Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:07, диссертация
Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений.
Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях.
Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности;
- для его реализации создается система определенных условий;
-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;
- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;
- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;
- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.
Задачи исследования:
- выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики;
-разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, основные содержательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них;
-определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях;
- разработать авторскую программу экологического образования дошкольников на основе предлагаемой концепции;
-провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида.
В разделе «Варианты определения целей
и задач экологического образования» дается
детальный обзор и анализ основных терминов: «экологическое
образование», «экологическое воспитание», «экологическая
культура», «экологическая этика» в
трактовке разных авторов (как специалистов
в области экологического образования
в целом - С.В. Алексеева, С.Н. Глазачева,
С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева,
Д.Н. Кавтарадзе, В.М. Назаренко, И.Н. Пономаревой,
И.Т. Суравегиной, Н.М. Черновой, Г.А. Ягодина,
В.А. Левина и других; так и в области экологического
образования дошкольников - Н.Ф. Виноградовой,
И.Г. Белавиной и Н.Г. Найденской, А.А. Королевой,
С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, Т.В. Потаповой
и других). Выявлено, что в экологическом
образовании дошкольников используются
термины «экологическое
воспитание», «экологическое образование», «экологическая
культура», причем
зачастую они употребляются как синонимы.
Для отбора содержания
экологического образования крайне важно
определение его целей и задач, поэтому
анализируется подход различных авторов
к данному вопросу. Поскольку экологическое
образование дошкольников -- это первая
ступень в системе непрерывного экологического
образования, его цели и задачи определяются
с учетом концепции общего экологического
образования.
В главе II «Теоретические основы экологического
образования дошкольников» в разделе «Специфика дошкольной ступени
в системе непрерывного экологического
образования» дается анализ психофизиологических
особенностей дошкольников с точки зрения
экологического образования. Такой подход
позволяет оценить дошкольную ступень
как самоценную, специфическую, неотъемлемую
часть системы непрерывного экологического
образования. В настоящее время в ряде
работ в качестве первой ступени системы
непрерывного экологического образования
рассматривается начальная школа, а дошкольной
ступени отводится роль пропедевтического
этапа, подготовки к изучению в начальной
школе предметов экологической направленности.
Дошкольный возраст отличается особенностями
условий жизни и требований, которые предъявляются
ребенку на данном этапе его развития,
спецификой его отношений с окружающим
миром, уровнем развития психологической
структуры личности ребенка, его знаний
и мышления, совокупностью определенных
физиологических особенностей. В содержании
и методике экологического образования
детей старшего и младшего дошкольного
возраста существуют значительные различия.
В программах по ознакомлению детей младшего
дошкольного возраста с окружающим миром
достаточно много внимания уделяется
вопросам ознакомления с природой. Поэтому
к пяти годам у ребенка уже сформирован
ряд представлений об окружающей среде
и определенное отношение к ней, которые
могут служить основой для экологического
образования в старшем возрасте. Именно
по отношению к детям 5-7 лет можно говорить
о более углубленном изучении и восприятии
природы, формировании представлений
о взаимосвязях природных объектов и явлений.
Особенностями дошкольного
возраста являются эмоционально окрашенное
восприятие материала, анимизм, наглядно-образное,
наглядно-чувственное восприятие окружающего
мира, преобладание правополушарного
типа деятельности. Особое значение в
этот период жизни имеет регулярное общение
с природой, построенное на ее сенсорном
восприятии. В настоящее время такой контакт
в условиях города, особенно мегаполисов,
крайне ограничен. Проведенные нами опросы
московских дошкольников показали, что
большинство из них слово «природа» ассоциирует с чем-то далеким,
и не воспринимает природные объекты ближайшего
окружения. Особенность дошкольной ступени
системы непрерывного экологического
образования проявляется и в специфике
ведущей для этого возраста деятельности
ребенка -- игре (в отличие от учебной деятельности
в начальной школе). В старшем дошкольном
возрасте происходит становление отношений
ребенка с другими детьми, взрослыми, с
окружающей природой, идет процесс его
социализации. Формируется внутренняя
позиция дошкольника по отношению к другим
людям, возрастает осознание своего «я» и
значение своих поступков. У старшего
дошкольника появляется круг элементарных
обязанностей, он способен уже самостоятельно
выполнять ряд указаний взрослых, возникает
необходимость почувствовать признание
окружающих. С этих позиций крайне важно
рассмотреть экологические аспекты этого
процесса, сформировать у ребенка именно
в этом возрасте основы экологической
безопасности, экологически грамотного
поведения в быту и в природе, умение прогнозировать
последствия своих поступков по отношению
к природе, к себе самому и людям.
В данной работе под
экологическим образованием дошкольников
понимается непрерывный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка, направленный
на формирование его экологической культуры,
которая проявляется в эмоционально-положительном
отношении к природе, окружающему миру,
в ответственном отношении к своему здоровью
и состоянию окружающей среды, в соблюдении
определенных моральных норм, в системе
ценностных ориентации. Сформулирован
комплекс взаимосвязанных задач в области
обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование системы
элементарных научных экологических знаний,
доступных пониманию ребенка-дошкольника
(прежде всего, как средства становления
осознанно-правильного отношения к природе);
развитие познавательного интереса к
миру природы;
- формирование первоначальных
умений и навыков экологически грамотного
и безопасного для природы и для самого
ребенка поведения;
- воспитание гуманного,
эмоционально-положительного, бережного,
заботливого отношения к миру природы
и окружающему миру в целом; развитие чувства
эмпа-тии к объектам природы;
- формирование умений
и навыков наблюдений за природными объектами
и явлениями;
- формирование первоначальной
системы ценностных ориентации (восприятие
себя как части природы, взаимосвязи человека
и природы, самоценность и многообразие
значений природы, ценность общения с
природой);
- освоение элементарных
норм поведения по отношению к природе,
формирование навыков рационального природопользования
в повседневной жизни;
- формирование умения
и желания сохранять природу и при необходимости
оказывать ей помощь (уход за живыми объектами),
а также навыков элементарной природоохранной
деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных
умений предвидеть последствия некоторых
своих действий по отношению к окружающей
среде;
Принципы отбора содержания
экологического образования дошкольников,
разработанные для других уровней системы
непрерывного экологического образования,
адаптированы, конкретизированы и дополнены
нами для дошкольной ступени. Анализ литературы
и собственный практический опыт работы
позволил предложить три группы принципов
отбора содержания экологического образования
дошкольников. Общедидактические принципы:
научность и доступность (знакомство дошкольников
с совокупностью элементарных научных
экологических знаний, которые служат
основой формирования мотивации действий
ребенка, развития познавательного интереса,
формирования основ мировоззрения); в
таблице 1 приводятся примеры адаптации
некоторых научных знаний на доступный
для понимания ребенка уровень в рамках
авторской программы «Наш дом - природа»); гуманистичностъ
(воспитание человека с новыми ценностями,
владеющего основами культуры потребления,
заботящегося о своем здоровье и желающего
вести здоровый образ жизни; имеющего
представления о разнообразии ценностей
природы: эстетической, нравственной,
познавательной, практической и т.д.); системность
(отражается в характере, логике, последовательности
подачи материала, организации работы
в дошкольном учреждении, в изучении живых
объектов как систем разного уровня). Принципы,
специфические для экологического образования:
прогностичность (у детей формируются
элементарные представления о существующих
в природе взаимосвязях и на основе этих
представлений -- умение прогнозировать
свои действия по отношению к окружающей
среде во время отдыха, труда в природе
и бытовых условиях; деятельностность
(экологические знания ребенка способствуют
формированию мотивации участия в различных
посильных видах деятельности по сохранению
окружающей среды и собственного здоровья);
интеграция (интегрированный характер
экологических знаний как таковых; экологическое
образование как составная часть общей
культуры ребенка; особенности организации
и методики работы в дошкольном учреждении);
регио-налкзм (экологическое образование
дошкольников осуществляется, прежде
всего, на объектах ближайшего окружения,
что связано с конкретным мышлением детей
данного возраста: изучение глобальных
проблем представляется нецелесообразным,
для целей экологического образования
выбираются объекты, явления, доступные
для понимания ребенка, сущность которых
он может познать в процессе детской деятельности):
преемственность (связь целей, задач, содержания
экологического образования дошкольников
со всеми ступенями системы непрерывного
образования). Принципы, специфические
для экологического образования дошкольников:
целостность (отражает, прежде всего, целостное
восприятие дошкольником окружающего
мира и единство ребенка с миром природы);
конструктивизм (экологическое образование
дошкольников базируется только на нейтральной,
положительной или отрицательно-положительной
информации).
Таблица 1. Адаптация
экологических знаний на дошкольный уровень
(фрагмент)
Проблема Адаптация на дошкольный уровень
Взаимосвязи в природе
Невидимые ниточки
природы (наблюдения в природе и в живом
уголке, музыкальная, изобразительная
деятельность, игры, решение творческих
задач, чтение и обсуждение литературы).
Круговорот воды
Путешествие капельки
(наблюдения в помещении и на улице, опыты
в лаборатории, подвижная игра, музыкальная,
изобразительная деятельность, чтение
и обсуждение литературы).
Круговорот вещества
(образование почвы)
Волшебные превращения
листьев в почву (наблюдения на экологической
тропинке за опавшими листьями, упавшими
деревьями, пнями, грибами, проект «Листья», подвижная
игра, изодеятельность, знакомство с дождевым
червяком и его «работой», обсуждение авторской сказки,
чтение литературы, акция по спасению
дождевых червяков).
Отражение направлений
экологии в содержании экологического
образования дошкольников. Интенсивное
развитие экологического образования
дошкольников и превращение его в популярное
направление привело к размыванию содержания
и границ понятия «экология». Как и в целом в системе
непрерывного экологического образования,
на дошкольной ступени экология должна
рассматриваться, прежде всего, как наука
о живых организмах и их связях друг с
другом и окружающей средой. Согласно
Н.М. Черновой, в исследовании выделено
три основных направления: биоэкология
(классическая экология), социальная экология
(в том числе и экология человека) и прикладная
экология (охрана природы), которые отражены
на доступном уровне понимания в содержании
экологического образования дошкольников
как ступени непрерывной системы экологического
образования. Анализ литературы с позиции
указанной триады показывает, что в ряде
программ и методических разработок преобладают
проблемы биоэкологии (живой организм,
связи «организм
-- среда, экосистема») или охраны природы. В последнем
случае предпочтение отдается механическому
заучиванию названий редких животных
и растений, что способствует репродуктивному
воспроизведению полученной ребенком
информации, но никоим образом не затрагивает
его эмоциональную сферу, не формирует
мотивацию к деятельности (поскольку редкие
животные и растения ребенок защитить
не может) и представления о причинах их
исчезновения. При рассмотрении вопросов
охраны природы обосновывается необходимость
перенести акцент из области знакомства
с отдельными видами редких животных и
растений, незнакомых ребенку, на ознакомление
с причинами их исчезновения и формирование
у него навыков поведения, направленных
на сохранение природы, на формирование
эмоционального отношения к объектам
именно ближайшего окружения. Включение
в программу ряда проблем социальной экологии
способствует осознанию ребенком своего
места в окружающем мире, выработке навыков
экологически грамотного и безопасного
поведения. Элементы содержания различных
направлений приведены ниже (каждое направление
предполагает усвоение ребенком определенных
элементарных знаний, умений и навыков,
доступных для данного возраста).
Классическая экология
(биоэкология): живая и неживая природа;
особенности живых организмов, их разнообразие,
распространение; связь внешнего вида,
строения (для животных -- и поведения)
живых организмов с особенностями среды
обитания, приспособленность к этой среде;
разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная,
воздушная, почвенная); место обитания
животных, растений; сообщества (экосистемы),
их разнообразие, тесная связь компонентов;
самоценность и универсальное значение
природы (эстетическая, познавательная,
оздоровительная и т.п.)
Социальная экология:
люди и окружающая среда; природа вокруг
меня; как я использую природные ресурсы;
как я влияю на природу; мое здоровье и
окружающая среда; моя экологическая безопасность;
что случится со мной, если я буду неграмотно
относиться к природе; что я могу сделать,
чтобы улучшить состояние окружающей
меня среды.
Прикладная экология:
как нужно вести себя в природе; почему
нужно к ней бережно относиться; как экономить
природные ресурсы; почему живые организмы
и их сообщества нуждаются в нашей охране;
почему на Земле должны жить все живые
организмы; что такое заповедники; для
чего созданы Красные книги; знакомство
с охраняемыми растениями, животными своего
края; знакомство с некоторыми прямыми
и косвенными причинами сокращения их
численности и условиями, необходимыми
для сохранения; формулирование (но не
запоминание) правил поведения в природе;
участие в посильных природоохранных
акциях совместно со взрослыми (посадка
растений, уборка мусора и т.п.).
Цель, структура и содержание
программы «Наш дом -- природа». В
разделе дается характеристика авторской
программы «Наш дом - природа», утвержденной
Министерством образования РФ в 1995 г.,
указываются условия ее реализации в дошкольном
учреждении, связь с программами начальной
школы (А.А. Плешакова, Н.Ф. Виноградовой,
Л.П.Салеевой и других). Особое внимание
в ней уделяется формированию целостного
взгляда на природу и место человека. У
дошкольников формируются первые представления
о существующих в природе взаимосвязях
и на этой основе -- начала экологического
мировоззрения и культуры, ответственного
отношения к окружающей среде, к своему
здоровью. Такой подход позволяет подвести
детей к элементарному пониманию проблемы
взаимоотношений человека с окружающей
средой и последствий деятельности людей.
Большое значение придается нравственному
аспекту: развитию представлений о самоценности
природы, эмоциональному положительному
отношению к ней, выработке первых навыков
экологически грамотного и безопасного
поведения в природе и в быту. Дети приобретают
также первоначальные умения, позволяющие
им участвовать в посильной практической
деятельности по охране природы родного
края. Программа ориентирует воспитателя
на системный, интегрированный подход
в экологическом образовании старших
дошкольников, она построена на принципах
развивающего обучения.
Информация о работе Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика