Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:07, диссертация
Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений.
Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях.
Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности;
- для его реализации создается система определенных условий;
-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;
- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;
- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;
- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.
Задачи исследования:
- выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики;
-разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, основные содержательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них;
-определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях;
- разработать авторскую программу экологического образования дошкольников на основе предлагаемой концепции;
-провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида.
16. Необыкновенная
экспедиция или в гости к опасным растениям
(книга для детей). -- Сыктывкар: Коми книжное
издательство, 1989. -- 44 с.
17. Сказка о Человеке
и Золотой Рыбке. Экологическая сказка
для детей и взрослых (серия «Поиграем в сказку»). -- М.:
Карапуз, 1998. -- 17 с.
18. Серая Шапочка и
Красный Волк. Экологическая сказка для
детей и взрослых (серия «Поиграем в сказку»), -- М.:
Карапуз, 1999. -- 17с.
19. Кот Маклай и дерево
Кверкус (кто с дубом дружит). Экологическая
сказка для детей и взрослых (серия «Поиграем
в сказку»). -- М.: «Карапуз»,
1999. -- 17 с.
20. Ребенок и природа
// Справочник для родителей будущего первоклассника.
-- М.: ACT,-- 2000.- С.20-28.
Статьи в педагогических,
научно-методических журналах и сборниках
21. Новый прием экологического
обучения // Начальная школа. -- 1994. -- № 8.
-- С. 12-18.
22. Праздник волшебной
воды (сценарий) // Дошкольное воспитание.--
1994.-- №8.--С. 22-28.
23. В гости к опасным
растениям // Дошкольное воспитание. --
1994.-- № 7.-- С. 23-24.
24. Наш дом -- природа
// Дошкольное воспитание. -- 1994.--№ 1. -- С.
10-16.
25. Авторская программа «Окружающая
среда и здоровье»
// Биология в школе.
-- 1994. -- №2. -- С. 15-19. (в
соавторстве).
26. Integrative Approach to Environmental
Education of Early Aged Children // Ecological Education in Netherlands
and Russia. -- Netherlands-- 1994. -- pp. 42--44.
27. Использование элементов
сказки в экологическом образовании детей
// Экологическое образование в России:
проблемы и практика.-- М.: РАО. -- 1995. -- С.84-88.
28. В гости к деревьям
(конспект занятия на экологической тропе)
// Дошкольное воспитание. -- 1995. -- №8. -- С.
22-27.
29. Сказки и экологическое
образование // Вестник АсЭкО. -- 1995. -- №4(8).--
С. 3-10.
30. Сказка о Человеке
и Золотой Рыбке // Вестник АсЭкО. -- 1995.
-- №4(8).-- С.11-12.
31. Наука о доме // Начальная
школа. -- 1996.--№4. -- С. 5-8.
32. Природа сложнее,
чем нам кажется // Обруч. -- 1997. -- №2.-- С.
4-7.
33. Азбука экологии//Обруч.--
1997.--№2.-- С. 10-12.
34. Знакомство с Подземным
царством // Дошкольное воспитание.-- 1997.
-- №7. -- С.23--27.
35. «Наш дом - природа» - программа
экологического образования и воспитания
дошкольников // Проблемы и перспективы
экологического воспитания в дошкольных
учреждениях: Материалы регионального
(Европейская часть России) совещания.--М.:
ВООП, 1997.-С.71-74.
36. Предъявите экологический
паспорт // Обруч.-- 1997.-- №2.-- С.15-17 (в соавторстве).
37. Законы природы на
дачном участке // Обруч.-- 1997. -- №2. -- С.20-25
(в соавторстве).
38. Естественно-научное
образование детей в Нидерландах: новые
подходы // Обруч.-- 1997. -- № 2. -- С. 26.
39. Экологический проект «Дерево» // Обруч.--
1997. -- № 2. -- С. 32-34.
40. День Земли. Как поздравить
Землю // Обруч.-- 1997. -- № 2. -- С. 39-40.
41. Экологический бумеранг//
Обруч.--1997. -- № 2. -- С. 42-43.
42. Осторожно: нитраты!
// Обруч.-- 1997. -- № 2. -- С. 44-45
43. Экологический проект «Мое
дерево» // Начальная
школа.-- 1997. -- №3.
-- С. 12--17.
44. Знакомим детей с
почвой // Дошкольное воспитание.-- 1998. --
№4.
-- С.53-61.
45. Опыты с песком и
глиной // Обруч.-- 1998. -- № 2. -- С.18-20.
46. Поиграем в... рекламу!
// Обруч.--1998. -- № 3. -- С.28-29.
47. Программа «Наш
дом -- природа» // Дошкольное воспитание.--
1998. -- №4. --С.26--34.
48. Наш дом -- природа
(тексты для чтения и обсуждения с детьми)
// Дошкольное воспитание.-- 1998. -- №10. --С.38--48.
49. Экологическое воспитание
дошкольников в контексте концепции «Устойчивого
развития» // Проблемы и перспективы
экологического воспитания в дошкольных
учреждениях: Материалы Российской конференции.
-- М.: ВООП, 1998. -- С. 12 -17.
50. Интегрированный
подход в экологическом воспитании дошкольников
// Проблемы и перспективы экологического
воспитания в дошкольных учреждениях:
Материалы Российской конференции. -- М.:
ВООП, 1998. -- С. 101--109 (в соавторстве).
51. «Каменная» эпидемия (материалы к программе «Наш
дом -- природа») // Обруч.-- 1998. -- № 3. -- С.22--24.
52. Блок занятий «Солнце» // Дошкольное
воспитание.-- 1999. -- №7. -- С. 16--28.
53. Экологизация развивающей
предметной среды // Дошкольное воспитание.--
1999.-- №3. -- С.50-61.
54. Интегрированный
подход в экологическом воспитании дошкольников
// Экологическое образование в школе.--
1999. --№1. -- С.48--57.
55. Экологическое воспитание
и развивающая предметная среда детского
сада // Экологическое образование в школе,
до школы, вне школы.-- 1999. -- №2. -- С. 46-52 (в
соавторстве).
56. Экологический паспорт
детского сада // Дошкольное воспитание.--
2000. -- №2.--С. 30-38.
57. Пути становления
экологического воспитания дошкольников
в России // Материалы Международной конференции
по экологическому образованию. -- М.: МНЭПУ,
1999.- С 8-9.
58. Принципы отбора
содержания экологического образования
дошкольников // Проблемы и перспективы
экологического воспитания в дошкольных
учреждениях и начальной школе: Материалы
всероссийской конференции. -- М.: ВООП,
1999. -С.23-34.
59. Создание условий
для экологического воспитания в детском
саду // Проблемы и перспективы экологического
воспитания в дошкольных учреждениях
и начальной школе: Материалы всероссийской
конференции. -- М.: ВООП, 1999.-- С. 34-39.
60. Экологическая тропа
// Дошкольное воспитание. -- 2000.--№4.-- С.
25-36 . Тезисы докладов на научно-методических
конференциях, совещаниях
61. Экологическое образование
младших школьников // Тезисы Всероссийской
конференции «Опыт и проблемы экологического
образования школьников».
-- Пенза.--1993.--С. 23.
62. Экологические игры
в экологическом воспитании // Тезисы региональной
конференции «Вопросы региональной экологии». -- Тамбов.
-- 1993. -- С.15. (в соавторстве).
63. Исследовательская
работа школьников как направление экологического
воспитания // Тезисы конференции преподавателей.
-- Тамбов.-- 1993. --С. 12 (в соавторстве).
64. Принципы и методы
оценки состояния городской среды // Тезисы
конференции «Вопросы региональной экологии».--Тамбов.--1993.--
С.27-32 (в соавторстве).
65. Интегрированный
подход в экологическом образовании детей
младшего возраста // Тезисы научно-практической
конференции «Экологическое образование
в Голландии и России».
-- Пущино. -- 1994. --
С. 53-55.
66. Исследование школьниками
состояния городской среды // Тезисы международной
конференции «Экологическое образование
в Голландии и России».
-- Пущине. -- 1994. --
С. 76-78 (в соавторстве).
67. Ecological Education of Children
// Theses of US--Russian Joint Co-Conference on Education. -- Moscow.
-- 1994. -- p.36
68. Обучение студентов
методике экологического образования
// Тезисы Российской конференции «Фундаментальная
подготовка будущего специалиста по экологии».-- Орел.--
1994.-- С.9.
69. Программа экологического
воспитания «Наш дом -- природа» // Тезисы
Международной конференции по экологическому
образованию детей. -- Обнинск. -- 1995. -- С.129.
70. Ecological Education of Young
Children // Theses of the International Co-Conference on Environmental
Pollution. -- St. Petersburg. -- 1995. -- p.55.
71. Формирование экологического
мировоззрения детей через исследовательские
проекты // Тезисы пятой Международной
конференции АсЭкО «Педагогические технологии
в экологическом образовании детей». -- Обнинск.
-- 1996. -- С.199.
72. История становления
экологического образования дошкольников
в России // Тезисы Международной конференции
"Отечественный и зарубежный опыт экологического
образования". - Санкт-Петербург.-1999.
- С.15-17.
73. Экологическое воспитание дошкольников // Тезисы конференции «Экология Подмосковья-99». -- М. -- 1999,- С. 14.
Информация о работе Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика