Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:07, диссертация

Краткое описание

Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений.
Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях.
Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности;
- для его реализации создается система определенных условий;
-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;
- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;
- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;
- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.
Задачи исследования:
- выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики;
-разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, основные содержательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них;
-определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях;
- разработать авторскую программу экологического образования дошкольников на основе предлагаемой концепции;
-провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида.