной».

8.Выговор.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

9.Игнорирование.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое?»

10.Агрессивное  нападение. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое?»

11.Собирание  игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое ? Он (она) убирает игрушки».

12.Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое?»

13.Ребёнок  с родителями. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) со своими мамой и папой».

14.Еда  в одиночестве. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое?  Он (она) ест».

    Выбор ребёнком соответствующего  лица и высказывания каждого  ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе. 

             Протокол выявления тревожности  у детей.

Имя: Роман            Возраст: 7 лет           Дата: 2.04.05.  

   

Рисунок Высказывание                                                Выбор
    Весёлое Печальное
    лицо лицо
1.Игра  с младшими Мальчику надоело  играть +  
детьми      
2.Ребёнок  и мать Я люблю гулять с мамой +  
с младенцем.      
3.Объект  агрессии Хочется ударить  его стулом   +
4.Одевание Я люблю одеваться  на прогулку +  
5.Игра  со старшими Мама играет с ребёнком +  
детьми      
6.Укладывание  спать Когда иду спать, беру игрушку   +
в одиночестве      
7.Умывание Потому что  он умывается +  
8.Выговор Мама его  ругает   +
9.Игнорирование Потому что  тут малыш +  
10.Агрессивность Кто-то отбирает игрушку   +
11.Собирание Мама заставляет его собирать   +
игрушек игрушки    
12.Изоляция Дети не хотят  с ним играть   +
13.Ребёнок Родители играют с ним +  
с родителями      
14.Еда  в одиночестве Пьёт чай, я  тоже люблю пить чай +  

Информация о работе Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми