Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:17, реферат
В реферативной работе мы рассмотрим психотерапию, как направление практической психологии. Методы психотерапевтического воздействия, работы с различными больными. Направления личностно-ориентированной психотерапии, особенности и принципы гуманистического, когнитивного направлений. Также методы групповой психотерапии, трансакттерапии, гештальттерапии.
Введение………………………………………………………3
1. Основы психотерапии……………………………………..5
2.Методы психотерапии……………………………………..9
3.Психотерапевтические приёмы…………………………..14
Заключение…………………………………………………..24
Список используемой литературы…………………………26
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
«Омский
государственный технический
Факультет
гуманитарного образования
кафедра
социологии социальной работы и политологии
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Психотерапия:
сущность, методы, приёмы.
Выполнила : студентка гр. СР-417
Попова Валерия Эдуардовна
Проверила: доцент,к.м.н.
Фоменко
Вера Васильевна
Омск 2010
Содержание
Введение………………………………………………………3
1. Основы психотерапии……………………………………..5
2.Методы психотерапии……………………………………..9
3.Психотерапевтические приёмы…………………………..14
Заключение………………………………………………….
Список используемой
литературы…………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Душа
человека является предметом изучения
многих наук уже не один век, но не менее
важным в последнее время становится
вопрос исследования и анализа "врачевания
души", восстановления душевной гармонии.
Именно поэтому сейчас в нашей
стране и за рубежом развивается
психотерапия, выходя за рамки врачебной
специальности и становясь
В настоящее время известно и осуществляется
на практике около 400 разновидностей психотерапии
для взрослых пациентов и примерно 200 –
для детей и подростков; описано около
300 психологических синдромов или констелляций
симптомов, для лечения которых рекомендуется
та или иная психотерапия. Если поставить
себе задачу эмпирическим путем установить,
какие виды психотерапии или их сочетания
оптимальны для лечения одного расстройства,
то придется опробовать астрономическое
количество сочетаний, приблизительно
равное 2400. Соответственно, чтобы получить
возможное количество сочетаний для лечения
всех описанных синдромов, это число надо
будет умножить еще на 300. Это говорит о
научной обоснованности изучения психотерапии,
что является жизненной необходимостью,
обусловленной, с одной стороны, многообразием
форм и проявлений расстройств и способов
их лечения, а с другой – стремлением к
нахождению наилучшего решения в каждом
конкретном случае.
Предметом психологии как науки является изучение закономерностей формирования и появлений психики. Психология делится на общую и специальную, или прикладную. К последнее относятся: социальная психология, педагогическая , клиническая психотерапия…
Психотерапия – метод лечения больного психологическим воздействием.
В реферативной работе мы рассмотрим психотерапию, как направление практической психологии. Методы психотерапевтического воздействия, работы с различными больными. Направления личностно-ориентированной психотерапии, особенности и принципы гуманистического, когнитивного направлений. Также методы групповой психотерапии, трансакттерапии, гештальттерапии.
Психотерапия
в целом включает множество других
методов, которые могут использоваться
для оказания помощи различным категориям
больных. Большинство из них требуют
соответствующей квалификации психотерапевта
и опыта применения конкретных методик.
Психотерапевт должен владеть как
медицинскими (прежде всего в области
психиатрии), так и психологическими
знаниями, чтобы проводить
1.ОСНОВЫ
ПСИХОТЕРАПИИ
Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche - душа иtherapeia – забота, уход, лечение), - «лечение души» и «исцеление душой». Введен термин в 187 году В.Тьюком («Иллюстрация влияния разума на тело») и стал широко использоваться с конца X1X века. Однако до настоящего времени нет единого мнения о границах, формах и методах психотерапии, подготовке специалистов в этой области, как нет и общепризнанного ее определения. Учитывая, что психотерапия в отечественной науке и практике традиционно относилась к медицине – рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний (в 1985 г. он была выделена в самостоятельную медицинскую специальность), наиболее отвечающим ее сути, вероятно нужно признать следующее определение: психотерапия – целенаправленное использование психических (психологических) методов для лечения болезней. Ее принято рассматривать как комплексное лечебное воздействие на психику больного, использующее его эмоциональные реакции, когнитивные, интеллектуальные, волевые возможности, условнорефлекторные связи, а в результате – навесь организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к своему заболеванию, своей личности и окружающей среде.
С глубокой древности известны случаи влияния некоторых лиц на психическое состояние других людей. В основе лечения ряда болезней жрецами, «лечебного эффекта» заговоров, «священных танцев» шаманов лежит воздействие на психику механизмами внушения. Сохранилось выражение: «медицина держится на трех китах: ноже, траве и слове», т.е. за словом с древних времен признавалась такая же сила, как и за ножом хирурга. Христианское учение говорит нам, что слово обладает огромной силой : « …жизнь и смерть во власти языка…»
Развитие психотерапии как научно обоснованного метода начинается с X1X века и связано с именами Бернгейма, Бодуэна, Левенфельда, Мебиуса, а также отечественных врачей В.А.Манассеина, С.П.Боткина, Г.А. Захарьина, С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, которые высказывали мнение о важной роли и возможностях психического воздействия в лечении различных заболеваний.
Одно из наиболее емких определений сути психотерапии принадлежит М.Я. Мудрову: «…зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытого откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».
Важный
вклад в развитие отечественной
и мировой психотерапии внесли труды
И.П.Павлова, его учеников и последователей.
Предложив торию
Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, его понимание болезни и отношения к ней, дает врачу возможность целенаправленно использовать в лечебном комплексе психотерапевтические методы, что, безусловно, повышает эффективность медицинской помощи. Слово врача действует на больного не меньше, а иногда даже и больше, чем медикаменты. Афоризм «Плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче» должен помнить каждый врач, находящийся у постели больного. Поэтому, прежде чем приступить к обследованию, необходимо узнать пациента, побеседовав с ним, и обязательно дать ему надежду на выздоровление или по крайней мере на улучшение состояния. В этом заключаются первые этапы психотерапевтической помощи пациенту.
Психотерапию принято разделять на общую и частную, или специальную.
Под общей
психотерапией или
Известный отечественный психиатр В.В.Ковалев, занимавшийся психическими расстройствами у соматических больных, подчеркивал, что особенно действенна психотерапия, проводимая лечащим врачом.
Психотерапевтическое
воздействие на больного оказывают
поведение врач, беседа о характере
заболевания, особенностях его лечения,
лечебные назначения и рекомендации.
Все это дает психотерапевтический
эффект только в том случае, если
поведение врача подчинено
При проведении психотерапии врач оказывает влияние на личность больного, стремится изменить личностные реакции, которые способствовали возникновению заболевания. Личностные особенности больного и клинические проявления болезни определяют задачи, стоящие перед врачом, проводящим психотерапию, поэтому необходим индивидуальный подход в каждом случае.
Основными целями психотерапии в общемедицинской практике являются:
Психотерапевтическое
воздействие необходимо
2.
МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ
Когнитивные
методы
Когнитивные методы основаны на апелляции к разум больного, его логике и личностным ценностям. Эти методы способствуют установлению контакта врча с больным, делают адекватными взаимоотношения. Одним из первых методов психотерапии, основанных на логической аргументации, был предложенный в 191 году П.Дюбуа метод рациональной (от лат.ratio – разум) психотерапии. В основе его лежит психотерапевтическое убеждение путем использования логической аргументации с целью изменения неадекватных установок и оценок больным своего заболевания.
Техника рациональной психотерапии сводится к беседе с больным, во время которой врач разъясняет ему в доступной форме причину и механизмы возникновения заболевания, объясняет, что имеющиеся у него нарушения обратимы, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающее обстановки, перестать фиксировать внимание на симптоме болезни. Беседа, проводимая с больным, должна быть нацелена на активное стимулирование его усилий, направленных на преодоление болезни, и на перестройку поведения. Эффективность бесед с больным повышается, если при этом возникает соответствующая эмоциональная реакция.
Когнитивная
часть психотерапии направлена на обнаружение
патогенных (т.е. ошибочных) мыслей, убеждений,
предположений, ожиданий, которые предшествуют
патологическим (неадекватным) чувствам
(депрессии, страху) или поведению. Патогенные,
неадекватные мысли психотерапевт
корригирует в процессе разговора
(сократовский диалог) путем сопоставления
реальности с представлениями пациента.
Поведенческие
методы психотерапии
Разработаны на базе бихевиоризма (от англ. Behavior – поведение) – учения о формировании, закреплении, исчезновении привычек, навыков., поведенческих форм реагирования. В основе концепции психологии поведения лежит учение И.П.Павлова о роли подкрепления в формировании одних типов поведения и угасании других. Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия является сиптоматической и строится как процесс угасания нежелательного и моделирование нового поведения, в основе ее лежит научение и тренинг, которые помогают добиваться снижения тревоги и страха при столкновении (конфронтации) с пугающей ситуацией. 5