Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:07, диссертация

Краткое описание

Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений.
Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях.
Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности;
- для его реализации создается система определенных условий;
-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;
- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;
- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;
- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.
Задачи исследования:
- выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики;
-разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, основные содержательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них;
-определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях;
- разработать авторскую программу экологического образования дошкольников на основе предлагаемой концепции;
-провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида.

Файлы: 1 файл

Документ.rtf

— 356.19 Кб (Скачать)

Автореферат диссертации:

РЫЖОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. 

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. 

Начало формированию системы непрерывного экологического образования в России положили материалы Международной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП в Тбилиси в 1977 г. и конгрессы в Москве, «Тбилиси + 10» (1987 и 1990 гг.). Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако все еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования, отбору его содержания; не сложилось единой концепции, системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в ДОУ. Наблюдается противоречие: цели, задачи, содержание экологического образования дошкольников определяются с позиции новой, эксцентрической парадигмы, в то время как содержание и методика - со старой, антропоцентрической. Данное противоречие осложняет функционирование дошкольной ступени как неотъемлемой части системы экологического образования. 

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между потребностями общества в формировании с раннего детства личности, способной строить свои отношения с окружающим миром с учетом законов природы, жить в относительной гармонии с ней, и отсутствием единой концепции, системы экологического образования в дошкольных учреждениях, являющегося первой ступенью системы непрерывного экологического образования. 

Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях. 

Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений. 

Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях. 

Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если: 

- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности; 

- для его реализации создается система определенных условий; 

-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы; 

- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений; 

- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника; 

- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент. 

Задачи исследования: 

- выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики; 

-разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, основные содержательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов; 

- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них; 

-определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях; 

- разработать авторскую программу экологического образования дошкольников на основе предлагаемой концепции; 

-провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида. 

Методы исследования: 

- историко-концептуальный анализ литературы по дошкольной педагогике, экологии, психологии, содержанию и методике экологического образования дошкольников, школьников, педагогов, студентов; 

- метод наблюдения - проведение наблюдений в дошкольных учреждениях с целью оценки их деятельности в области экологического образования; 

- изучение опыта работы в области экологического образования; 

- метод беседы - целенаправленные беседы с сотрудниками дошкольных учреждений и органов управления образованием; 

- метод опроса - опросы педагогов в форме анкетирования и интервью; детей -- в форме интервью; 

- изучение продуктов детского творчества (рисунков, аппликаций, поделок и т.п.); 

- педагогический эксперимент в дошкольных учреждениях разного вида. 

Научная новизна исследования заключается: 

- в определении современного состояния и тенденций в экологическом образовании как новом направлении дошкольной педагогики; 

- в обосновании теоретических положений экологического образования дошкольников и условий его реализации в дошкольных учреждениях разного вида; 

- разработке ряда диагностических приемов и диагностической карты ребенка; 

- выделении экологического компонента базисных характеристик личности ребенка в качестве ожидаемых результатов экологического образования. 

Теоретическая значимость. Разработана концепция экологического образования дошкольников с учетом различных направлений современной экологии, ее мировоззренческого значения, психолого-физиологических особенностей ребенка-дошкольника, характера непрерывности системы экологического образования. Обоснованы условия (модель «эколог», модель «воспитатель», система компонентов экологического образования в дошкольном учреждении) реализации концепции; выделен экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника. 

Практическая значимость. 

1. Основные идеи концепции экологического образования дошкольников реализованы: 

- в авторской программе по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа», утвержденной в 1995 году Министерством образования РФ, и ее методическом обеспечении (методические пособия, учебно-методические комплекты; книги и игры для детей и родителей); 

- в базисной программе развития ребенка «Истоки», рекомендованной к использованию в дошкольных учреждениях столицы Московским комитетом образования (направление по экологическому образованию); 

- в «Национальной стратегии экологического образования Российской Федерации»; 

- в Плане Действий «Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия». 

2. Разработаны и апробированы методические рекомендации для педагогов, базирующиеся на интегрированном и деятельностном подходах: по организации развивающей предметной среды, по организации системы работы с детьми, семьей и различными учреждениями; по оценке состояния окружающей среды, а также ряд практических материалов: «Экологический паспорт дошкольного учреждения», диагностические приемы, диагностическая карта дошкольника; карты мониторинга деятельности педагогов, конспекты занятий с детьми и другие. 

На защиту выносятся следующие положения: 

1. Концепция экологического образования дошкольников, базирующаяся на: 

- теоретических положениях отечественных психологов (А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Новоселовой и других) и результатах исследований педагогов в области экологического образования дошкольников (П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой, Б.Ф. Терентьевой, Н.Н. Кондратьевой и других); 

- концепции системы непрерывного экологического образования (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.); 

- содержании экологии как современной науки, включающей ряд направлений (классическую, социальную, прикладную) и экологии как междисциплинарной отрасли, имеющей мировоззренческое значение; 

- концепции «устойчивого развития» (взаимозависимость человека и природы; признание самоценности природы, смена антропоцентрической парадигмы на эксцентрическую). 

Основные положения концепции: 

- экологическое образование дошкольников является уникальной, самоценной, специфической и неотъемлемой ступенью системы непрерывного экологического образования; 

- специфика дошкольной ступени как "первого этапа системы непрерывного экологического образования определяется психологическими, физиологическими особенностями ребенка-дошкольника, что учитывается при отборе содержания и методики; 

- при отборе содержания экологического образования дошкольников учитываются три группы принципов: общедидактические, специфические для экологического образования; специфические для данного возраста: научности, доступности, системности, регионализма, преемственности, гуманистичности, интеграции, деятельностности, конструктивизма, целостности; 

- в содержании экологического образования дошкольников, как и на других ступенях системы непрерывного экологического образования, отражены различные направления экологии, ее междисциплинарный характер и связь с другими естественными и гуманитарными дисциплинами, искусством; 

- основными содержательными линиями экологического образования дошкольников являются разнообразие окружающего мира, взаимосвязи в природе и цикличность явлений и процессов . В содержании экологического образования дошкольников, как и в содержании экологического образования школьников, выделяется четыре основных компонента: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный, которые на данной ступени имеют свою специфику. 

-базисные характеристики личности ребенка-дошкольника включают экологический компонент как отражение ожидаемых результатов. Диагностика эффективности экологического образования дошкольников направлена, прежде всего, не на диагностику их знаний, а на диагностику результатов внедрения педагогическим коллективом конкретной программы, и включает количественные и качественные методы оценки. 

2. Реализация концепции предполагает определенные условия: создание в дошкольном учреждении системы работы, включающей ряд взаимосвязанных компонентов (экологизация развивающей предметной среды, экологизация различных видов деятельности детей, работа с родителями, подготовка и переподготовка педагогических кадров, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями). Существуют различные варианты реализации концепции экологического образования. Модель «эколог», предполагающая тесное сотрудничество всех сотрудников дошкольного учреждения при координирующей роли педагога-эколога, является более эффективной, чем модель «воспитатель», когда экологическое образование дошкольников осуществляется только воспитателем. 

Информация о работе Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика