Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:07, диссертация
Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений.
Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях.
Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности;
- для его реализации создается система определенных условий;
-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;
- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;
- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;
- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.
Задачи исследования:
- выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики;
-разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, основные содержательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них;
-определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях;
- разработать авторскую программу экологического образования дошкольников на основе предлагаемой концепции;
-провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида.
Дошкольные учреждения
отличаются друг от друга по материальным
возможностям, по уровню развивающей предметной
среды, по направлениям деятельности,
что отражается в вариативном подходе
к ее организации. Любая развивающая предметная
среда состоит из разнообразных элементов,
каждый из которых выполняет свою функциональную
роль. В работе рассмотрена функциональная
роль различных элементов среды в экологическом
образовании, варианты организации пространства.
Так, для организации пространства в экологической
комнате обосновано выделение ряда функциональных
зон (обучения, коллекций, библиотеки,
релаксации, игровой). Лаборатория -- новый
элемент развивающей предметной среды
-- создается для исследовательской деятельности
детей. Живой уголок -- достаточно традиционный
элемент дошкольных учреждений нашей
страны, однако, его оформление и содержание
приобретает новую специфику, связанную
с задачами экологического образования.
В диссертационной работе предложен ряд
принципов отбора живых объектов (географический,
экологический, систематический и природоохранный).
Проанализированы такие элементы среды,
как зимний сад, альпийская горка, музеи,
огород, мини-фермы, уголки в группах, экологическая
тропа, при этом обосновывается их вариативность.
Определена функциональная роль в экологическом
образовании таких элементов среды, как
разнообразные игры и игрушки, модели
природных объектов, наглядные пособия
(например, календари погоды и природы,
географические карты, коллекции природных
и искусственных материалов), а также современных
средств обучения -- компьютерные игры
экологического содержания, видеофильмы
(включая мультфильмы), аудиозаписи (звуки
природы, музыкальные произведения), оборудование
для опытов и т.п.
Оценка состояния окружающей
среды детского сада включает информацию
о реальной экологической ситуации района,
микрорайона, в котором расположено дошкольное
учреждение, с целью дальнейшего определения
мер по возможному улучшению состояния
окружающей среды и здоровья дошкольников.
Для такой оценки разработана форма «Экологического
паспорта дошкольного учреждения», которая
апробирована во многих дошкольных учреждениях
страны (рис. 5).
Рис. 5. Структура «экологического
паспорта» дошкольного
учреждения
На основе анализа
информации «Экологического паспорта» определяются
перспективы и направления деятельности
дошкольного учреждения в области экологического
образования,
Подготовка и переподготовка
кадров. Роль работников дошкольных учреждений
в экологическом образовании имеет свою
специфику: именно в раннем возрасте для
ребенка характерна склонность к подражанию,
он полностью доверяет взрослому, у дошкольников
отсутствует критический взгляд на поступки
близких людей. В настоящее время наблюдается
противоречие между целью экологического
образования, его содержанием, методикой
и уровнем профессиональной подготовки
педагогов, а также их системой ценностей
по отношению к окружающей среде. Общий
уровень подготовки работников дошкольных
учреждений все еще остается недостаточным
и не позволяет реализовать в полной мере
экологизацию дошкольной образовательной
системы. В работе выделены и проанализированы
современные направления и компоненты
подготовки и переподготовки воспитателей
в области экологического образования
(теоретический, методический, ценностный
и другие).
Координация дошкольных
учреждений с другими организациями, учреждениями
приобретает особое значение с точки зрения
непрерывности системы экологического
образования. По целям и задачам сотрудничества
выделяется несколько направлений: организационное,
образовательное, повышение квалификации,
научное консультирование, реализация
преемственности и другие. Сотрудничество
дошкольного учреждения с другими организациями
снимает противоречие между детским садом
как закрытым, изолированным учреждением
и дошкольной ступенью как частью системы
непрерывного экологического образования.
Экологизация видов
деятельности ребенка. Экологическое
образование дошкольника базируется на
деятельностном подходе, поскольку именно
деятельность формирует психику ребенка.
Под экологизацией деятельности дошкольника
понимается обогащение ее содержания
за счет экологического компонента. Для
целей экологического образования в той
или иной степени могут быть использованы
все виды деятельностей, что отражается,
соответственно, и в отборе методики. Экологизация
различных видов деятельности ребенка
проанализирована на примере некоторых
из них (поисковая, трудовая, игровая и
другие). Поисковая деятельность с точки
зрения процесса экологического образования
рассматривается как один из главных видов
деятельности ребенка. В качестве основного
вида поисковой деятельности Н. Н. Поддъяков
выделяет особую детскую деятельность
- экспериментирование, подчеркивая, что
эта «истинно
детская деятельность» является ведущей на протяжении
всего дошкольного возраста, начиная с
младенчества. Нами разработаны циклы
экспериментирования с природным материалом
(водой, песком, глиной, камнями, почвой).
