Экологические пространства в дошкольном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 07:57, контрольная работа

Краткое описание

Характеризуя особенности представлений дошкольников о растительном и животном мире, следует отметить, что они не всегда бывают, конкретными, часто они носят общий или неопределенный характер. Так, дети либо недопонимают, либо имеют неверные представления о причинно-следственных связях в живой природе, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих растений и животных. Интерес к миру природы у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности живого, не умеют внимательно, долго наблюдать за ним и делать выводы.

Оглавление

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная работа для Супиченко Елены - №1.docx

— 42.99 Кб (Скачать)

     Экспонаты могут собираться коллективом детского сада, научным руководителем, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года педагог-эколог и воспитатели обращаются к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для музея природы. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов Беларуси, других стран.

     Экспонаты чаще всего размещают в коробках, на пластиковых тарелках. Кроме того, важно каждую работу снабдить этикеткой. В последних указывается название экспоната, где и кем он собран. Для родителей и детей очень важно, чтобы возле принесенных ими материалов стояла их фамилия.

     Для удобства работы в музее можно составить описание каждого экспоната. Все описания собрать в папке в прозрачных файлах, что позволит в дальнейшем добавлять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т.п.

     Назначение  создаваемых экологических музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить педагогам, что с точки зрения музейной педагогики, знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. 

     Психологические исследования позволили увидеть, что  у детей, занимающихся в музейно-образовательном  пространстве, более чем у их сверстников  развито образное воображение, связная  речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной  среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

     Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ? У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к экологической культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам [5, с 66-67].

     4)  Лаборатория — новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, формируют у детей уважение к научной деятельности и доверие к науке. Педагоги всех дошкольных учреждений, организовавших такие помещения, отмечали, что дети с нетерпением ждут занятий в лаборатории, постоянно спрашивают: «Когда мы пойдем в лабораторию? Когда мы опять будем, как ученые?» [3, с 24].

       Выделение под лабораторию отдельного помещения позволяет проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. При работе в экологическом классе или в помещении группы этот вид детской деятельности затруднен из-за неизбежных ограничений: нельзя проливать воду, рассыпать песок или глину на столе, на полу, — и т.д.

     Многие  детские сады переделывают под лабораторию  обычные подсобные помещения. Желательно, чтобы в лаборатории были краны  с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам — быстро приводить  в порядок столы и оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название лаборатории  дети могут придумать вместе с  воспитателями. Оформление лаборатории  не требует больших дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений. Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. На стенах можно повесить портреты известных ученых.

     В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы: стаканчики из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, картонные коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (неиспользованные), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования стоит привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение.

     В группах для проведения опытов можно  использовать имеющийся специальный  материал (кувшинчики, стаканчики для  переливания воды, цилиндры и т.п.). Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые  банки для круп. Для проведения различных исследований в лаборатории  и на прогулках хорошо приобрести лупы, хотя бы по одной на двоих детей. Но если средства позволяют, то лучше, чтобы у каждого ребенка была своя лупа, это повысит эффективность  работы. К тому же ребенку удобнее  и интереснее рассматривать объекты  самостоятельно, без ограничения  времени. В качестве дополнительного  оборудования можно приобрести микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что микроскоп  должен быть не слишком сложным в  использовании (лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются  и различные препараты для  исследований). Чем дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для  него препараты. Вряд ли целесообразно  покупать микроскоп на каждого ребенка, достаточно иметь 5 на подгруппу. Если же микроскоп один, дети могут по очереди рассматривать объекты. Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.

     В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий). Предложите детям поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые, с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых. Попросите принести их в лабораторию и объяснить, почему собраны именно эти предметы. Выделите для них специальный уголок [4, с 56-58].

     Примеры «живых объектов»  для наблюдений:

  1. «Дом для червей» — аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве обязательно должны быть сухие, перегнивающие листья — пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько (в зависимости от размера емкости) дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ и за тем, как они перерабатывают остатки растений и проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпустят «на волю».
  2. «Прозрачный горшок» — стеклянная емкость (банка или небольшой аквариум), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно следить за развитием корней лука. Длинные корни образуются также и у веточек тополя, которые нетрудно найти в городе весной, после обрезки деревьев. Сначала веточки нужно поставить в воду, а через некоторое время, когда появятся корни, высадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду [1, с 12].

     Особенности проведения занятий в лаборатории. Приходя в лабораторию, дети как бы превращаются в «ученых». Во время проведения опытов они надевают белые халаты (можно попросить родителей сшить такие халаты, например, из старых мужских рубашек) и получают опознавательные карточки, которые прикрепляются на груди. На такой карточке, сделанной из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка, например: «Ученый — Степанов Михаил». Можно разработать соответствующие обозначения для разных типов исследований: капелька воды — «Исследователи воды», воздушный шарик —«Исследователи воздуха», — и т.п.

     Необходимо  так организовывать занятие, чтобы  каждый ребенок имел возможность  провести тот или иной опыт самостоятельно. Коллективные исследования или демонстрации опытов педагогом также возможны, однако преобладать должна индивидуальная работа. Для ребенка очень важно  иметь свой набор лабораторной посуды, самому выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с  результатами других детей.  
Дети старшего возраста могут пригласить к себе в лабораторию малышей, показать им самые простые опыты, оборудование, познакомить с результатами своих наблюдений. Такие совместные занятия дают большой воспитательный эффект [6, с 125].
 

     
  1. Зимний  сад в детском саду – представляет собой некую промежуточную, буферную зону между замкнутыми в четырех стенах помещениями детского сада и природой [1, с 114].

     Считается, что зимний сад в детском саду имеет крайне благотворное влияние на детскую психику и на развитие и формирование личности. В чем же его польза? Психологами установлено, что колоритные и разнообразные составляющие зимнего сада, способствуют более радостному восприятию жизни. Так, заходя в зимний сад, малыши даже в холодный период года, могут оказаться, словно на солнечной полянке, среди множества цветущих и благоухающих растений, а в такой обстановке хочется радоваться жизни и иметь положительный настрой. Также дети круглый год могут радоваться солнышку и яркому дневному свету, не только во время прогулки, но и в помещении. Кроме того, детки могут наслаждаться великолепием цветущих растений, испытывать комфорт и восхищаться опоясывающей свежей красотой – как раз в этом и состоит эстетическая и психологическая прелесть зимнего сада.

     Вот какими красочными словосочетаниями можно  описать функции, которые сможет выполнять зимний сад в детском саду: «зеленый оазис», «помещение, пронизанное светом», «архитектурная эстетика», «свежий и энергичный климат», «мероприятие навстречу свету и солнцу», «грандиозный заряд энергии», «толчок к полету фантазии» и.т.д. Исходя из такого описания, и необходимо производить оснащение зимнего сада [3, с.49].

     В здании детсада зимний сад чаще всего располагается в какой-либо большой комнате. Малыши с огромной любознательностью и  интересом познают в такой комнате окружающую природу. Подобный зеленый уголок в детском саду наполнен всевозможными растениями, зверями, рыбками и даже птицами. Наполнение зимнего сада питомцами может происходить постоянно, что даст возможность деткам проявлять творческие и дизайнерские способности. В помещении зимнего сада можно поместить морских свинок, попугайчиков и других небольших «жителей». 

     Кроме этого зимний сад в детском саду способствует изучению природы различных континентов – такой процесс можно организовать, изготовив  специально разработанный педагогами макет, так сказать, наглядное пособие.

     Для обустройства зеленого уголка в детском  саду необходимо вначале определиться с площадью, где он будет расположен, желательно выбрать самую просторную комнату детского сада.  После этого, нужно выбрать исходный материал, с применением которого будут выполняться работы. Чаще всего для таких комнат используют современные материалы и технологии (ПВХ профиль, алюминиевый профиль, стеклопакеты), которые дают возможность обустроить зимний сад с соблюдением всех общепринятых норм по температурному режиму, освещенности и влажности. Когда обустраивается зимний сад в детском саду, чаще всего процесс остекления производится  уже в существующих постройках.

     Также ввиду того, что зимние сады образовываются из субтропических и тропических растений, понадобится много влаги и тепла, а также налаженная циркуляция воздуха. В случае несоблюдения баланса трех ключевых параметров: тепла, света и влаги,  все усилия и потраченные средства окажутся бесполезными. С технической точки зрения данный баланс достигается следующим образом: выполняется остекление помещения со всех сторон и устанавливается дополнительное отопление. Степень влажности обеспечивают устройством мини-бассейна или крупногабаритного аквариума, а чтобы создать хорошую циркуляцию воздуха проводят качественную вентиляцию.

     Конечно, стоит учесть, что для обычных  государственных детских садов  очень трудно будет устроить зимний сад в стоимостном плане, ведь в отличие от открытого палисадника  на земельном участке, который можно  обустраивать годами,  в «комнатном саду» необходимо соорудить всё и сразу. А это затребует довольно больших одновременных вложений [2, с 72-73]. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экологические пространства в дошкольном учреждении