Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:20, доклад
Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.
Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье.
1слайд
Рассмотрим
систему дошкольного
2слайд
В данной презентации рассмотрим основные определения, историю дошкольного образования в России, основные виды дошкольных образовательных учреждений, порядок работы дошкольных учреждений и образовательные программы ДОУ.
3 слайд
На слайде представлены основные определения по нашей теме:
Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.
Дошкольное
образование осуществляется, как правило,
в учреждениях
дошкольного образования,
учреждениях общего образования (предшкола),
учреждениях дополнительного образования
детей (центры и объединения раннего развития
ребёнка), но может осуществляться и дома
в семье. С учётом того обстоятельства,
что в России сейчас более трети молодых
семей, имеющих ребёнка, не обеспечены
детскими дошкольными учреждениями, подготовка
родителей к азам семейного дошкольного
воспитания становится одной из важней
задач молодёжной семейной политики.
4,5слайд
Рассмотрим историю дошкольного образования в России.
Дошкольное образование в России не является обязательным, а потому многие семьи воспитывают и обучают своего ребенка самостоятельно. Существует несколько видов учреждений дошкольного образования, общего образования (предшествующие школе), дополнительного развития.
Первые образовательные заведения для малышей появились в России в конце XIX века. Обычные дети не привилегированных родителей в 1866 году смогли посещать первый бесплатный «народный детский сад». В это же время появился и первый детский сад для детей интеллигенции.
Система дошкольных образовательных учреждений активно развивалась, и через три десятилетия в России появилось несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также для приютов для сирот.
В
это время начали организовываться
образовательные курсы для
20 ноября 1917 года была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию». Этот документ гарантировал бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста.
Первый педагогический факультет с дошкольным отделением был открыт в 1918 году в Московском государственном университете. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.
К середине ХХ века сеть более двух миллионов детей уже посещали детские сады.
В послевоенное время в СССР появились первые ясли, где родители могли оставлять малышей, начиная с двух месяцев.
В начале 60-х годов был разработан единый для всех учреждений дошкольного образования документ, определяющий их программу работы.
В
начале XXI века в России насчитывается
более 45 тыс. детских дошкольных учреждений.
Современная система
6слайд
В России существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений для детей.
Ясли-сад
Здесь находятся малыши, начиная с двух месяцев. В яслях тоже установлен свой распорядок дня и обязательные развивающие занятия. Желательно, чтобы ребенок обладал элементарными навыками в соответствии с возрастом: мог сам ходить, есть, пить, одеваться и т.п.
Детский сад
Самый пространенный вид и популярный вид образовательных учреждений. Как правило, здесь дети находятся с утра до вечера, здесь они спят, играют, занимаются, учатся, едят. Сады могут отличаться между собой по образовательным программам, однако в рамках установленных государством норм (за исключением частных садов).
Выделяют детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
Детский сад компенсирующего вида
Это детские учреждения с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. В них принимаются дети с различными патологиями: задержкой психического развития, туберкулезной интоксикацией, нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения, интеллекта, часто болеющих детей и т.д.
Здесь созданы особые условия и работают специально обученные педагоги и медики. Также важным моментом является то, что в таких садах работают консультационные пункты для родителей.
Детский сад комбинированного вида
Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных.
Центр развития ребенка
Такое учреждение направлено на всесторонне развитие и раскрытие талантов и способностей ребенка. Здесь находятся игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми, нередко используются нетрадиционные программы.
В
последние годы в России все большую
популярность приобретают новые модели
дошкольного образования: дошкольные
группы на базе общеобразовательных учреждений,
группы на базе учреждений дополнительного
образования, домашнее образование детей
и т.д.
7 слайд
В
большинстве детских садов
Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем, исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. В группах: от 2 месяцев до 1 года — 10 детей; от 1 года до 3 лет — 15 детей; от 3 лет до 7 лет — 20 детей. Существуют также разновозрастные группы с разным количеством детей.
Все детские сады работают по утвержденным на государственном уровне программам и подразумевают определенный режим дня. Как правило, он состоит из учебных занятий, прогулок, сна, отдыха и т.д.
С утра малыши делают зарядку, завтракают. Затем проходят учебные занятия, прогулка, подвижные игры. Обязателен дневной сон. После него малышам также предлагаются разнообразные виды активной деятельности, прогулка, занятия. Питание в садиках, как правило, четырехразовое.
Во многих детских садах есть бассейны, проводится закаливание.
Обучающие
программы могут включать себя не
только минимальную подготовку детей
к школе, но и развивать их творческие
способности, обучать полезным навыкам.
8слайд
С
2009 года действуют правила, согласно
которым направление в детский
сад выдают только постоянно действующие
комиссии по комплектованию образовательных
учреждений, реализующих основную образовательную
программу дошкольного
Процедура приема:
необходимо
сдать все документы в
комиссия принимает заявление родителей и выдает направление в детский сад;
если вы обращаетесь в комиссию заранее, желая встать в очередь и отдать ребенка в детский сад позже, то в заявлении указывается дата, когда вы хотели бы это сделать. В таком случае вам необходимо получить уведомление о том, что заявление принято и ребенок зарегистрирован в книге учета будущих воспитанников. По мере появления мест к указанному сроку вас должны уведомить об этом по телефону или иным способом;
в комиссии вам помогут с выбором садика, с учетом состояния здоровья и других особенностей ребенка;
Совсем недавно у родителей появилась возможность подать заявление в детский сад через интернет — не упускайте такую возможность. Это поможет сэкономить силы и время.
Список необходимых документов:
свидетельство о рождении ребенка;
паспорт одного из родителей (законных представителей);
медицинская карта ребенка;
документ, подтверждающий льготу (при наличии льготы на первоочередное поступление ребенка в детский сад).
Родители заключают с детским садом договор, в котором прописаны оказываемые им услуги, прав и обязанности, условия оплаты. Оплата устанавливается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно, однако она должна составлять не более 20% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Для
отдельных категорий граждан
(в частности, для родителей, имеющих трех
и более детей) размер родительской платы
не должен превышать 10% от расходов на
содержание ребенка в дошкольном образовательном
учреждении.
9слайд
Основные
категории граждан льготников перечислены
на слайде.
10-16 слайды
Образовательные программы
Дошкольное образовательное учреждение – это тип образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного воспитания: ясли, ясли -детский сад (от 2 месяцев до 3 лет) и детский сад (от 3 до 6-7 лет); детский сад – начальная школа; комплексы детский сад – школа – колледж; детский сад – школа –вуз.
Сегодня
каждому дошкольному учреждению
предоставляется возможность
В условиях вариативности образования, закрепленной в «Законе об образовании», к 2005 г. в системе дошкольного образования появилось достаточное количество программ нового поколения.
Все
программы предусматривают
В
соответствии со ст.9 закона РФ об образовании
все общеобразовательные
Основные
и дополнительные программы являются
авторскими вариативными программами.
Организация их разработки осуществляется
по инициативе коллективов творческих
групп или отдельных авторов.
Комплексные программы – программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ
Специализированные программы – программы по одному или нескольким направлениям, реализуемые в рамках основной образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения
Дополнительные программы ДОУ – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и бесплатных) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках , секциях и т.д.
Следует помнить, что дополнительные программы не могут реализовываться вместо или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени , отведенного на реализацию основных программ.