Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы распознавание страхов у детей младшего школьного возраста. Конкретными задачами исследования является:

1) Изучение психолого-педагогической и методической литературы.

2) Выявление страхов и тревожности у детей.

3) Определение уровня тревожности у ребёнка перед школой.

4) Изучение приёмов и методов коррекционной работы.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3


1. Психолого-педагогическая характеристика страха и тревожности………........................................................................................6

1.1. Определение понятия «страх». Динамический ряд страха…………….6

1.2. Понятие «тревожность ». Классификация видов тревожности……...14

1.3. Причины страха………………………………………………………….25

2. Появление страхов у детей младшего школьного возраста. …………………………………………………………………….30

2.1. Социально-культурные и психологические предпосылки……….. …30

2.2. Преодоление страха и тревожности у детей………………………. …36

3. Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми………………………………………………………………………….39

3.1.Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников……………………………………….…………………………...39

Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста тревожности………………..…………………………………………….56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………………………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………….……………..65

Файлы: 1 файл

Страхи детей и их коррекция.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

      Возраст человека отражает не только уровень  его физиологической зрелости, но и характер связи с окружающей реальностью, особенности внутреннего  уровня, специфику переживания. Школьная пора – важнейший этап в жизни человека, в течении которого принципиально меняется его психологический облик. Меняется характер тревожных переживаний. Интенсивность тревоги от первого к десятому классу возрастает больше чем в два раза. По мнению многих психологов, уровень тревожности начинает резко повышаться после 11 лет, достигая апогея к 20 годам, а к 30 постепенно снижается.

      Чем старше становится ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких  детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то подростков беспокоит ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками.

      Причиной  возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Противоречивые внутренние состояния души ребенка могут быть вызваны:

  1. противоречивыми требованиями к нему, исходящими из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе - то, позволяя то, грубо запрещая одно и тоже);
  2. неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям и стремлениям ребенка;
  3. негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное зависимое положение.

Во всех трех случаях возникают чувства  “потери опоры”, утрата прочных  ориентиров в жизни, неуверенность  в окружающем мире.

      Тревога далеко не всегда выступает в явной  форме, поскольку является довольно тягостным состоянием. И как только она возникает, в душе ребенка включается целый набор механизмов, которые “перерабатывают” это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Это может неузнаваемо изменить всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги.

      Самый простой из психологических механизмов срабатывает практически мгновенно: лучше бояться чего, чем неизвестно чего-то. Так, возникают детские страхи. Страх – “первая производная” тревоги. Его преимущество – в его определенности, в том, что он всегда оставляет какое свободное пространство. Если, например, я боюсь собак, я могу гулять там, где собак нет, и чувствовать себя в безопасности. В случаях ярко выраженного страха его объект может не иметь ничего общего с истинной причиной тревоги, породившей этот страх. Ребенок может панически бояться школы, но в основе этого лежит семейный конфликт, глубоко им переживаемый. Хотя страх по сравнению с тревогой дает несколько большее чувство безопасности, все же и это состояние, жить в котором очень трудно. Поэтому, как правило, переработка тревожных переживаний на стадии страха не заканчивается. Чем старше дети, тем реже проявление страха, и тем чаще – другие, скрытые формы проявления тревоги[6, с.82].

      У некоторых детей это достигается  с помощью определенных ритуальных действий, которые “защищают” их от возможной опасности. Примером может служить ребенок, старающийся не наступить на стыки бетонных плит и трещины в асфальте. Таким путем он избавляется от страха получить двойку и считает себя в безопасности, если ему это удалось.

Страх и  тревога.

       В  страхе  и  в  тревоге  есть  общий  эмоциональный  компонент в  виде чувства  волнения и беспокойства, т.е.   в   обоих   понятиях     отображено   восприятие угрозы   или   отсутствие   чувства   безопасности.

      Страх - эффективное   (эмоционально   заострённое) отражение  в   сознании  человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально    заострённое    ощущение   предстоящей   угрозы. Тревога в отличие от страха  не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного    волнения,     волнующего      ожидания. Эмоционально    неблагополучный    ребёнок   в зависимости от  психической    структуры   личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками   может   испытывать  как тревогу, так и страх. Объединяющим  началом  для  страха и тревоги является чувство беспокойства.   Оно   проявляется   в том,  что  ребёнок  теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим    голосом    и   часто   замолкает   совсем.

     Внутри   всё  холодеет,  тело  «наливается свинцом»,  ладони  становятся  влажными. Он может  совершать много лишних   движений, или наоборот, становится неподвижным[7, с.122].

      В   свою   очередь,  страх   можно  рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме,  если   чувства   не  пропорциональны опасности,  и  тревога  принимает  затяжное  течение. Если   ребёнок   начинает    бояться    самого    факта возникновения   страха,  то  здесь   налицо   высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится. .           

1.3. Причины  страха.

   

      Причинами страха могут быть  события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности.  Как указывает Боулби, причиной  страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или обьект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. Причины страха могут быть разделены на 4 класса:

      Внешние процессы и события.

