Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 22:23, курсовая работа
Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы распознавание страхов у детей младшего школьного возраста. Конкретными задачами исследования является:
1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы.
2) Выявление страхов и тревожности у детей.
3) Определение уровня тревожности у ребёнка перед школой.
4) Изучение приёмов и методов коррекционной работы.
ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Психолого-педагогическая характеристика страха и тревожности………........................................................................................6
1.1. Определение понятия «страх». Динамический ряд страха…………….6
1.2. Понятие «тревожность ». Классификация видов тревожности……...14
1.3. Причины страха………………………………………………………….25
2. Появление страхов у детей младшего школьного возраста. …………………………………………………………………….30
2.1. Социально-культурные и психологические предпосылки……….. …30
2.2. Преодоление страха и тревожности у детей………………………. …36
3. Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми………………………………………………………………………….39
3.1.Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников……………………………………….…………………………...39
Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности………………..…………………………………………….56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………………………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………….……………..65
В тестировании принимали участие 15 человек.
Анализ данных.
Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14).
Данные
протокола заносятся в таблицу,
где вычисляется индекс тревожности
каждого ребёнка.
Ф.И | Вычисление ИТ | ИТ(%) |
Роман Т. | ИТ= 6 :14*100% | ИТ=42,8% |
Катя И. | ИТ= 3 :14*100% | ИТ=21,4% |
Ваня С. | ИТ= 1 :14*100% | ИТ=7,1% |
Руслан Г. | ИТ= 10 :14*100% | ИТ=71,4% |
Юрий В. | ИТ= 2 : 14*100% | ИТ=14,2% |
Таня М. | ИТ= 4 : 14*100% | ИТ=28,5% |
Илья П. | ИТ= 1 : 14*100% | ИТ=7,1% |
Мирослав Я. | ИТ= 5 : 14*100% | ИТ=35,7% |
Марина Т. | ИТ= 6 : 14*100% | ИТ=42,8% |
Инга М. | ИТ= 4 :14*100% | ИТ=28,5% |
Юля Д. | ИТ= 7: 14*100% | ИТ=50% |
Витя Н. | ИТ= 1 : 14*100% | ИТ=7,1% |
Саша К. | ИТ= 2 : 14*100% | ИТ=14,2% |
Света М. | ИТ= 3 : 14*100% | ИТ=21,4% |
Олег Б. | ИТ= 6 : 14*100% | ИТ=42,8% |
На основании
данных таблицы строится график, показывающий
уровень тревожности у детей.
Х | ||||||||||||||||
71,4% | А | |||||||||||||||
50% | Б | |||||||||||||||
42,8% | ||||||||||||||||
35,7% | ||||||||||||||||
28,5% | ||||||||||||||||
21,4% | В | |||||||||||||||
14,2% | ||||||||||||||||
7,1% | ||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | У |
Условные обозначения:
У - количество учавствовавших детей.
Х - индекс тревожности ребёнка.
А - дети, обладающие высоким уровнем тревожности.
Б - дети, обладающие средним уровнем тревожности.
В - дети, обладающие низким уровнем тревожности.
В зависимости от индекса тревожности все дети под разделяются на три группы:
А) Высокий уровень
(индекс тревожности выше 50%)
Б) Средний уровень
(индекс тревожности от 20 до 50 %)
В) Низкий уровень тревожности.
(индекс тревожности от 0 до 20%)
Таким образом: из 15 человек, которые
принимали участие в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных цивилизациях
Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни- каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.
Исследования, которые были проведены, показали что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, не успеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого[30, с.155].
Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода. Существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог[30, с.156].
В
дошкольном возрасте ребенок усваивает
язык чувств – принятые в обществе
формы выражения тончайших
С другой стороны, ребенок
Есть множество страхов,
В любом классе обязательно
есть тревожные дети или дети, которые
испытывают страхи в различных областях
деятельности. Учитель, работая в таком
классе, должен проводить работу по снятию
школьной тревожности и страхов. Занятия
проводятся используя отдельные методы
и приёмы. Эта работа будет иметь эффект
только при создании благоприятных условий
в семье и школе, где поддерживаются хорошие
условия для ребёнка со стороны окружающих[30,
с162].
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайзман
Н. «Реабилитационная
2. Изард К. «Эмоции человека». - М.: ВЛАДОС.1980. – 239с.
3. Левис Ш., Левис Ш. «Ребёнок и стресс». – СПб «Питер».2000. – 169с.
4. Макарова Е.Г. «Преодолеть страх». – М.: ВЛАДОС.1999. – 230с.
5. Овчарова Р.В. «Практическая психология». - М.: ВЛАДОС. 1999. – 256с.
6. Чистякова М. «Психогимнастика». – М.: ВЛАДОС. 1999. – 214с.
8.Ганзен В. А., Юрченко В, Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека.//Психические состояния./Под ред. А. А. Крылова. – М.: ВЛАДОС.1981. – 300с.
9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учеб. Пособие /Я. Л. Коменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. Под ред Я. Л. Коменского, Е. А. Панько. – М.: ВЛАДОС. 1997. – 237 с.
Информация о работе Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми