Психотерапия: сущность, методы, приёмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 17:17, реферат

Краткое описание

В реферативной работе мы рассмотрим психотерапию, как направление практической психологии. Методы психотерапевтического воздействия, работы с различными больными. Направления личностно-ориентированной психотерапии, особенности и принципы гуманистического, когнитивного направлений. Также методы групповой психотерапии, трансакттерапии, гештальттерапии.

Оглавление

Введение………………………………………………………3
1. Основы психотерапии……………………………………..5
2.Методы психотерапии……………………………………..9
3.Психотерапевтические приёмы…………………………..14
Заключение…………………………………………………..24
Список используемой литературы…………………………26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 45.10 Кб (Скачать)

Эмоционально-когнитивная  терапия 

Эмоционально-когнитивная  терапия — это одна из разновидностей когнитивно-бихевиоральной (когнитивно-поведенческой) психотерапии. Развитие когнитивной  терапии и ее различных вариантов, в том числе и эмоционально-когнитивной, связано с именами А.Бекка, Дж. Раша, Д. Бернса и других, Этот вид  терапии ориентирован на лечение  эмоциональных расстройств (чаще всего  — депрессивных). Первый принцип  такой терапии состоит в том, что любое настроение — это  продукт человеческого познания и мышления, то есть система доверия  к какому-нибудь предмету, явлению  или человеку. Второй принцип говорит  о связи мышления и эмоциональной  сферы — во время депрессии  мысли имеют негативный характер. Личность видит себя и мир в  темных тонах и пере- носит это  отношение на реальные ситуации. Третий принцип — депрессия является продуктом неверных рассуждений. Первой ступенью эмоционально- когнитивной  терапии является диагностика депрессии. После диагностики депрессии пациента обучают распознаванию искажений в процессе познания к которым относятся максимализм, общий вывод из единичных фактов, психологическая фиксация событий, скачущие умозаключения, преувеличение и преуменьшение, выводы, основанные на эмоциях, заявления о возможном, ярлыки и принятие ответственности за независящие от тебя события (при этом мысли и чувства больного образуют порочный круг, в котором одно подпитывает другое). Больного обучают разпознаванию иррациональных мыслей и возражениям внутреннему критику, ежедневной записи дисфункциональных мыслей и нахождению рациональных ответов, методу позитивных прогнозов и искусству самоодобрения, методу отчетливого представления успеха. В список методов, с помощью которых больной сможет справиться со своими проблемами, входит обучение контролю над гневом, взаимодействию с комплексом вины, переживанию горя и правильному реагированию на критику, взаимодействию с ежедневными стрессами. Этот вид терапии сочетается также с приемом антидепрессантов, что рекомендуется лишь в тех случаях, если:

— человек  не в состоянии справляться с  ежедневными обязанностями;

— депрессия  сопровождается витальными симптомами;

— депрессия  очень сложна;

— депрессия  наступила внезапно;

— депрессия  сочетается с бредом и гал люцинациями;

— в  семье есть другие больные депрессией;

— нет  побочных эффектов от лекарства,

Эффективность эмоционально-когнитивной терапии  обусловлена, по мнению автора, быстрым  симптоматическим улучшением, пониманием причин расстройств, обучением самоконтролю, профилактикой возникновения расстройств  и толчком к личному развитию пациента. Широкое применение методика имеет при различного рода эмоциональных  расстройствах непсихотического регистра, 
 
 

Поведенческая психотерапия 

Ее развитие связано с именами Дж. Вольпе, М.Б. Шапиро и Б.Ф. Скиннера. Требует  меньше времени, чем другие виды психотерапии, однако имеет больше ограничений  для применения, Наиболее эффективен данный метод для ограниченных симптомов, а не для глобальных дисфункций (расстройства личности), Метод основан на принципах  теории обучения и использует классические и оперантные методики обусловливания. Поведенческая терапия направлена на специфические проблемы, и лучше  всего ее использовать, когда эти  проблемы отчетливо очерчены, а желаемые цели четко определены. Одной из методик поведенческой терапии  является систематическая десензитизация, основанная на поведенческом принципе противообусловливания. Согласно этому  принципу субъект может преодолеть дезадаптивное поведение, вызванное  ситуацией или пред метом, путем  постепенного приближения к вызывающим страх ситуациям и психологическому состоянию, которое тормозит тревогу. Систематическая десензитизация состоит  из трех этапов — обучение релаксации, построение иерархии и десензитизация стимула. Методика используется при  фобиях, навязчивостях, компульсивных  расстройствах. Кроме того, используется постепенное действие стимулов, моделирование  с участием в процедуре (при агорафобии), обучение уверенности в себе, аверсивная терапия (подавление нежелательного поведения  негативными стимулами). 

Антикризисная психотерапия 

Кризис  — это эмоциональная и поведенческая  реакция на опасные события, которая  переживается, как болезненное состояние. Вмешательство во время кризисов предлагается людям, которые в результате кризиса теряют трудоспособность или  выявляют значительные нарушения психической  деятельности.

Технические требования вмешательства во время  кризиса включают: установление терапевтического альянса; рассмотрение событий, которые  при-вели к кризису; понимание дезадаптивных  реакций, которые использует больной  для того, чтобы справиться с кризисом; фокусирование только на кризисе; обучение использованию более адаптивных методов преодоления кризиса; использование  преимущественно позитивного переноса врачем; обучение больного способам избегания  опасных для него ситуаций, В результате такой терапии больной оказывается  лучше вооруженным для избегания  кризиса в дальнейшем. Такое вмешательство  носит не только психотерапевтический, но и профилактический характер, 

Трудотерапия 

Трудовая  терапия — это активный лечебный метод восстановления либо компенсации  утраченных функций при помощи разумной работы, направленной на создание полезного  продукта. Трудотерапия как метод  реабилитации известна с давних времен. Трудотерапия является эффективным  методом лечения, что связано  с её особенностями: целенаправленностью  совершаемых в процессе труда  движений, результативным характером деятельности больного, возможностью привнесения в процесс труда  элементов творчества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Врач  любой специальности может осуществлять и должен не жалеть на это времени  психотерапевтическое общение с  пациентами в рамках когнитивной  психотерапии с элементами внушения. Психотерапия тесно переплетается  с практикой психологии, психогигиены и психопрофилактики.

Многие  из изученных видов психотерапии оказывают очевидное влияние  на различные типы пациентов, причем это влияние не только статистически  значимо, но и клинически эффективно. Психотерапия способствует снятию симптомов, ускоряя естественный процесс выздоровления  и обеспечивая расширение стратегий  совладания с жизненными трудностями.  
Результаты психотерапии, как правило, оказываются достаточно пролонгированными. Хотя некоторые проблемы, например, наркотическая зависимость, имеют тенденцию возникать снова и снова, многие из новообразований, достигнутых в ходе психотерапии, сохраняются в течение длительных периодов времени. Это объясняется отчасти тем, что многие виды психотерапии направлены на создание постоянно функционирующих изменений, а не исключительно на снятие симптомов.  
Различия в эффективности тех или иных форм психотерапии значительно менее выражены, чем можно было бы ожидать: когнитивно-бихевиоральные техники демонстрируют некоторое превосходство над традиционными методами вербальной терапии применительно к определенным типам психических расстройств, но это нельзя считать закономерностью. Длительность психотерапевтического лечения также может быть весьма непродолжительна для определенного типа проблем, тогда как ряд проблем и расстройств не поддается краткосрочной психотерапии.

Несмотря  на то, что отдельные психотерапевтические направления сохраняют своеобразие  и свойственную им специфику взаимодействия с пациентом, многие психотерапевты в настоящее время следуют  эклектическому подходу. С одной стороны, этот факт отражает естественную ответную реакцию на эмпирические данные и отвергает существовавшую прежде установку на строгое соблюдение правил и требований определенной школы. С другой стороны, это позволяет максимально гибко приспосабливать ту или иную технику к запросам и нуждам пациента, его личностным особенностям и объективным обстоятельствам проведения психотерапии.  
 
И наконец, необходимо иметь в виду, что за усредненными показателями улучшения состояния пациентов в результате психотерапии скрываются весьма существенные индивидуальные различия. Одной из детерминант этих различий является личность самого психотерапевта, еще одной – личность пациента; совершенно очевидно, что не всем можно помочь и не все психотерапевты эффективно работают с любым пациентом. Из этого следует, что есть потребность в более тщательном анализе взаимосвязи между процессом и результатом психотерапии, основывающемся не только на клинических суждениях, но и на систематическом сборе эмпирических данных.

Психотерапия  является искусством, основанным на науке.

 
 
 
 

     Список  используемой литературы

1. Александров  А.А. «Современная психотерапия. Курс лекций.» – СПб.: Академический проект, 1997.

2. Белова А.Н. Нейрореабилитация .-М. Антидор, 2000 г. – 568с.

3. Берн  Э. Трансакционный анализ и  психотерапия. - СПб., 1994.

4. Бурно М.Е. Справочник по клинической психотерапии. - М., 1995.

5. КарвасарскийБ.Д. Психотерапия.- Санкт- Петербург "Питер", 2002

6. Клиническая психология. Н.Д.Лакосина, И.И.Сергеев, О.Ф.Панкова.: Учебник для студ. мед. ВУЗов – 2-е изд.- М., 2005.

7. Носачев. Г.Н. Направления, виды, методы и техники психотерапии. Т.1,2.- Самара,1998

8. Павлов И.С. Психотерапия в практике. М. 2002

9. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб, 1998.

10. Орбан-Лембрик Л.Е. Социальльная психология.: Учебное Пособие – К.: Академвидав 2005.

11. Рудестам К. Групповая психотерапия.- СПб,1998

12. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар Ц. Психодинамическая психотерапия.- М.,1992

13. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия.- СПб,1991

14.Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 1999.

Информация о работе Психотерапия: сущность, методы, приёмы