Этот  раздел будет посвящен главным классам  событий, вызывающих страх или включающих нейронные процессы, активизирующие эту эмоцию.

     1. Врожденные детерминанты.

      Грэй разделил все причины  страха на 4 категории: интенсивность,  новизна, эволюционно-выработанные  сигналы опасности, причины, возникающие  в социальном воздействии.

      Боль и громкий звук являются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметы иногда вызывают страх из- за своей новизны. Грей рассматривал недостаток стимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени как определённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной части членов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработанными сигналами опасности[9, с.123].

       Боулби выделил врожденные детерминанты  страха, которые он называет «природными  стимулами и их производными». Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Как Боулби, так и другие авторы показали, что природные стимулы страха связанны с возрастом, т.е. зависят от процессов развития и созревания.  Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6-и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.[9, с.126].

      Боулби считал одиночество наиболее  глубокой и важной причиной  страха. Он также показал другие  природные стимулы страха, например, незнакомость и внезапные изменения  стимуляции пугают значительно сильнее, если они появляются на фоне одиночества.                   Культурные детерминанты страха.

       Культурные детерминанты страха  почти исключительно являются  результатом научения. Так, даже  негромкий сигнал воздушной тревоги  может вызвать страх. Боулби считает, что многие культурные детерминанты страха могут при ближайшем рассмотрении оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попадением молнии - рационализацией страха грома[9, с.59].

        Рэчмен даёт прекрасное описание  процессов научения культурным  детерминантам страха. Традиционной  в объяснении этого процесса является концепция травматического обусловливания, согласно которой событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. 

Проблема  дифференциации  страха от других эмоций.

      Более тщательный анализ проблемы можно найти у Боулби. Он перечисляет ряд наблюдаемых экспрессивных и моторных актов, которые, по его мнению, можно рассматривать, как индикаторы страха. «Они включают осторожное всматривание в сочетании с подавлением движений, испуганное выражение лица, а также поиском контакта с кем-либо». Боулби предложил 4 основания для объединения различных форм поведения в поведенческий синдром страха:

 а)  многие, если не все, проявления страха имеют тенденцию возникать одновременно или последовательно, б) события, которые вызывают одну из них, обычно вызывают и другие, в) большинство из них, если не все, выполняют единую биологическую функцию защиты, г) при самоотчёте испытуемые указывают на них, как на проявление страха.

      Черясворт также предложил перечень индикаторов страха. Он добавил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка, смех.

       Работа Кагана, посвящённая развитию  негативного аффекта у детей,  даёт более дифференцированный анализ аффектов. Он утверждает, что существует 4      «состояния страдания», которые называются страхом. По Кагану причинами «состояния страдания» являются: а) неассимилированное расхождение, б) предвидение нежелаемого события, в) непредсказуемость, г) признание несоответствия между взглядами и поведения, д) признание диссонанса между взглядами.

Влечения  и гомеостатические процессы как  причины страха.

      Влечение и сохранение гомеостазиса  составляют менее важный класс  причин страха. Влечение становится важным, когда оно возрастает до такой степени, что начинает свидетельствовать об определённом дефиците и вызывает эмоцию. В некоторых из таких случаев вызванной эмоцией является страх.

Как указывалось  выше, боль, вне зависимости от её причин, может вызвать страх. Страх может усиливать боль, но он может также активизировать реакции, свя –занные с избавлением от дальнейшей боли[10, с.67].

Другие эмоции как причины страха.

    В принципе любая эмоция может  вызвать страх. Сходство нейрофизиологических  механизмов с эмоцией страха приводит к тому, что они часто являются активаторами. Как утверждает Томкинс, «внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное к возбуждению». Подтверждение связи между страхом и возбуждением можно найти у Балл в её работе, посвящённой гипнотически- внушённому страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпритирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом.

Когнитивные процессы.

    Представляют собой наиболее  общий вид причин страха. Например, страх какого- либо определённого объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.     
 
 

2.   Появление страхов у детей младшего школьного возраста.

2.1. Социально  – культурные и психологические  предпосылки.

        

Страх, как тень,  преследовал   человека  ещё  с незапамятных  времён.  Был  он   и   у  первобытного человека,  постоянно   подвергавшегося   опасностям.  Но его страх имел инстинктивную природу, возникал  в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так   и его ближайшего окружения.       Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода,  т.к. он  предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия.

     Ребёнок первых лет жизни боится   всего нового и неизвестного,   одушевляет   предметы  и   сказочные персонажи, опасается  незнакомых животных и верит,       что его родители  будут   жить  вечно.    У  маленьких  детей    всё реально, следовательно, их страхи носят реальный  характер.  Баба  Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом. Только постепенно у детей складывается     объективизированный характер представлений,   когда   они   учатся    различать свои ощущения,    справляться   со    своими   чувствами   и мыслить абстрактно - логически. Во многих цивилизациях дети в своём развитии испытывают ряд  страхов[11, с.49].

Информация о работе Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми