Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:18, курсовая работа
В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодное для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие. Поэтому в окружающем мире рынка фирма – всего лишь клетка большого организма, общая роль которой в основном не осознается ею.
Теория и практика бизнес- планирования
Введение
С общеэкономической точки зрения планирование – это механизм, который заменяет цены и рынок.
В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодное для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие. Поэтому в окружающем мире рынка фирма – всего лишь клетка большого организма, общая роль которой в основном не осознается ею.
Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями менеджеров. Предприниматель осознано определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений.
Таким образом, участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не зависимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.
Почему планирование как система волевых, сознательно принимаемых решений вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы?
У экономистов есть несколько ответов на этот вопрос.
Ограниченные размеры фирмы позволяют контролировать действия, происходящие внутри ее, и таким образом сводить к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия.
Применяя планирование, фирма устраняет те издержки, которые она могла бы иметь, если бы действия внутри фирмы совершались на основе купли – продажи. Ведь всякой торговой сделки (трансакции) сопутствуют так называемые трансакционные издержки: затраты на поиски покупателя или продавца, проведение переговоров о предмете сделки, оплата услуг консультантов и т.п. Отменяя отношения купли – продажи, предприятие устраняет дополнительные затраты.
Осуществляя административную функцию, связанную с волевым руководством и принятием решений, предприниматель занимается планированием также в более узком смысле как разновидностью управленческой деятельности.
Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.
Внутрифирменное планирование может отличаться по срокам, целям и прочим признакам. Одним из видов планирования является бизнес-планирование.
Особое значение бизнес-планирование приобретает для предприятия, у которого есть проблемы. В данном случае бизнес-план помогает найти источники финансирования затрат, определить пути выхода из кризиса, определить перспективы развития предприятия. Поэтому тема, выбранная для написания курсовой работы, является актуальной.
Цель работы – разработка бизнес-плана для действующей торговой организации.
Задачи работы:
- изучение теоретических основ планирования и бизнес-планирования, в частности;
- анализ основных показателей работы торговой организации и выявление проблем в ее деятельности;
- разработка бизнес-плана по укреплению финансового состояния организации.
Объект исследования – магазин «Мастер салат».
1. Планирование в условиях рыночных отношений
1.1 Сущность и принципы современного планирования
План – это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.
Приведенное определение плана содержит следующие ключевые слова:
«инструмент» - означает, что план не самоцель, а средство достижения цели. Арсенал средств достижения цели может включать экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Средства достижения цели могут меняться, и в этом заключается смысл понятия «рабочий инструмент», когда в механизме планирования предусматривается постоянная возможность уточнить используемые средства, если это потребуют цель и изменившиеся условия бизнеса. Такой подход означает доминанту адаптации плана над его стабильностью;
«достижения поставленной цели» - определяет удовлетворение личных и коллективных потребностей работников объекта хозяйствования. Цель - как желаемый результат, как центр стремления в плане - должна осуществляться точно к намеченному сроку;
«На основе конъюнктурного прогноза» - означает, что в основе субъективных действий исполнителей плана находится их понимание объективных закономерностей существования хозяйственной среды и ее использование: знание механизма рынка, в том числе по рынку своего товара, и разработка прогноза как предварительной части планирования;
«расписание по исполнителям, времени и средствам» - означает что план действий обязательно должен быть обеспечен ресурсами: временными и пространственными, т.е. должен быть обеспечен по срокам исполнения материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными средствами. Без такого обеспечения план превращается в реально достижимое событие.
На основании приведенного определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи планирования. Основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени ресурсам.
Планирование - это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определение приоритетов, средств м методов достижения. Оно зачастую рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.
Планирование имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества планирования:
Стремление решить задачу рационально и с наименьшими затратами;
Обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;
Улучшение координации действия исполнителей;
Усиление коллективных возможностей приложения сил за счет современных действий заинтересованных лиц;
Более рациональное использование ограниченных ресурсов;
Возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.
Недостатки планирования:
Невозможность в плане отобразить все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;
Стабильность принятого решения, что может обернуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса;
Необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.
План нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены:
Неопределенностью, многомерностью и стохастичностью среды хозяйствования. Поэтому для исполнения так важны: во- первых, поиск дополнительной достоверной (в том числе новой) информации и, во – вторых, прогноз и определение степени его вероятности;
Несовершенство законодательной базы страны;
Ограничениями по ресурсам;
Проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы устои предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса.
Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим принципам:
Авторитарность руководства фирмы;
Субъективизм взглядов исполнителей;
Неточная и не полная информация;
Форс – мажорные обстоятельства;
Отсутствия финансового обеспечения действий исполнителей;
Ошибки в электронных расчетах.
План деятельности должен быть выражен в письменной форме для его лучшего понимания исполнителями. Кроме того. Такой план в дальнейшем легче проконтролировать.
В современной практике внутрифирменного планирования имеются свои особенности. К ним относятся:
Дифференциация функций планирования;
Повышение сложности плана;
Учет требований маркетинга;
Значительный объем элементов перераспределения ресурсов.
Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни руководства, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информация о состоянии дел фирмы и условий ее деятельности.
В рыночной экономике адаптация плана стала основной проблемой планирования. Она зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и учета полной информации может привести к замедлению и потере времени. Поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адаптации с учетом вновь поступающей информации.
Опыт показывает, что во внутрифирменном планировании необходимо как подчинение, так и демократизм. Поэтому, подчиняясь в общих вопросах руководству, каждый специалист на своем участке работы имеет значительные полномочия, позволяющие ему принимать ответственные решения в пределах своей компетенции. Такой подход обеспечивает процессу планирования необходимую инициативу и творчество самодисциплине исполнителей: работник сам проверяет ценность своего решения или приходит к отказу от него.
Чтобы план был действительно полезным, он должен выполнять роль помощника в управлении, но никак не главную роль действующего лица.
Планирование деятельности предприятия основывается на использовании таких принципов, как непрерывность, органическое единство, комплексность, выделение приоритетов, гибкость, оптимальность и экономичность, контроль.
Принцип непрерывности планирования предполагает что:
Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
Разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу
Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом - компании, как правило соблюдают. В то же время не редки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течении определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.
Процесс планирования должен быть непрерывным в связи с тем, что:
Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и, соответственно, исправление и уточнение планов;
Изменяются представления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях; если фирма не будет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.
Таким образом, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность со всем вытекающими из этого выгодами.
Принцип единства предполагает систему взаимосвязанных между собой элементов, имеющих единую направленность развития.
Комплексность планирования обеспечивает взаимную увязку всех показателей и разделов планов и направлений деятельности предприятия.
Выделение приоритетов предполагает необходимость определения в планах главных задач или направлений развития, требующих первоочередного решения и выделения средств, в целях повышения эффективности деятельности предприятия.
Принцип гибкости планирования означает изменение и уточнение планов в процессе их реализации с учетом изменения внешней и внутренней среды функционирования предприятия.
Принцип оптимальности и экономичности предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов плана развития предприятия и выбор лучшего варианта с точки зрения экономичности его реализации и получения наиболее высоких результатов.
Принцип контроля позволяет своевременно обнаружить недостатки в работе предприятия, предупредить возможные диспропорции развития, а также выявить резервы повышения эффективности деятельности.
1.2 Система планов организации
Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. План – это набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть фирмы должна играть в процессе достижения целей фирмы.
Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы.
Стратегический план фирмы (часто составляется на пять лет вперед) и общественные планы, составленные в продолжение стратегического плана.
Стратегические планы отдельных единиц, входящих в состав фирмы.
Оперативные планы фирмы.
общественные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы» или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.
Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы программы) и проекты.
Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место фирмы в будущем, выбранные стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика фирмы.