Система дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:20, доклад

Краткое описание

Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.
Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье.

Файлы: 1 файл

выступление к презентац. теория дошк..doc

— 61.00 Кб (Скачать)
 

  1слайд

  Рассмотрим  систему дошкольного образования  в России.

  2слайд

  В данной презентации рассмотрим основные определения, историю дошкольного образования в России, основные виды дошкольных образовательных учреждений, порядок работы дошкольных учреждений и образовательные программы ДОУ.

  3 слайд

  На  слайде представлены основные определения  по нашей теме:

  Дошкольное  образование в  России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.

  Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики. 

  4,5слайд

  Рассмотрим  историю дошкольного образования в России.

  Дошкольное  образование в России не является обязательным, а потому многие семьи  воспитывают и обучают своего ребенка самостоятельно. Существует несколько видов учреждений дошкольного  образования, общего образования (предшествующие школе), дополнительного развития.

  Первые  образовательные заведения для  малышей появились в России в  конце XIX века. Обычные дети не привилегированных  родителей в 1866 году смогли посещать первый бесплатный «народный детский  сад». В это же время появился и первый детский сад для детей интеллигенции.

  Система дошкольных образовательных учреждений активно развивалась, и через  три десятилетия в России появилось  несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также для приютов для сирот.

  В это время начали организовываться образовательные курсы для воспитателей, проводились лекции и «тренинги», выпускалась соответствующая литература.

  20 ноября 1917 года была принята официальная  «Декларация по дошкольному воспитанию». Этот документ гарантировал бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста.

  Первый  педагогический факультет с дошкольным отделением был открыт в 1918 году в  Московском государственном университете. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

  К середине ХХ века сеть более двух миллионов  детей уже посещали детские сады.

  В послевоенное время в СССР появились  первые ясли, где родители могли  оставлять малышей, начиная с  двух месяцев.

  В начале 60-х годов был разработан единый для всех учреждений дошкольного образования документ, определяющий их программу работы.

  В начале XXI века в России насчитывается  более 45 тыс. детских дошкольных учреждений. Современная система дошкольного  образования состоит из яслей, детских садов, групп кратковременного пребывания детей, центров дошкольного образования.  

  6слайд

  В России существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений для  детей.

  Ясли-сад

  Здесь находятся малыши, начиная с двух месяцев. В яслях тоже установлен свой распорядок дня и обязательные развивающие занятия. Желательно, чтобы ребенок обладал элементарными навыками в соответствии с возрастом: мог сам ходить, есть, пить, одеваться и т.п.

  Детский сад

  Самый пространенный вид и популярный вид образовательных учреждений. Как правило, здесь дети находятся с утра до вечера, здесь они спят, играют, занимаются, учатся, едят. Сады могут отличаться между собой по образовательным программам, однако в рамках установленных государством норм (за исключением частных садов).

  Выделяют  детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

  Детский сад компенсирующего  вида

  Это детские учреждения с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. В них принимаются дети с различными патологиями: задержкой психического развития, туберкулезной интоксикацией, нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения, интеллекта, часто болеющих детей и т.д.

  Здесь созданы особые условия и работают специально обученные педагоги и  медики. Также важным моментом является то, что в таких садах работают консультационные пункты для родителей.

  Детский сад комбинированного вида

  Детский сад комбинированного вида включает в себя несколько разных групп: общеразвивающих, компенсирующих, оздоровительных.

  Центр развития ребенка 

  Такое учреждение направлено на всесторонне  развитие и раскрытие талантов и  способностей ребенка. Здесь находятся  игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми, нередко используются нетрадиционные программы.

  В последние годы в России все большую  популярность приобретают новые модели дошкольного образования: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, группы на базе учреждений дополнительного образования, домашнее образование детей и т.д.  

  7 слайд

  В большинстве детских садов время  работы приближено к государственному рабочему графику: с 7-8 до 18-19 часов пять дней в неделю. Также существуют круглосуточные детские сады, 10-часовой  и 14-часовой режимы.

  Количество  групп в дошкольном образовательном  учреждении определяется учредителем, исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. В группах: от 2 месяцев до 1 года — 10 детей; от 1 года до 3 лет — 15 детей; от 3 лет до 7 лет — 20 детей. Существуют также разновозрастные группы с разным количеством детей.

  Все детские сады работают по утвержденным на государственном уровне программам и подразумевают определенный режим  дня. Как правило, он состоит из учебных  занятий, прогулок, сна, отдыха и т.д.

  С утра малыши делают зарядку, завтракают. Затем проходят учебные занятия, прогулка, подвижные игры. Обязателен дневной сон. После него малышам также предлагаются разнообразные виды активной деятельности, прогулка, занятия. Питание в садиках, как правило, четырехразовое.

  Во  многих детских садах есть бассейны, проводится закаливание.

  Обучающие программы могут включать себя не только минимальную подготовку детей  к школе, но и развивать их творческие способности, обучать полезным навыкам.  

  8слайд

  Прием в детские дошкольные учреждения

  С 2009 года действуют правила, согласно которым направление в детский  сад выдают только постоянно действующие  комиссии по комплектованию образовательных  учреждений, реализующих основную образовательную  программу дошкольного образования. Детские сады не могут принимать детей самостоятельно. Частных дошкольных учреждений это правило не касается.

  Процедура приема:

  необходимо  сдать все документы в комиссию;

  комиссия  принимает заявление родителей  и выдает направление в детский  сад;

  если  вы обращаетесь в комиссию заранее, желая встать в очередь и отдать ребенка в детский сад позже, то в заявлении указывается дата, когда вы хотели бы это сделать. В таком случае вам необходимо получить уведомление о том, что заявление принято и ребенок зарегистрирован в книге учета будущих воспитанников. По мере появления мест к указанному сроку вас должны уведомить об этом по телефону или иным способом;

  в комиссии вам помогут с выбором  садика, с учетом состояния здоровья и других особенностей ребенка;

  Совсем  недавно у родителей появилась возможность подать заявление в детский сад через интернет — не упускайте такую возможность. Это поможет сэкономить силы и время.

  Список  необходимых документов:

  свидетельство о рождении ребенка;

  паспорт одного из родителей (законных представителей);

  медицинская карта ребенка;

  документ, подтверждающий льготу (при наличии  льготы на первоочередное поступление  ребенка в детский сад).

  Родители  заключают с детским садом  договор, в котором прописаны  оказываемые им услуги, прав и обязанности, условия оплаты. Оплата устанавливается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно, однако она должна составлять не более 20% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

  Для отдельных категорий граждан  (в частности, для родителей, имеющих трех и более детей) размер родительской платы не должен превышать 10% от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.  

  9слайд

  Основные  категории граждан льготников перечислены на слайде. 

  10-16 слайды

  Образовательные программы

  Дошкольное  образовательное  учреждение – это тип образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного воспитания: ясли, ясли -детский сад (от 2 месяцев до 3 лет) и детский сад (от 3 до 6-7 лет); детский сад – начальная школа; комплексы детский сад – школа – колледж; детский сад – школа –вуз.

  Сегодня каждому дошкольному учреждению предоставляется возможность стать  самостоятельным как в финансово-хозяйственной, так и в педагогической деятельности.

  В условиях вариативности образования, закрепленной в «Законе об образовании», к 2005 г. в системе дошкольного образования появилось достаточное количество программ нового поколения.

  Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического  процесса в детском саду.

  В соответствии со ст.9 закона РФ об образовании  все общеобразовательные программы  подразделяются на основные и дополнительные.

  Основные  и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Организация их разработки осуществляется по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов. 

  Комплексные программы – программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ

  Специализированные  программы – программы по одному или нескольким направлениям, реализуемые в рамках основной образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения

  Дополнительные  программы ДОУ – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и бесплатных) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках , секциях и т.д.

  Следует помнить, что дополнительные программы не могут  реализовываться  вместо или в рамках основной образовательной  деятельности за счет времени , отведенного  на реализацию основных программ.

Информация о работе Система дошкольного образования