Каждый цикл построен таким образом, что
по мере выполнения заданий перед дошкольниками
ставятся все более сложные задачи, что
создает благоприятную почву для развития
мышления ребенка. Занятия по экспериментированию
проводятся по определенной схеме: ребенок
формулирует гипотезу (свое предположение),
затем проверяет ее непосредственно в
процессе экспериментирования, и в заключение
сравнивает полученные результаты с гипотезой,
обобщает их самостоятельно или с помощью
педагога. С целью развития у детей способности
к творческому применению полученных
в процессе такого экспериментирования
знаний, к каждому экспериментальному
циклу разработан комплекс творческих
заданий. Анализируется также социальное
экспериментирование дошкольников в различных
жизненных ситуациях. Его экологизация
осуществляется через вовлечение детей
в разнообразные ситуации экологического
содержания. Такой подход имеет большое
значение для формирования навыков экологически
грамотного и безопасного поведения ребенка.
Игра - ведущая деятельность
ребенка-дошкольника, в том числе и в экологическом
образовании, что отличает дошкольную
ступень от других ступеней системы непрерывного
экологического образования. Выделены
три основных подхода к игровым методам:
создание новых игр с экологическим (природоохранным)
содержанием, экологизация традиционных
игр и адаптация народных игр. К каждому
блоку занятий программы «Наш дом - природа» создан
комплекс разнообразных игр для дошкольников.
По особенностям содержания и правил выделен
ряд видов игр экологического содержания.
Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие
природоведческого, природоохранного
или экологического содержания и существование
определенных правил. В рамках программы
разработан ряд таких игр, которые знакомят
детей с различными природными явлениями,
процессами. Настольные дидактические
игры - создан и апробирован комплекс игр
такого типа, в частности, учебно-методический
комплект «Невидимые
ниточки природы». Среди дидактических игр
выделяются предметные (с использованием
природных объектов). Интеллектуальные
игры успешно используются для целей экологического
образования старших дошкольников при
условии адаптации на дошкольный уровень.
К этой группе игр отнесены разработанные
нами игровые ситуации с использованием
рекламных роликов.
Экологическое образование
дошкольников тесно связано с процессом
непрерывного экологического просвещения
родителей, направленным на формирование
экологической культуры всех членов семьи.
Это крайне важный и, в то же время, один
из наиболее сложных с позиции реализации,
компонент системы экологического образования
в дошкольном учреждении. Работа с родителями
--постепенный и непрерывный процесс. Отбор
экологической информации для этих целей
производится с учетом личной значимости.
В экологическом просвещении родителей,
как и в экологическом образовании в целом,
выделены компоненты содержания (ценностный,
познавательный, нормативный, деятельностный).
Реализация указанных компонентов осуществляется
по нескольким направлениям, которые проанализированы
в работе: совместная практическая деятельность
(уход за животными, растениями, сбор коллекций,
выставки работ, выполненных детьми совместно
с родителями, участие в экологических
праздниках, выполнение домашних заданий),
организация природоохранных акций (уборка
территории детского сада, парка, дома,
посадка деревьев, оформление кормушек
и их размещение на территории) и другие.
В главе IV «Педагогический эксперимент» рассматриваются
организация и результаты экспериментальной
деятельности. В целях проверки гипотезы
исследования, определения содержания
и условий реализации экологического
образования был организован широкомасштабный
эксперимент, охватывающий ряд дошкольных
учреждений во всех регионах России (рис.
6).
Рис. 6. География внедрения
программы «Наш дом -- природа»
Наиболее углубленная
работа проводилась на базе экспериментальных
площадок под руководством автора в г.
Тамбове, г. Балашихе Московской области
и дошкольных учреждений г. Москвы. Экспериментальная
работа на московских площадках велась
по согласованию и под контролем городского
комитета образования, окружных управлений
образования и Центра «Дошкольное детство» им.
А. В. Запорожца. Программа «Наш дом природа» и методические рекомендации
к ней используются работниками дошкольных
учреждений' в совместной деятельности
с учебно-воспитательными комплексами,
Центрами экологического образования,
центрами и домами творчества, станциями
юных натуралистов, музеями, отделами
экологического образования заповедников.
Участвующие в экспериментальной деятельности
детские сады различались по условиям
(конструкции, планировке, особенностями
территории и расположения, географической
приуроченности, материальному обеспечению,
составу, уровню развития и социального
статуса детей и семей, подготовки воспитателей),
содержанию образовательной и методической
работы, что дало возможность адаптировать
программу к разным видам дошкольных учреждений
(санаторного типа, коррекционных по зрению,
опорно-двигательному аппарату, с логопедической
специализацией, в Монтессори-группах,
дошкольных учреждениях с эстетической,
художественной направленностью). Каждое
дошкольное учреждение на определенном
этапе экспериментальной работы выбирало
для углубленного рассмотрения одну или
несколько проблем («Роль сказки в экологическом
образовании» - ДОУ № 2333 г. Москвы, «Реализация
интегрированного подхода в экологическом
образовании» ДОУ № 1908; «Эколого-оздоровительная
работа с дошкольниками»
-- ДОУ № 1622 и другие).
В процессе экспериментальной деятельности
перед учреждениями стояли следующие
задачи: внедрение одной из вариативных
моделей экологического образования;
создание системы экологического образования-реализация
интегрированного подхода; экологизация
различных видов деятельности ребенка;
создание условий для реализации экологического
образования детей; разработка и внедрение
диагностических приемов педагогической
деятельности; адаптация содержания и
методов работы с детьми к условиям конкретного
дошкольного учреждения и региона (региональный
компонент).
В экспериментальной
деятельности каждого дошкольного учреждения
выделялись три последовательных этапа:
подготовительный (формулирование гипотезы,
целей, задач, ожидаемых результатов, создание
условий для экспериментальной деятельности),
исследовательский (проведение экспериментальной
работы) и завершающий или обобщающий
(диагностика результатов работы, обобщение
результатов экспериментальной деятельности
и оформление их в виде продукта, готового
для внедрения в инновационную деятельность).
Результаты экспериментальной деятельности
использованы при разработке предлагаемой
концепции экологического образования
дошкольников и условий для ее реализации.
Они также представлены в виде программы
и методического обеспечения к ней (пособий
для педагогов, книг, игр для детей), статей
в периодической печати, серии видеофильмов
и системы авторских семинаров.
Ежегодно органами
управления образования г. Москвы осуществлялась
экспертиза результатов экспериментальной
деятельности (получены положительные
оценки). Экспериментальная деятельность
рассматривается как начало процесса
изменения массовой педагогической практики.
Так же, как и в школьной практике, этот
процесс идет в следующей последовательности: «экспериментальная
деятельность отдельных ДОУ-инновационная
деятельность (создание инновационной
сети) - изменения в массовой практике
дошкольных учреждений».
Диагностика результатов
экологического образования в дошкольных
учреждениях. В настоящее время диагностика
экологического образования дошкольников
разработана недостаточно, что объясняется
несколькими причинами. Первая -- относительная
молодость данного направления дошкольной
педагогики, отсутствие четких образовательных
стандартов в этой области, расхождение
в понимании содержания экологического
образования различными авторами и коллективами
дошкольных учреждений. Вторая причина
связана со спецификой самого экологического
образования, его целями и задачами. Эффективность
экологического образования не может
быть выражена только в цифровых данных,
отражающих результаты опросов или тестирования
дошкольников. Сложность решения проблемы
заключается и в том, что экологическое
образование закладывает основы экологического
мировоззрения, которое должно определять
поступки человека, его отношения с окружающей
средой в будущем. Специфика дошкольного
возраста не позволяет применять виды
школьной диагностики определения уровня
знаний. Зачастую педагогами-практиками
так называемый «уровень экологической
воспитанности ребенка» определяется по количеству
названных им растений, животных и т.п.
Однако большой объем природоведческих
знаний, усвоенный ребенком, не гарантирует
его потенциальное экологически грамотное
поведение в будущем, не отражает реального
отношения к природе. Эта точка зрения
согласуется с положениями Постановления
Министерства образования РФ о том, что
диагностика в дошкольном возрасте не
может в полной мере опираться на выявление
знаний, умений и навыков («О практике проведения
диагностики развития ребенка в системе
дошкольного образования»). Необъективность данных
зачастую усугубляется условиями, в которых
диагностируется ребенок. Наиболее реальные
результаты дает диагностика, основывающаяся
на длительных наблюдениях за ребенком
(например, наблюдения воспитателя, эколога),
проводимая в привычных для него условиях,
с учетом его настроения и желания. Как
указывается в уже упоминавшемся «Постановлении
Министерства образования РФ», возможность использования
психолого-педагогической диагностики
на основе наблюдения за динамикой развития
ребенка с целью осуществления индивидуального
подхода в образовательном процессе не
вызывает сомнения. Результаты такого
диагностирования используются педагогом
для планирования собственной деятельности,
при постановке и реализации педагогических
задач. В современных условиях вариативности
программ результаты диагностики, прежде
всего, служат в качестве контроля за эффективностью
конкретной образовательной программы,
которую использует дошкольное учреждение.
Такой подход положен нами в основу диагностических
приемов, разработанных в процессе экспериментальной
деятельности. С точки зрения организации
процесса диагностирования важно определить
его цели и задачи. Основная задача проведения
диагностики -- оценка результатов работы
педагога и тех программ, технологий, которые
он использует в работе. Диагностирование
же самих дошкольников является с этой
точки зрения средством совершенствования
образовательного процесса. Деятельность
воспитателя оценивается как эффективная,
если группа детей в целом достигает определенного
результата. В противном случае педагог
ищет пути изменения ситуации (изменение
педагогических технологий, использование
педагогом технологий для индивидуальной
работы с ребенком и т.п.). Таким образом,
разработанные приемы диагностирования
направлены, прежде всего, на оценку результатов
работы педагогов по программе «Наш
дом - природа» (по каждому блоку занятий).
Информация о работе Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика