Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:07, диссертация
Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений.
Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях.
Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности;
- для его реализации создается система определенных условий;
-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;
- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;
- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;
- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.
Задачи исследования:
- выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики;
-разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, основные содержательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них;
-определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях;
- разработать авторскую программу экологического образования дошкольников на основе предлагаемой концепции;
-провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида.
Автореферат диссертации:
РЫЖОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Современные проблемы
взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии
формирования экологического мировоззрения
у всех людей, повышения их экологической
культуры. Сегодня все больше стран, в
том числе и Россия, присоединяется к реализации
концепции «устойчивого развития», согласно
которой человечество должно согласовывать
свою деятельность с законами природы,
изменять потребительское отношение к
природе на признание ее самоценности.
Важным условием перехода современного
общества к «устойчивому развитию» является
экологическое образование. В «Концепции устойчивого
развития России» особо подчеркивается необходимость
формирования всеми доступными средствами
экологического мировоззрения граждан
России, в первую очередь, детей. С принятием
законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной
среды» и «Об
образовании» созданы предпосылки правовой
базы для формирования системы экологического
образования населения. «Указ Президента Российской
Федерации по охране окружающей среды
и обеспечению устойчивого развития» (с
учетом Декларации Конференции ООН по
окружающей среде и развитию, подписанной
Россией), соответствующие постановления
Правительства возводят экологическое
образование в разряд первостепенных
государственных проблем. Указанные документы
подразумевают создание в регионах страны
системы непрерывного экологического
образования, первой ступенью которой
является дошкольная. Именно в дошкольном
возрасте закладываются основы мировоззрения
человека, формируется его отношение к
окружающему миру.
Начало формированию
системы непрерывного экологического
образования в России положили материалы
Международной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП
в Тбилиси в 1977 г. и конгрессы в Москве, «Тбилиси
+ 10» (1987 и
1990 гг.). Экологическое образование, в том
числе и дошкольников, признано в нашей
стране приоритетным направлением в образовании
в целом. В последние годы этой проблемой
занимается большое количество специалистов
дошкольных учреждений, создан ряд новых
программ. Однако все еще не выработан
единый подход к целям и задачам экологического
образования дошкольников как первой
ступени системы непрерывного экологического
образования, отбору его содержания; не
сложилось единой концепции, системы организации,
слабо разработана проблема критериев
и диагностики результатов, не определены
пути и условия экологического образования
в ДОУ. Наблюдается противоречие: цели,
задачи, содержание экологического образования
дошкольников определяются с позиции
новой, эксцентрической парадигмы, в то
время как содержание и методика - со старой,
антропоцентрической. Данное противоречие
осложняет функционирование дошкольной
ступени как неотъемлемой части системы
экологического образования.
Проблема исследования
состоит в разрешении противоречия между
потребностями общества в формировании
с раннего детства личности, способной
строить свои отношения с окружающим миром
с учетом законов природы, жить в относительной
гармонии с ней, и отсутствием единой концепции,
системы экологического образования в
дошкольных учреждениях, являющегося
первой ступенью системы непрерывного
экологического образования.
Объект исследования
- система образования в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования
- экологическое образование: цели, содержание
и процесс в системе дошкольных учреждений.
Цель исследования
- разработать теоретические основы экологического
образования дошкольников и определить
условия его реализации в дошкольных учреждениях.
Гипотеза. Экологическое
образование в дошкольных учреждениях
будет эффективным, если:
- оно рассматривается
как особая, самоценная ступень системы
непрерывного экологического образования
и как часть развития общей культуры ребенка,
а не как пропедевтический этап школьных
курсов экологической направленности;
- для его реализации
создается система определенных условий;
-содержание и методика
экологического образования отражают
идеи эксцентрической, а не антропоцентрической
парадигмы;
- реализуется принцип
преемственности со школой, но в то же
время при отборе содержания и методики
учитываются психофизиологические особенности
ребенка-дошкольника и специфика дошкольных
учреждений;
- диагностика результатов
экологического образования направлена
на выявление эффективности конкретных
программ и методик, а не на определение
уровня знаний ребенка-дошкольника;
- в базисных характеристиках
ребенка-дошкольника выделяется экологический
компонент.
Задачи исследования:
- выявить тенденции
в формировании экологического образования
дошкольников как нового направления
дошкольной педагогики;
-разработать концепцию
экологического образования дошкольников,
включая определение целей, задач, содержания
(принципы отбора, основные содержательные
линии, компоненты содержания), ожидаемые
результаты и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные
модели организации работы по экологическому
образованию в дошкольных учреждениях
и выявить наиболее эффективную из них;
-определить условия
реализации экологического образования
в дошкольных учреждениях;
- разработать авторскую
программу экологического образования
дошкольников на основе предлагаемой
концепции;
-провести педагогический
эксперимент и апробацию авторской программы
в дошкольных учреждениях различного
вида.
Методы исследования:
- историко-концептуальный
анализ литературы по дошкольной педагогике,
экологии, психологии, содержанию и методике
экологического образования дошкольников,
школьников, педагогов, студентов;
- метод наблюдения
- проведение наблюдений в дошкольных
учреждениях с целью оценки их деятельности
в области экологического образования;
- изучение опыта работы
в области экологического образования;
- метод беседы - целенаправленные
беседы с сотрудниками дошкольных учреждений
и органов управления образованием;
- метод опроса - опросы
педагогов в форме анкетирования и интервью;
детей -- в форме интервью;
- изучение продуктов
детского творчества (рисунков, аппликаций,
поделок и т.п.);
- педагогический эксперимент
в дошкольных учреждениях разного вида.
Научная новизна исследования
заключается:
- в определении современного
состояния и тенденций в экологическом
образовании как новом направлении дошкольной
педагогики;
- в обосновании теоретических
положений экологического образования
дошкольников и условий его реализации
в дошкольных учреждениях разного вида;
- разработке ряда диагностических
приемов и диагностической карты ребенка;
- выделении экологического
компонента базисных характеристик личности
ребенка в качестве ожидаемых результатов
экологического образования.
Теоретическая значимость.
Разработана концепция экологического
образования дошкольников с учетом различных
направлений современной экологии, ее
мировоззренческого значения, психолого-физиологических
особенностей ребенка-дошкольника, характера
непрерывности системы экологического
образования. Обоснованы условия (модель «эколог», модель «воспитатель», система
компонентов экологического образования
в дошкольном учреждении) реализации концепции;
выделен экологический компонент в базисных
характеристиках личности ребенка-дошкольника.
Практическая значимость.
1. Основные идеи концепции
экологического образования дошкольников
реализованы:
- в авторской программе
по экологическому образованию дошкольников «Наш
дом - природа», утвержденной в 1995 году
Министерством образования РФ, и ее методическом
обеспечении (методические пособия, учебно-методические
комплекты; книги и игры для детей и родителей);
- в базисной программе
развития ребенка «Истоки», рекомендованной к использованию
в дошкольных учреждениях столицы Московским
комитетом образования (направление по
экологическому образованию);
- в «Национальной стратегии
экологического образования Российской
Федерации»;
- в
Плане Действий «Национальной Стратегии
сохранения биоразнообразия».
2. Разработаны
и апробированы методические рекомендации
для педагогов, базирующиеся на интегрированном
и деятельностном подходах: по организации
развивающей предметной среды, по организации
системы работы с детьми, семьей и различными
учреждениями; по оценке состояния окружающей
среды, а также ряд практических материалов: «Экологический
паспорт дошкольного учреждения», диагностические
приемы, диагностическая карта дошкольника;
карты мониторинга деятельности педагогов,
конспекты занятий с детьми и другие.
На защиту выносятся
следующие положения:
1. Концепция экологического
образования дошкольников, базирующаяся
на:
- теоретических положениях
отечественных психологов (А.В. Запорожца,
Л.С. Выготского, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Новоселовой
и других) и результатах исследований
педагогов в области экологического образования
дошкольников (П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой,
Б.Ф. Терентьевой, Н.Н. Кондратьевой и других);
- концепции системы
непрерывного экологического образования
(А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина
и др.);
- содержании экологии
как современной науки, включающей ряд
направлений (классическую, социальную,
прикладную) и экологии как междисциплинарной
отрасли, имеющей мировоззренческое значение;
- концепции «устойчивого
развития» (взаимозависимость
человека и природы; признание самоценности
природы, смена антропоцентрической парадигмы
на эксцентрическую).
Основные положения
концепции:
- экологическое образование
дошкольников является уникальной, самоценной,
специфической и неотъемлемой ступенью
системы непрерывного экологического
образования;
- специфика дошкольной
ступени как "первого этапа системы
непрерывного экологического образования
определяется психологическими, физиологическими
особенностями ребенка-дошкольника, что
учитывается при отборе содержания и методики;
- при отборе содержания
экологического образования дошкольников
учитываются три группы принципов: общедидактические,
специфические для экологического образования;
специфические для данного возраста: научности,
доступности, системности, регионализма,
преемственности, гуманистичности, интеграции,
деятельностности, конструктивизма, целостности;
- в содержании экологического
образования дошкольников, как и на других
ступенях системы непрерывного экологического
образования, отражены различные направления
экологии, ее междисциплинарный характер
и связь с другими естественными и гуманитарными
дисциплинами, искусством;
- основными содержательными
линиями экологического образования дошкольников
являются разнообразие окружающего мира,
взаимосвязи в природе и цикличность явлений
и процессов . В содержании экологического
образования дошкольников, как и в содержании
экологического образования школьников,
выделяется четыре основных компонента:
познавательный, ценностный, нормативный,
деятельностный, которые на данной ступени
имеют свою специфику.
-базисные характеристики
личности ребенка-дошкольника включают
экологический компонент как отражение
ожидаемых результатов. Диагностика эффективности
экологического образования дошкольников
направлена, прежде всего, не на диагностику
их знаний, а на диагностику результатов
внедрения педагогическим коллективом
конкретной программы, и включает количественные
и качественные методы оценки.
2. Реализация концепции
предполагает определенные условия: создание
в дошкольном учреждении системы работы,
включающей ряд взаимосвязанных компонентов
(экологизация развивающей предметной
среды, экологизация различных видов деятельности
детей, работа с родителями, подготовка
и переподготовка педагогических кадров,
оценка окружающей среды, координация
работы с другими учреждениями). Существуют
различные варианты реализации концепции
экологического образования. Модель «эколог», предполагающая
тесное сотрудничество всех сотрудников
дошкольного учреждения при координирующей
роли педагога-эколога, является более
эффективной, чем модель «воспитатель», когда экологическое образование
дошкольников осуществляется только воспитателем.
Информация о работе Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика