Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы распознавание страхов у детей младшего школьного возраста. Конкретными задачами исследования является:

1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы.

2) Выявление страхов и тревожности у детей.

3) Определение уровня тревожности у ребёнка перед школой.

4) Изучение приёмов и методов коррекционной работы.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3


1. Психолого-педагогическая характеристика страха и тревожности………........................................................................................6

1.1. Определение понятия «страх». Динамический ряд страха…………….6

1.2. Понятие «тревожность ». Классификация видов тревожности……...14

1.3. Причины страха………………………………………………………….25

2. Появление страхов у детей младшего школьного возраста. …………………………………………………………………….30

2.1. Социально-культурные и психологические предпосылки……….. …30

2.2. Преодоление страха и тревожности у детей………………………. …36

3. Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми………………………………………………………………………….39

3.1.Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников……………………………………….…………………………...39

Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности………………..…………………………………………….56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………………………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………….……………..65

Файлы: 1 файл

Страхи детей и их коррекция.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

      Детская игра заключается в воспроизведении действий взрослых, отношений между ними и направлена на ориентировку и познание предметной  и социальной действительности, одно из средств физического, умственного, нравственного воспитания детей.

      Важным  для организации  диагностической  и коллекционной  работы практического  психолога является положение  Эльюнина, о том, что каждому возрастному  периоду  соответствует четко фиксированная «Ведущая деятельность». В дошкольном возрасте  это непосредственное эмоциональное общение от рождения до года, предметно – манипулирующая деятельность от года до трех лет, и сюжетно-ролевая игра от трех до семи лет. Именно детская игра, соответствующая возрастному периоду, как  ведущий вид деятельности дошкольников, определяет  развитие его мышления, памяти, внимания.

      По  А. Н. Леонтьеву  значение ведущей  деятельности то, что ее  развитие  обуславливает главнейшие изменения в психических процессах  и психологических особенностях  личности на данной возрастной стадии развития. Неотработанность автоматизма в критические периоды развития, неадекватность, искажение  восприятие информации откладывает отпечаток прежде всего  в нарушении игровой деятельности, что нарушает взаимодействие со сверстниками, исключает ребенка из детского коллектива  и необратимо сказывается на развитии личности. Наличие соответствующего игрового поведения говорит о психическом и интеллектуальном здоровье ребенка. Нарушение же отрицательно сказывается на развитии личности в целом.

        Правильно сформированное игровое  поведение  должно соответствовать  определенной структуре. В большинстве  случаев игра сопряжена с перестройкой  стереотипных действий, наблюдаемых  у взрослых, эти перестройки можно  подразделить на шесть типов.

  1. В игре может быть изменена последовательность  действий.
  2. Отдельные акты, входящие в последовательность могут быть преувеличены.
  3. Некоторые акты, входящие в последовательность, могут многократно повторяться. Нормальная последовательность может оставаться не завершенной, т.е. закончиться раньше, чем обычно, в результате перехода к посторонним действиям.
  4. Некоторые движения могут быть преувеличены и многократно  повторены.
  5. Отдельные движения, входящие в последовательность  могут остаться незавершенными.

      Кроме того, могут перемешиваться  акты, обычно связанные с совершенно разной мотивацией.

      При постановке диагноза  при психодиагностической  работе с детьми необходимо отмечать, насколько выражены эти типы в их игровой деятельности и соответствия их возрастному  периоду развития.

      Многие  исследователи структурных  и  функциональных особенностей игры считают  необходимым выраженность  в нормальной игровом поведении таких особенностей  как:

  • ненаправленность  действий;
  • импульсивность;
  • эффективная связь с окружающими;
  • робость, боязливость, застенчивость.

      Именно  эти черты при определенных условиях приводят к игре. Невыраженность  их приводит к нарушениям игрового  поведения  и отставания развития.

      Таким образом,  анализируя научную литературу, по изучению игрового поведения детей, можно отметить, что исследователи  придают огромное  значение  игровому поведению детей как  основе развития у ребенка  сенсорной, моторной и интеллектуальной деятельности. Все отмечают качественное отличие  и высокую социализацию детских игр в сравнении  с играми животных[20, с.49].

      Наличие  в мозгу центров игрового поведения  указывает на наследственный характер игры, которую можно оценить как  сложные врожденные инстинктивные  программы, дополненные индивидуальным опытом. Процесс созревания нервной системы ребенка, лишь активизирует какой либо наследственно - закрепленный тип игрового поведения. Это позволило Плаже, Эльюнину, Выгодскому, Леонтьеву и другим психологам выделить игру как особый вид деятельности  в дошкольном возрасте, указать на возрастное усложнение форм  игры и наличие определенных возрастных и критических периодов в развитии игрового поведения детей.

      Прижизненно инстинктивного игрового поведения  осуществляется за счет развития нервных механизмов и поэтому игра детей постепенно в  процессе развития совершенствуется  и усложняется в зависимости от возрастного этапа. Ранние формы игрового поведения детей настолько прочно закреплены, что на них трудно влиять воспитательными воздействиями. Игры более позднего периода социализированы и легко поддаются прижизненной корректировке.

      Сохраняя  биологические основы, игра детей  уже в раннем периоде несет  огромные возможности для вариантов  деятельности, для развития творческого, абстрактного  освоения мира. В развитии игровой деятельности можно выделить несколько этапов формирования:

  1. Включение игрового поведения под влиянием внутренней наследственной программы развития и факторов воздействия, необходимость, обогащенная внешняя предметная (сторона) среда;
  2. Включение и обработка  врожденных игровых программ  под влиянием общения в семье. Особое значение  парное взаимодействие;
  3. Включение врожденных игровых программ  и обработка их в условиях  коллективного взаимодействия (в детских коллективах), детский сад, школа. На этом этапе отрабатываются формы взаимодействия в коллективах, подчинение своих интересов интересам коллектива и общества[20, с.52].

      Организуя детскую игру, психолог может наблюдать  ее соответствие возрастному периоду, видеть уровень отработанности игровых навыков, может установить степень отставания, задержки, удлинения игрового периода. Диагностика причин не является самоцелью, она подчинена главной задаче-разработке рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития.

      Л. С. Выгодский писал об игре, как  об основном условие  развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающей уровень  его ближайшего развития. Однако создавать                                  ближайшего развития может лишь конкретная игровая деятельность. В тех  случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она не сможет способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умений, навыков.

      Те  дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе  к новой ведущей деятельности - учебной. Если критический период,  почему-либо пропущен, то последствия этого, обычно, необратимы. Например, подвижные игры дают возможность развивать и совершенствовать движение детей, оказывает большое влияние и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности, они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы. В этих играх развивается сообразительность, смелость, быстрота реакции.

      По  мнению П. Ф. Лесгафта, они выступают  за своеобразные законы, выполнение которых  обязательно для всех участников игры. Осознание правил ведет к  тому, что дети становятся более  организованными, приучаются оценивать  свои действия и действия партнеров,  помогать друг другу[21, с.217].

      Подвижная игра, как и любая другая  направлена на достижения определенных  целей  воспитания и обучения.

      Психодиагностика  необходима для того, чтобы:

- обеспечить  контроль за динамикой психического  развития детей;

- дать  возможность определить программу дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития, как для слабых, так и для сильных;

- установить  направление  продуктивного развития  детей, обнаруживающих  особые  способности;

- проверить,  насколько эффективна психо - профилактическая работа;

- провести  сравнительный психологический  анализ различных систем, подходов, методов  воспитания и обучение  с целью выявления их развивающегося  эффекта и выработке рекомендаций;

- выбрать  наиболее  актуальную тематику психологического просвещения.

      Поэтому речь не может идти отдельно о диагностике  и отдельно, о коррекции или  развитии. Это единый вид работы: диагностико - коррекционный или  диагностико - развивающий. Поэтому  в основе моей работы легли игровые  методы  и приемы коррекционно - развивающей деятельности, направленной на преодоление или снижение тревожности у детей[23, с.139].

   Методика выявления страхов у  детей с помощью рисования страхов.    Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира ребёнка.

    Детям предлагалось рисовать  на темы: «В школе», «На улице,  во дворе», «Семья», «Что мне  снится страшное или чего я  боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».

Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации  интереса к рисованию дома, за месяц  до этого, детей попросила принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях было предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д.

После подготовительных занятий можно  приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводились два раза в неделю и затрагивали одну или две темы.

                        Анализ рисунков. 

    Рисунки на тему «В школе».

Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые  дети рисовали только школу, столы и  учителя; другие рисовали только своих  одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах, в группе продлённого дня; третьи же рисовали только себя в центре внимания.                                                                 

Таблица N1.

Исследование  страхов с помощью рисунков.  

В центре внимания- Мало друзей среди Нет друзей среди
сам ученик сверстников сверстников
20% 45% 35%

   В рисунках на тему «В школе»  самое важное то, как ребёнок  взаимно располагает фигуры сверстников  и себя. Те дети, которые рисуют  себя в центре группы это  дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает проблемы взаимопонимания со сверстниками. То же самое относится к рисункам на тему «На улице, во дворе». Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опёку в семье[24, с.231].

Рисунки на тему «Семья».

    Детям даётся задание нарисовать  всех, с кем живёт ребёнок.

Таблица N2.

       Исследование страхов с помощью  рисунков.  

Ребёнок между Ребёнок ближе  к
родителями маме или  к папе
35% 65%

   

    В этих рисунках имеет большое  значение порядок и близость  расположения фигур, и особенно - место ребёнка. Если ребёнок рисует себя между родителями - это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них - это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола. 

Информация о работе Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми