Формы и методы методической работы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:20, контрольная работа

Краткое описание

Перестройка системы народного образования поднимает функционирование школы на новую, более высокую ступень, предъявляет качественно новые требования к управлению учебно-воспитательным процессом в школе, ее руководителям и их деятельности. Решение этих вопросов имеет особое значение в связи с необходимостью перехода современной школы (учащихся, учителей, руководителей) и управления ею в режим развития. Для целенаправленной работы по управлению педагогическим коллективом, повышению его профессионализма требуется грамотная организация методической работы.

Оглавление

Содержание
Введение
Методический совет школы
Предметные методические объединения
Самообразование в системе методической работы
Методическая работа по распространению передового педагогического опыта
Список литературы

Файлы: 1 файл

Костанайский Государственный Педагогический Институт (3).docx

— 38.52 Кб (Скачать)

Костанайский  Государственный Педагогический Институт

Кафедра педагогики

 

 

Подготовила: Курганбаева Асель, 

ЕМФ, география, 2 курс,

2 подгруппа

 

 

Общая педагогика

Контрольная работа

 

Формы и методы методической

работы в школе

 

 

 

 

Проверила:

Старший преподаватель,

Рамазанова  Г.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанай 2011

Содержание

Введение

  1. Методический совет школы
  2. Предметные методические объединения
  3. Самообразование в системе методической работы
  1. Методическая работа по распространению передового педагогического опыта

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Перестройка системы народного образования поднимает функционирование школы на новую, более высокую ступень, предъявляет качественно новые требования к управлению учебно-воспитательным процессом в школе, ее руководителям и их деятельности. Решение этих вопросов имеет особое значение в связи с необходимостью перехода современной школы (учащихся, учителей, руководителей) и управления ею в режим развития. Для целенаправленной работы по управлению педагогическим коллективом, повышению его профессионализма требуется грамотная организация методической работы.

Методическая работа, в школе – это вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса в школе.

В школе, где хорошо организована методическая работа, учителя уделяют внимание приемам дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, практических навыков и установлению связи урочных и внеурочных занятий по своему предмету. Учителя систематически изучают новинки художественной, специальной и педагогической литературы, делая выписки, составляя конспекты или тезисы, имеют специальные картотеки, помогающие использовать необходимый материал, имеют индивидуальный план самообразования. Они посещают методические объединения, лектории, музеи, участвуют в экскурсиях, диспутах, практикумах, проблемных семинарах и других видах коллективной и индивидуальной работы по изучению научной литературы и передового опыта лучших учителей.

  1. Методический совет школы

Методическая  работа в школе должна проводиться  не от случая к случаю, а иметь системный характер. Одним из наиболее существенных свойств системы методической работы является ее многоструктурность. Выделяют два основных аспекта:

  • деятельностный аспект и его компоненты: мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты;
  • содержательный аспект - это структура системы, состоящая из взаимосвязанных направлений методической работы: методическая подготовка, научно-теоретическая подготовка, психолого-педагогическая подготовка.

Управление  методической работой предопределяет необходимость выделения в ее составе таких компонентов, как педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование. Это позволяет выявить слабые места, ликвидация которых приведет к. повышению методической работы школы в целом, а, следовательно, учителя. Кроме того, обеспечивается целостное видение системы работы с кадрами по повышению профессионального уровня.

Самое главное в методической работе - оказание реальной адресной помощи учителям в развитии мастерства, профессиональных знаний, умений, навыков, а также необходимых сегодня свойств и качеств личности педагога.

В практической деятельности необходимо учитывать основные требования, которые вытекают из закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации учителя:

  • практическая направленность;
  • научность, конкретность;
  • системность и систематичность:
  • оперативность и оптимальное сочетание различных форм и методов этой работы.

Результативность методической работы можно оценить по следующим показателям: развитие учителя, развитие ученика, повышение результативности работы педагогического коллектива; рациональность затрат времени на ее осуществление (больший результат при меньших затратах).

В школе главным органом, который организует методическую работу, мобилизует усилия педагогического коллектива на выполнение задач школы, повышение профессионализма учителей, развитие их индивидуальностей является педагогический совет.

В содержание его деятельности входит:

  • формирование целей и задач развития школьного коллектива;
  • определения содержания образования, воспитания и развития учащихся;
  • организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитие их творческой инициативы, изучения, обобщения, распространения передового опыта:
  • решение педагогических проблем, связанных с совершенствованием учебно-воспитательного процесса (УВП);
  • осуществление планирования, организации, регулирования УВП, анализа, и контроля;
  • разработка системы педагогических мер, направленных на методическое обеспечение всех перспектив развития школы;
  • организация и осуществление подготовки и проведения аттестации кадров и руководителей.
  • Методическая работа ведется через педагогический совет, и именно он позволяет обратиться к рассмотрению образовательных методик обучения и воспитания учащихся на основе анализа существующего положения дел и внедрения в практику работы передового педагогического опыта. Работа всех остальных методических органов и самообразование учителей тематически связаны с проблемами, решаемыми педагогическим советом. Главным органом, организующим, координирующим методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, является методический совет школы.

 

 Цель методической работы: 

    • оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации учителей и воспитателей школы.

Основные задачи методической работы:

Качественная  подготовка и проведение методической недели и методических дней, повышение  их роли в совершенствовании педагогического  мастерства руководящего и преподавательского состава школы.

 

    • Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.

 

    • Профессиональное становление молодых (начинающих) преподавателей.

 

    • Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых информационных технологий.

 

    • Продолжение педагогических экспериментов по поиску новых технологий, форм и методов обучения

 

    • Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей. Анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса, внедрение новых форм, методов обучения, передового педагогического опыта.

 

    • Организация взаимодействия с другими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями с целью обмена опытам и передовыми технологиями в области образования.

 

    • Приведение методического обеспечения учебных предметов в соответствие с требованиями новых руководящих документов в области образования, учебных планов и программ.

 

    • Организация и проведение работ по повышению качества ведения всех документов по организации и учёту методической работы и их разработки на следующий учебный год.

 

    • Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.

 

    • Внедрение в учебный процесс учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения занятий, информационно-библиотечных систем. Разработка программного обеспечения для проведения учебных занятий и внедрение их в учебный процесс.

 

    • Совершенствование проведения самостоятельных занятий под руководством воспитателей ГПД. Использование их для повышения индивидуализации обучения учащихся, развитие у них навыков самостоятельной работы.

Таким образом, методический совет реализует задачи методической работы, поставленные на текущий год, участвует в составлении и утверждении плана методической работы школы, в выпуске методических бюллетеней, информирует учителей о новинках педагогической литературы, о передовом опыте учителей. Члены совета дают консультации молодым и начинающим учителям, ведут ежедневную кропотливую индивидуальную методическую работу, оказывают помощь в подготовке уроков, в проведении факультативных занятий и т.д.

Повышению профессионального мастерства способствует активная работа, учителей при посещении курсов, семинаров, проблемных групп, организуемых при городских методических кабинетах.

Администрация школы совместно с методическим советом ежегодно должна анализировать результативность работы учителей над методической темой, правильность и целесообразность ее выбора, мотивы, побудившие педагогов остановиться именно на этой теме.

Методический совет школы оказывает действенную практическую помощь учителям в работе над методической темой, в работе по самообразованию. Лучшие наработки рекомендуются для использования в практике другим учителям и составляют фонд методической копилки школы.

К сожалению, администрации не всегда удается глубоко анализировать опыт работы каждого учителя, именно здесь помощь должны оказывать председатели методических объединений.

  1. Предметные методические объединения

 

Работа методических объединений способствует развитию творчества и инициативы учителя, позволяет выйти на индивидуальный опыт его работы, оказать адресную помощь в профессиональной деятельности.

  Наиболее оптимальный состав объединения 4-5 преподавателей одного предмета. Методические объединения целесообразно создавать в больших школах или кустах, объединяющих учителей 2-3-х школ.

На заседаниях предметных объединений не следует  ограничиваться, разбором узких вопросов, необходимо знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучать технические средства обучения, заслушивать доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей - квалифицированный анализ уроков с позиций современных требований к учебному процессу и с должным теоретическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опыта. К учителю-мастеру, руководителю такой школы, по желанию прикрепляются несколько (2-4) учителей данной специальности, нуждающихся в помощи. В процессе наблюдения уроков, бесед, они знакомятся с методами и приемами работы своего руководителя; совместно составляют тематические планы, изучают литературу по отдельным вопросам, взаимно посещают уроки и тщательно анализируют их, отбирая и закрепляя все, то ценное, что способствует эффективности работы. Такое творческое содружество совершенствует работу не только прикрепленных учителей, но и самого руководителя школы.

Проблемные  группы, входящие в методическое объединение,  занимаются систематизацией, сообщением и распространением передового опыта, они совместно разрабатывают и внедряют в практику приемы и методы работы. Начинается работа группы с изучения литературы по той или иной проблеме, посещение уроков различных учителей, выработке определенных гипотез, предложений, которые затем проверяются на практике и доводятся до нужного уровня. Проблемные группы работают творчески, активно вторгаются в учебный процесс. В ходе самостоятельной работы происходит активное формирование педагогического мастерства.

Деятельность   проблемных   групп   при   глубокой заинтересованности руководства  и общественных организаций школы  способствует созданию в коллективе творческой атмосферы, что, в свою очередь, привлекает в проблемные группы все  новых и новых учителей.

 

  1. Самообразование в системе методической работы

 

Особое место в системе организации научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки учителей занимает самообразование, и именно оно является системообразующим компонентом всей системы методической работы.

Важнейшими  направлениями самообразовательной  работы по предмету могут быть: изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований; изучение дополнительного научного материала; проведение самостоятельной работы по решению задач, организация лабораторных и практических работ, опытов и упражнений; освоение технических средств обучения.

Выбор темы по самообразованию определяется потребностью для учителя, для школы, уровнем владения учителем научно-теоретической подготовки и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием учителем основ преподаваемого предмета, вопросов психологии, дидактики, теории воспитания, соответствием содержания образования уровню подготовки учителя, а также анализом, выводами, контроля над деятельностью педагога.

Самообразование - управляемый процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности. Администрация школы, методический совет понимает, что план самообразования является личным документов учителя, поэтому здесь нет излишней жесткой регламентации. Методический совет, методические объединения, проблемные группы помогают в составлении или корректировании планов по самообразованию, заслушивают отчеты о ходе самообразовательной работы, обсуждают подготовленные рефераты. Одним из видов помощи учителю в его работе по самообразованию является периодическая, по мере необходимости, организация групповых иди индивидуальных консультаций.

Информация о работе Формы и методы методической работы в школе