Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:07, диссертация

Краткое описание

Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений.
Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях.
Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности;
- для его реализации создается система определенных условий;
-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;
- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;
- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;
- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.
Задачи исследования:
- выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики;
-разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, основные содержательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них;
-определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях;
- разработать авторскую программу экологического образования дошкольников на основе предлагаемой концепции;
-провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида.

Файлы: 1 файл

Документ.rtf

— 356.19 Кб (Скачать)

В разделе «Варианты определения целей и задач экологического образования» дается детальный обзор и анализ основных терминов: «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологическая культура», «экологическая этика» в трактовке разных авторов (как специалистов в области экологического образования в целом - С.В. Алексеева, С.Н. Глазачева, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Д.Н. Кавтарадзе, В.М. Назаренко, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной, Н.М. Черновой, Г.А. Ягодина, В.А. Левина и других; так и в области экологического образования дошкольников - Н.Ф. Виноградовой, И.Г. Белавиной и Н.Г. Найденской, А.А. Королевой, С.Н. Николаевой, Е.Ф. Терентьевой, Т.В. Потаповой и других). Выявлено, что в экологическом образовании дошкольников используются термины «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическая культура», причем зачастую они употребляются как синонимы. 

Для отбора содержания экологического образования крайне важно определение его целей и задач, поэтому анализируется подход различных авторов к данному вопросу. Поскольку экологическое образование дошкольников -- это первая ступень в системе непрерывного экологического образования, его цели и задачи определяются с учетом концепции общего экологического образования. 

В главе II «Теоретические основы экологического образования дошкольников» в разделе «Специфика дошкольной ступени в системе непрерывного экологического образования» дается анализ психофизиологических особенностей дошкольников с точки зрения экологического образования. Такой подход позволяет оценить дошкольную ступень как самоценную, специфическую, неотъемлемую часть системы непрерывного экологического образования. В настоящее время в ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного экологического образования рассматривается начальная школа, а дошкольной ступени отводится роль пропедевтического этапа, подготовки к изучению в начальной школе предметов экологической направленности. Дошкольный возраст отличается особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, спецификой его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей. В содержании и методике экологического образования детей старшего и младшего дошкольного возраста существуют значительные различия. В программах по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром достаточно много внимания уделяется вопросам ознакомления с природой. Поэтому к пяти годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и определенное отношение к ней, которые могут служить основой для экологического образования в старшем возрасте. Именно по отношению к детям 5-7 лет можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, формировании представлений о взаимосвязях природных объектов и явлений. 

Особенностями дошкольного возраста являются эмоционально окрашенное восприятие материала, анимизм, наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира, преобладание правополушарного типа деятельности. Особое значение в этот период жизни имеет регулярное общение с природой, построенное на ее сенсорном восприятии. В настоящее время такой контакт в условиях города, особенно мегаполисов, крайне ограничен. Проведенные нами опросы московских дошкольников показали, что большинство из них слово «природа» ассоциирует с чем-то далеким, и не воспринимает природные объекты ближайшего окружения. Особенность дошкольной ступени системы непрерывного экологического образования проявляется и в специфике ведущей для этого возраста деятельности ребенка -- игре (в отличие от учебной деятельности в начальной школе). В старшем дошкольном возрасте происходит становление отношений ребенка с другими детьми, взрослыми, с окружающей природой, идет процесс его социализации. Формируется внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям, возрастает осознание своего «я» и значение своих поступков. У старшего дошкольника появляется круг элементарных обязанностей, он способен уже самостоятельно выполнять ряд указаний взрослых, возникает необходимость почувствовать признание окружающих. С этих позиций крайне важно рассмотреть экологические аспекты этого процесса, сформировать у ребенка именно в этом возрасте основы экологической безопасности, экологически грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к природе, к себе самому и людям. 

В данной работе под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации. Сформулирован комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка: 

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы; 

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; 

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпа-тии к объектам природы; 

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; 

- формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой); 

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; 

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении; 

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде; 

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников, разработанные для других уровней системы непрерывного экологического образования, адаптированы, конкретизированы и дополнены нами для дошкольной ступени. Анализ литературы и собственный практический опыт работы позволил предложить три группы принципов отбора содержания экологического образования дошкольников. Общедидактические принципы: научность и доступность (знакомство дошкольников с совокупностью элементарных научных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения); в таблице 1 приводятся примеры адаптации некоторых научных знаний на доступный для понимания ребенка уровень в рамках авторской программы «Наш дом - природа»); гуманистичностъ (воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни; имеющего представления о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической и т.д.); системность (отражается в характере, логике, последовательности подачи материала, организации работы в дошкольном учреждении, в изучении живых объектов как систем разного уровня). Принципы, специфические для экологического образования: прогностичность (у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений -- умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях; деятельностность (экологические знания ребенка способствуют формированию мотивации участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды и собственного здоровья); интеграция (интегрированный характер экологических знаний как таковых; экологическое образование как составная часть общей культуры ребенка; особенности организации и методики работы в дошкольном учреждении); регио-налкзм (экологическое образование дошкольников осуществляется, прежде всего, на объектах ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста: изучение глобальных проблем представляется нецелесообразным, для целей экологического образования выбираются объекты, явления, доступные для понимания ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности): преемственность (связь целей, задач, содержания экологического образования дошкольников со всеми ступенями системы непрерывного образования). Принципы, специфические для экологического образования дошкольников: целостность (отражает, прежде всего, целостное восприятие дошкольником окружающего мира и единство ребенка с миром природы); конструктивизм (экологическое образование дошкольников базируется только на нейтральной, положительной или отрицательно-положительной информации). 

Таблица 1. Адаптация экологических знаний на дошкольный уровень (фрагмент) 

Проблема Адаптация на дошкольный уровень

Взаимосвязи в природе 

Невидимые ниточки природы (наблюдения в природе и в живом уголке, музыкальная, изобразительная деятельность, игры, решение творческих задач, чтение и обсуждение литературы). 

Круговорот воды 

Путешествие капельки (наблюдения в помещении и на улице, опыты в  лаборатории, подвижная игра, музыкальная, изобразительная деятельность, чтение и обсуждение литературы). 

Круговорот вещества (образование почвы) 

Волшебные превращения листьев в почву (наблюдения на экологической тропинке за опавшими листьями, упавшими деревьями, пнями, грибами, проект «Листья», подвижная игра, изодеятельность, знакомство с дождевым червяком и его «работой», обсуждение авторской сказки, чтение литературы, акция по спасению дождевых червяков). 

Отражение направлений экологии в содержании экологического образования дошкольников. Интенсивное развитие экологического образования дошкольников и превращение его в популярное направление привело к размыванию содержания и границ понятия «экология». Как и в целом в системе непрерывного экологического образования, на дошкольной ступени экология должна рассматриваться, прежде всего, как наука о живых организмах и их связях друг с другом и окружающей средой. Согласно Н.М. Черновой, в исследовании выделено три основных направления: биоэкология (классическая экология), социальная экология (в том числе и экология человека) и прикладная экология (охрана природы), которые отражены на доступном уровне понимания в содержании экологического образования дошкольников как ступени непрерывной системы экологического образования. Анализ литературы с позиции указанной триады показывает, что в ряде программ и методических разработок преобладают проблемы биоэкологии (живой организм, связи «организм -- среда, экосистема») или охраны природы. В последнем случае предпочтение отдается механическому заучиванию названий редких животных и растений, что способствует репродуктивному воспроизведению полученной ребенком информации, но никоим образом не затрагивает его эмоциональную сферу, не формирует мотивацию к деятельности (поскольку редкие животные и растения ребенок защитить не может) и представления о причинах их исчезновения. При рассмотрении вопросов охраны природы обосновывается необходимость перенести акцент из области знакомства с отдельными видами редких животных и растений, незнакомых ребенку, на ознакомление с причинами их исчезновения и формирование у него навыков поведения, направленных на сохранение природы, на формирование эмоционального отношения к объектам именно ближайшего окружения. Включение в программу ряда проблем социальной экологии способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного и безопасного поведения. Элементы содержания различных направлений приведены ниже (каждое направление предполагает усвоение ребенком определенных элементарных знаний, умений и навыков, доступных для данного возраста). 

Классическая экология (биоэкология): живая и неживая природа; особенности живых организмов, их разнообразие, распространение; связь внешнего вида, строения (для животных -- и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, приспособленность к этой среде; разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная); место обитания животных, растений; сообщества (экосистемы), их разнообразие, тесная связь компонентов; самоценность и универсальное значение природы (эстетическая, познавательная, оздоровительная и т.п.) 

Социальная экология: люди и окружающая среда; природа вокруг меня; как я использую природные ресурсы; как я влияю на природу; мое здоровье и окружающая среда; моя экологическая безопасность; что случится со мной, если я буду неграмотно относиться к природе; что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей меня среды. 

Прикладная экология: как нужно вести себя в природе; почему нужно к ней бережно относиться; как экономить природные ресурсы; почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране; почему на Земле должны жить все живые организмы; что такое заповедники; для чего созданы Красные книги; знакомство с охраняемыми растениями, животными своего края; знакомство с некоторыми прямыми и косвенными причинами сокращения их численности и условиями, необходимыми для сохранения; формулирование (но не запоминание) правил поведения в природе; участие в посильных природоохранных акциях совместно со взрослыми (посадка растений, уборка мусора и т.п.). 

Цель, структура и содержание программы «Наш дом -- природа». В разделе дается характеристика авторской программы «Наш дом - природа», утвержденной Министерством образования РФ в 1995 г., указываются условия ее реализации в дошкольном учреждении, связь с программами начальной школы (А.А. Плешакова, Н.Ф. Виноградовой, Л.П.Салеевой и других). Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека. У дошкольников формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе -- начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Большое значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Программа ориентирует воспитателя на системный, интегрированный подход в экологическом образовании старших дошкольников, она построена на принципах развивающего обучения. 

Информация о работе Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика