Экологические пространства в дошкольном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 07:57, контрольная работа

Краткое описание

Характеризуя особенности представлений дошкольников о растительном и животном мире, следует отметить, что они не всегда бывают, конкретными, часто они носят общий или неопределенный характер. Так, дети либо недопонимают, либо имеют неверные представления о причинно-следственных связях в живой природе, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих растений и животных. Интерес к миру природы у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности живого, не умеют внимательно, долго наблюдать за ним и делать выводы.

Оглавление

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная работа для Супиченко Елены - №1.docx

— 42.99 Кб (Скачать)

     ТЕМА: Экологические пространства в дошкольном учреждении

      
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ:

     1) Обоснуйте необходимость и значение экологических пространств в помещении детского сада: экологической комнаты, экологического музея, лаборатории природы и зимнего сада.

     2) При организации экологической комнаты перечислите требования к помещению, его оформлению. Охарактеризуйте функциональные зоны в экологической комнате.

     3) Опишите устройство экологического музея. Подбор экспонатов для постоянной и временной экспозиции. Приведите примерную тематику отделов постоянной и временной экспозиции.

     4) Покажите варианты размещения лабораторий, способы оформления лабораторий. Подробно опишите оборудование лабораторных исследований и особенности проведения занятий с детьми в лаборатории.

     5) Создавая зимний сад, обратите внимание на специфические требования к помещению, освещению и оформлению зимнего сада. 

     Ответ:

  1. Многие современные педагоги и психологи считают, что начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении необходимо с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

     Характеризуя  особенности представлений дошкольников о растительном и животном мире, следует отметить, что они не всегда бывают, конкретными, часто они носят общий или неопределенный характер. Так, дети либо недопонимают, либо имеют неверные представления о причинно-следственных связях в живой природе, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих растений и животных. Интерес к миру природы у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности живого, не умеют внимательно, долго наблюдать за ним и делать выводы.

     Известно, что взаимодействие ребенка с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом:

     1) Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.

     2) Психотерапевтическая функция. Взаимодействие ребенка с животными может существенным образом способствовать гармонизации межличностных отношений.

     3) Реабилитационная функция. Контакты с природой являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации.

     4) Эстетическая функция. Взаимодействие с миром природы способствует эстетическому развитию личности ребенка, представляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей.

     5) Познавательная функция. Взаимодействие с животными и растениями может удовлетворять познавательные потребности ребенка, способствовать его интеллектуальному развитию.

     6) Функция общения. Одна из важнейших функций, которую могут осуществлять животные, и даже растения в процессе взаимодействия с ними человека, – функция партнеров общения [3, с 11-12].

     Реализация  этих функций на практике обуславливает  необходимость в создании в детских  учреждениях экологических пространств.

       Экологические пространства – это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы отдельным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей [1, с 41].

     Благодаря творческому поиску практиков дошкольного  воспитания, углубленно занимающихся данным вопросом, в последнее время  появилось большое многообразие форм организации зеленой зоны в  ДОУ. Так, кроме традиционных видов «экологических пространств» – экологической комнаты, экологического музея, лаборатории природы и зимнего сада – стали появляться и новые: экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма, фитобар, фитоогород [4, с 17]. 

     
  1. Экологическая комната предназначена для проведения экологических занятий, релаксационных целей, знакомства с литературой, коллекциями природного материала, для самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

     Зона  обучения должна быть хорошо освещена, поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями.

     Опыт работы показал, что даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как расстановка мебели, влияет на взаимоотношения детей и педагога, поэтому расположение столов не должно копировать школьный класс. Они могут располагаться по кругу или буквой «П», то есть таким образом, чтобы педагог работал не «над», а вместе с детьми. Это важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения.

     За  столами дошкольники должны находиться только в тех случаях, когда они  выполняют определенную практическую работу. При других видах деятельности (например, чтении литературных произведений, работе с «ящиком ощущений», игры) дошкольники удобно располагаются на диванах, в креслах, на низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения [5, с 11].

     Зона  коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (педагоги часто размещают коллекционные материалы на уровне восприятия взрослого, а не ребенка).

     Зона  релаксации — это уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена она, прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены обработанные пеньки и бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.

     Зона  библиотеки представляет собой уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы «Свирель», «Свирелька», «Детский сад»). В уголке не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов, как это часто делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете. В зоне библиотеки могут находиться и куклы — сказочные персонажи, используемые на занятиях по экологии, и технический комплекс: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео- и аудиокассеты, пластинки (все зависит от возможностей детского сада).

     Оформление  экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы (прежде всего синтетические). При таком оформлении экологическая комната может служить отправной точкой для разговора с родителями об экологической безопасности жилища.

     Главная цель экологической комнаты – привлечение интереса детей к живым организмам и получение положительных эмоций в ходе творческих занятий, развитие бережного отношения к животным и гуманизм [6, с 20-22]. 

     3)Фундаментом экологического музея является идея погружения личности ребенка в специально организованную предметно-пространственную среду, которая может включать в себя памятники природы, экспонаты экологического содержания и многое другое.

     Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

  1. образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
  2. развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
  3. просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
  4. воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта [6, с 100].

     Экологический музей, как правило, входит в состав экологического комплекса детского сада наряду с экологической комнатой, живым уголком и лабораторией. Занимает часть экологической комнаты. Экспонаты в экологическом музее размещаются на полках нескольких зеркальных шкафов, которые разделены на секции.

     Экспонат  – главное «учебное пособие» в  экологическом музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Важно учить детей бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Любая экспозиция (совокупность экспонатов) должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение. Экспонаты музея должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста [2, с 45].

     Для того, чтобы интерес детей к экспонатам никогда не иссякал, важно правильно организовать работу отделов постоянной и временной экспозиции.

     Так, примерами, постоянной экспозиции могут быть отдел музея, несущий в себе особенности и красоты природы родного края («Красуй, Карма!») или экологические отделы с «говорящими» названиями  «Красная книга Беларуси», «Крылатые помощники», «Ягодная поляна», «В грибном царстве», «Лес – наше богатство», «Лесная аптека».

     На  стендах-подставках в музее расположены  самодельные альбомы с одноименными заголовками: содержащие интересные факты о природе, с использованием стихов, загадок, небольших рассказов; фотоальбомы с видами флоры и фауны; демонстрационный материал по экологии, экологические альбомы для разных возрастов, энциклопедии, «Красную книгу» природы.

     Организация отделов временной экспозиции, как  правило, приурочена смене сезонов  года («Лето красное пришло!», «Осень в красках») или тематическим праздникам – Неделя комнатных растений, День сурка (позиционируется, как день грызунов), «День Земли».

     Как правило, в экологическом музее представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья.

     Экологический музей должен отличаться своеобразием экспонатов. Так, например, в лаборатории экологического комплекса могут быть собраны разнообразные коллекции камней, плодов и семян, шишек, песка, глины, ракушек. В музее же представлены только особые камни, особые шишки, необычные плоды и т.п [3, с 12-13].

     При формировании музея следует строго соблюдать правило «Не навреди природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов, листьев и т.п. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей. Многие из них в порыве энтузиазма предлагают наловить на даче бабочек и жуков, сделать гербарий из самых привлекательных, крупных цветов. Все это наносит непоправимый вред природе, а главное, формирует у ребенка потребительский подход к окружающему миру. Правда, погибшие или умершие стрекозы, бабочки и другие насекомые, опавшие цветки и листья могут рассматриваться в качестве экспонатов, но только при условии, что дети знают о причине их гибели.

Информация о работе Экологические пространства в дошкольном учреждении