Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:07, диссертация

Краткое описание

Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений.
Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях.
Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности;
- для его реализации создается система определенных условий;
-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;
- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;
- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;
- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.
Задачи исследования:
- выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики;
-разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, основные содержательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них;
-определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях;
- разработать авторскую программу экологического образования дошкольников на основе предлагаемой концепции;
-провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида.

Файлы: 1 файл

Документ.rtf

— 356.19 Кб (Скачать)

16. Необыкновенная экспедиция или в гости к опасным растениям (книга для детей). -- Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1989. -- 44 с. 

17. Сказка о Человеке и Золотой Рыбке. Экологическая сказка для детей и взрослых (серия «Поиграем в сказку»). -- М.: Карапуз, 1998. -- 17 с. 

18. Серая Шапочка и Красный Волк. Экологическая сказка для детей и взрослых (серия «Поиграем в сказку»), -- М.: Карапуз, 1999. -- 17с. 

19. Кот Маклай и дерево Кверкус (кто с дубом дружит). Экологическая сказка для детей и взрослых (серия «Поиграем в сказку»). -- М.: «Карапуз», 1999. -- 17 с. 

20. Ребенок и природа // Справочник для родителей будущего первоклассника. 

-- М.: ACT,-- 2000.- С.20-28. 

Статьи в педагогических, научно-методических журналах и сборниках 

21. Новый прием экологического обучения // Начальная школа. -- 1994. -- № 8. 

-- С. 12-18. 

22. Праздник волшебной воды (сценарий) // Дошкольное воспитание.-- 1994.-- №8.--С. 22-28. 

23. В гости к опасным растениям // Дошкольное воспитание. -- 1994.-- № 7.-- С. 23-24. 

24. Наш дом -- природа // Дошкольное воспитание. -- 1994.--№ 1. -- С. 10-16. 

25. Авторская программа «Окружающая среда и здоровье» // Биология в школе. 

-- 1994. -- №2. -- С. 15-19. (в соавторстве). 

26. Integrative Approach to Environmental Education of Early Aged Children // Ecological Education in Netherlands and Russia. -- Netherlands-- 1994. -- pp. 42--44. 

27. Использование элементов сказки в экологическом образовании детей // Экологическое образование в России: проблемы и практика.-- М.: РАО. -- 1995. -- С.84-88. 

28. В гости к деревьям (конспект занятия на экологической тропе) // Дошкольное воспитание. -- 1995. -- №8. -- С. 22-27. 

29. Сказки и экологическое образование // Вестник АсЭкО. -- 1995. -- №4(8).-- С. 3-10. 

30. Сказка о Человеке и Золотой Рыбке // Вестник АсЭкО. -- 1995. -- №4(8).-- С.11-12. 

31. Наука о доме // Начальная школа. -- 1996.--№4. -- С. 5-8. 

32. Природа сложнее, чем нам кажется // Обруч. -- 1997. -- №2.-- С. 4-7. 

33. Азбука экологии//Обруч.-- 1997.--№2.-- С. 10-12. 

34. Знакомство с Подземным царством // Дошкольное воспитание.-- 1997. -- №7. -- С.23--27. 

35. «Наш дом - природа» - программа экологического образования и воспитания дошкольников // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: Материалы регионального (Европейская часть России) совещания.--М.: ВООП, 1997.-С.71-74. 

36. Предъявите экологический паспорт // Обруч.-- 1997.-- №2.-- С.15-17 (в соавторстве). 

37. Законы природы на дачном участке // Обруч.-- 1997. -- №2. -- С.20-25 (в соавторстве). 

38. Естественно-научное образование детей в Нидерландах: новые подходы // Обруч.-- 1997. -- № 2. -- С. 26. 

39. Экологический проект «Дерево» // Обруч.-- 1997. -- № 2. -- С. 32-34. 

40. День Земли. Как поздравить Землю // Обруч.-- 1997. -- № 2. -- С. 39-40. 

41. Экологический бумеранг// Обруч.--1997. -- № 2. -- С. 42-43. 

42. Осторожно: нитраты! // Обруч.-- 1997. -- № 2. -- С. 44-45 

43. Экологический проект «Мое дерево» // Начальная школа.-- 1997. -- №3. 

-- С. 12--17. 

44. Знакомим детей с почвой // Дошкольное воспитание.-- 1998. -- №4. 

-- С.53-61. 

45. Опыты с песком и глиной // Обруч.-- 1998. -- № 2. -- С.18-20. 

46. Поиграем в... рекламу! // Обруч.--1998. -- № 3. -- С.28-29. 

47. Программа «Наш дом -- природа» // Дошкольное воспитание.-- 1998. -- №4. --С.26--34. 

48. Наш дом -- природа (тексты для чтения и обсуждения с детьми) // Дошкольное воспитание.-- 1998. -- №10. --С.38--48. 

49. Экологическое воспитание дошкольников в контексте концепции «Устойчивого развития» // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: Материалы Российской конференции. -- М.: ВООП, 1998. -- С. 12 -17. 

50. Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: Материалы Российской конференции. -- М.: ВООП, 1998. -- С. 101--109 (в соавторстве). 

51. «Каменная» эпидемия (материалы к программе «Наш дом -- природа») // Обруч.-- 1998. -- № 3. -- С.22--24. 

52. Блок занятий «Солнце» // Дошкольное воспитание.-- 1999. -- №7. -- С. 16--28. 

53. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание.-- 1999.-- №3. -- С.50-61. 

54. Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников // Экологическое образование в школе.-- 1999. --№1. -- С.48--57. 

55. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада // Экологическое образование в школе, до школы, вне школы.-- 1999. -- №2. -- С. 46-52 (в соавторстве). 

56. Экологический паспорт детского сада // Дошкольное воспитание.-- 2000. -- №2.--С. 30-38. 

57. Пути становления экологического воспитания дошкольников в России // Материалы Международной конференции по экологическому образованию. -- М.: МНЭПУ, 1999.- С 8-9. 

58. Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе: Материалы всероссийской конференции. -- М.: ВООП, 1999. -С.23-34. 

59. Создание условий для экологического воспитания в детском саду // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе: Материалы всероссийской конференции. -- М.: ВООП, 1999.-- С. 34-39. 

60. Экологическая тропа // Дошкольное воспитание. -- 2000.--№4.-- С. 25-36 . Тезисы докладов на научно-методических конференциях, совещаниях 

61. Экологическое образование младших школьников // Тезисы Всероссийской конференции «Опыт и проблемы экологического образования школьников». -- Пенза.--1993.--С. 23. 

62. Экологические игры в экологическом воспитании // Тезисы региональной конференции «Вопросы региональной экологии». -- Тамбов. -- 1993. -- С.15. (в соавторстве). 

63. Исследовательская работа школьников как направление экологического воспитания // Тезисы конференции преподавателей. -- Тамбов.-- 1993. --С. 12 (в соавторстве). 

64. Принципы и методы оценки состояния городской среды // Тезисы конференции «Вопросы региональной экологии».--Тамбов.--1993.-- С.27-32 (в соавторстве). 

65. Интегрированный подход в экологическом образовании детей младшего возраста // Тезисы научно-практической конференции «Экологическое образование в Голландии и России». -- Пущино. -- 1994. -- С. 53-55. 

66. Исследование школьниками состояния городской среды // Тезисы международной конференции «Экологическое образование в Голландии и России». -- Пущине. -- 1994. -- С. 76-78 (в соавторстве). 

67. Ecological Education of Children // Theses of US--Russian Joint Co-Conference on Education. -- Moscow. -- 1994. -- p.36 

68. Обучение студентов методике экологического образования // Тезисы Российской конференции «Фундаментальная подготовка будущего специалиста по экологии».-- Орел.-- 1994.-- С.9. 

69. Программа экологического воспитания «Наш дом -- природа» // Тезисы Международной конференции по экологическому образованию детей. -- Обнинск. -- 1995. -- С.129. 

70. Ecological Education of Young Children // Theses of the International Co-Conference on Environmental Pollution. -- St. Petersburg. -- 1995. -- p.55. 

71. Формирование экологического мировоззрения детей через исследовательские проекты // Тезисы пятой Международной конференции АсЭкО «Педагогические технологии в экологическом образовании детей». -- Обнинск. -- 1996. -- С.199. 

72. История становления экологического образования дошкольников в России // Тезисы Международной конференции "Отечественный и зарубежный опыт экологического образования". - Санкт-Петербург.-1999. - С.15-17. 

73. Экологическое воспитание дошкольников // Тезисы конференции «Экология Подмосковья-99». -- М. -- 1999,- С. 14.

Информация о работе Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика