Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:07, диссертация
Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений.
Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях.
Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности;
- для его реализации создается система определенных условий;
-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;
- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;
- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;
- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.
Задачи исследования:
- выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики;
-разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, основные содержательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них;
-определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях;
- разработать авторскую программу экологического образования дошкольников на основе предлагаемой концепции;
-провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида.
- парциальные программы
экологического образования дошкольников
по содержанию, целям и задачам условно
разделены на три основные группы: программы
экологической (биоэкологической) направленности,
программы эстетико-(культурно)-
- в экологическом образовании
дошкольников (как в содержании, так и
в методике) проявление антропоцентрической
парадигмы выражено в большей степени,
чем на других ступенях системы непрерывного
экологического образования, что оказывает
негативное влияние на формирование представлений
ребенка о взаимоотношениях человека
и природы; формирование у ребенка новой
системы ценностей предполагает замену
традиционной парадигмы на эксцентрическую,
что делает необходимым отказ от ряда
сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов.
С позиций эксцентрической парадигмы
природа уникальна, самоценна и универсальна
(природа -- среда жизни, объект познания,
удовлетворения этических и эстетических
потребностей и т.п.).
2.Создана концепция
экологического образования дошкольников:
-концепция, разработанная
с учетом идей отечественных психологов
и результатов исследования педагогами
возможностей дошкольников в этой области,
а также направлений современной экологии,
идей концепции «устойчивого развития» и «Концепции
общего экологического образования», снимает
педагогическое противоречие между интенсивным
развитием экологического образования
в дошкольных учреждениях и отсутствием
единых концептуальных подходов;
- экологическое образование
дошкольников является непрерывным процессом
обучения, воспитания и развития ребенка,
направленным на формирование его экологической
культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном
отношении к природе, окружающему миру,
ответственном отношении к своему здоровью
и состоянию окружающей среды, соблюдению
определенных моральных норм, в системе
ценностных ориентации. Задачи экологического
образования дошкольников включают комплекс
взаимосвязанных задач в области обучения,
воспитания и развития ребенка;
- выделение трех групп
принципов отбора содержания (общедидактических,
специфических для экологического образования
в целом и экологического образования
дошкольников в частности), определение
компонентов (ценностный, познавательный,
нормативный и деятельностный) и содержательных
линий экологического образования (разнообразие
окружающего мира, цикличность явлений
и взаимосвязи в природе), их адаптация
на дошкольный уровень позволяет, с одной
стороны, сохранить специфику дошкольной
ступени как самоценной части системы
непрерывного экологического образования,
с другой - реализовать принцип преемственности
данной системы;
-ожидаемые результаты
(система элементарных экологических
знаний, развитие у ребенка чувства эмпатии
по отношению к объектам природы, формирование
ряда ценностных ориентации, умений и
навыков, экологически грамотного поведения
в природных, бытовых условиях, умения
при необходимости помочь природным объектам
и ряда других качеств) отражаются в базисных
характеристиках личности ребенка-дошкольника
в качестве экологического компонента.
3. Определены педагогические
условия реализации экологического образования
в дошкольных учреждениях:
- выявлено, что реализация
концепции экологического образования
в дошкольных учреждениях обеспечивается
вариативными моделями: модель «эколог» и
модель «воспитатель». Первая
представляется более эффективной, поскольку
предполагает тесное сотрудничество всех
сотрудников дошкольного учреждения на
базе интегрированного подхода при координационной
функции педагога-эколога и создает условия
для организации системы экологического
образования;
- обоснована система
экологического образования в дошкольных
учреждениях, состоящая из взаимосвязанных
компонентов: экологизации различных
видов деятельности детей, экологического
просвещения родителей, подготовки и переподготовки
педагогических кадров, экологизации
развивающей предметной среды, оценки
окружающей среды, координации работы
с другими учреждениями;
- выявлено, что экологизация
развивающей предметной среды включает
создание новых (экологические комнаты,
живые уголки, лаборатории, экологические
классы, экологические комплексы, экологические
тропинки и т.п.) и использование ее традиционных
элементов (музыкальные, спортивные залы
и т.п.). Каждый элемент среды имеет свое
функциональное значение. Определены
принципы организации таких элементов
(зонирование территории, подбор объектов
живой и неживой природы и т.п.), обеспечивающие
вариативный подход в создании развивающей
предметной среды. Экологизация развивающей
предметной среды предполагает насыщение
ее объектами живой и неживой природы.
Этот процесс способствует реализации
системы экологического образования в
дошкольных учреждениях и осуществляется
с учетом новой, эксцентрической парадигмы.
Вариативность развивающей предметной
среды проявляется в выборе и в сочетании
отдельных элементов в зависимости от
специфики образовательного процесса
и региональных особенностей конкретного
дошкольного учреждения. Большую роль
в экологическом образовании детей играют
такие элементы среды, как игрушки, игры,
аудиозаписи, видеофильмы, слайды и т.п.;
- обосновано, что оценка
окружающей среды тесно связана с проблемой «здоровье--окружающая
среда» и
предполагает изучение состояния района,
микрорайона дошкольного учреждения,
его территории и внутренних помещений
с точки зрения безопасности детей и взрослых,
оценку профессиональной, материальной
и методической базы учреждения, что отражается
в «Экологическом
паспорте дошкольного учреждения»;
- определено,
что экологизация различных видов деятельности
ребенка означает обогащение их содержания
за счет экологического компонента и проявляется
в интегрированном подходе, когда каждый
блок занятий реализуется через различные
виды деятельности: игру, наблюдение, экспериментирование,
чтение литературы, изобразительную, музыкальную,
театрализованную, физическую деятельности,
конструирование, труд. Система экологического
образования дошкольников строится на
деятельностном подходе, с учетом деятельностей,
доступных для данного возраста ребенка,
поскольку именно деятельность строит
психику ребенка. Основными видами деятельности
дошкольников в экологическом образовании
являются игра и поисковая деятельность
(в первую очередь, экспериментирование
и наблюдение);
- доказано, что экологическое
просвещение родителей включает познавательный,
ценностный, нормативный, деятельностный
компоненты. Реализация данных компонентов
происходит по нескольким направлениям:
совместная деятельность с детьми; участие
в природоохранных акциях и т.п.;
- обосновано, что современный
уровень подготовки работников дошкольных
учреждений в области экологического
образования обеспечивается реализацией
следующих направлений: научно-профессиональная
подготовка (знание основ экологии и ее
связей с другими науками, искусством),
профессионально-методическая (освоение
современных методик экологического образования
и умение реализовывать на практике интегрированный
подход в обучении), освоение методик работы
с родителями, умение самостоятельно оценивать
экологическую обстановку и связь этого
состояния со здоровьем населения, организовывать
развивающую предметную среду для целей
экологического образования, способность
анализировать собственное поведение
по отношению к окружающей среде и работу
с дошкольниками с позиции новой парадигмы
(изменение ценностных ориентиров), воспитание
у педагога понимания чувства ответственности
за свои действия и состояние окружающей
среды вплоть до ограничения собственных
потребностей, желание участвовать в посильных
акциях по защите окружающей среды в своем
микрорайоне;
- определено, что координация
работы дошкольного учреждения с другими
организациями, учреждениями имеет особое
значение с точки зрения непрерывности
системы экологического образования;
чем разнообразнее внешние связи дошкольного
учреждения, тем эффективнее его работа.
Сотрудничество может проходить в нескольких
направлениях: организационное, образовательное,
научное консультирование, эколого-оздоровительное
и другие. Сотрудничество дошкольного
учреждения с другими организациями снимает
противоречие между детским садом как
изолированным учреждением и дошкольниками
как первой ступенью системы непрерывного
экологического образования;
- выявлено, что специфика
дошкольной ступени проявляется и в целях,
формах, методах диагностики. Диагностика
результатов работы дошкольного учреждения
направлена, прежде всего, на определение
результатов работы педагогов по конкретной
программе, а не уровня знаний ребенка.
Ее цель - корректировка методики и содержания
занятий. Наиболее полные представления
о работе дошкольного учреждения дает
комплексный подход к диагностике с использованием
количественных и качественных методов.
Результаты одной из основных форм диагностики
- наблюдения педагога за ребенком в естественных
для последнего условиях - отражаются
в разработанной диагностической карте
дошкольника, которая, в свою очередь,
помогает определить наличие экологического
компонента в базисных характеристиках
личности ребенка.
4. Теоретические положения
экологического образования дошкольников
реализованы в авторской программе «Наш
дом - природа», построенной по блоковому
принципу и включающей четыре уровня.
В каждом блоке выделен комплекс взаимосвязанных
тем, отражающих различные направления
экологии, и представлены четыре компонента
содержания: познавательный, ценностный,
нормативный, деятельностный.
5. В процессе исследования
к программе разработан методический
комплекс, включающий рекомендации по
организации системы работы в дошкольном
учреждении и проведению занятий дошкольниками
(методические пособия для педагогов,
учебно-методические комплекты, книги
для детей и родителей, дидактические,
игры).
6. Эффективность предлагаемых
теоретических и методических подходов
доказана в процессе широкомасштабного
педагогического эксперимента. Апробация
программы «Наш дом - природа» и
методических рекомендаций к ней осуществляется
практически во всех регионах страны в
дошкольных учреждениях разного вида,
с разной спецификой образовательного
процесса, что доказывает перспективность
вариативного подхода к созданию условий
для реализации экологического образования
детей. Эксперимент подтвердил основные
теоретические положения диссертации.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
АВТОРА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Монография, программы, книги для педагогов, детей, родителей
1. Экологическое образование
в дошкольных учреждениях: теория и практика.--
М.: Ин-т развития профессионального образования,
1999.-- 170 с.
2. Что такое экология.
Методическое пособие для воспитателей
детских садов. - Тамбов: ИПКРО, 1993 .-53с.
3. Программа экологического
образования дошкольников «Наш дом -- природа». -- Тамбов:
ИПКРО, 1994. -- 7с.
4. Блок занятий «Воздух» («Ветер,
ветер, ты могуч»). Методическое пособие по
экологическому воспитанию дошкольников.
-- Тамбов: ИПКРО, 1994. -- 25 с.
5. Сборник текстов
для чтения по экологии для детей младшего
возраста «Сказка
-- ложь, давней намек...».
-- Тамбов: ИПКРО,
1994.-32 с.
6. Блок занятий «Воздух». Методическое
пособие по экологическому воспитанию
дошкольников.-- Тамбов: Книжная лавка
писателя, 1995.--28 с.
7. Сборник текстов
для чтения по экологии для детей младшего
возраста.-- Тамбов: Книжная лавка писателя,
1995. -- 36 с.
8. Экологический проект «Мое
дерево». - Тамбов:
ИПКРО, 1995. -- 74с.
9. Невидимые ниточки
природы. Учебно-методический комплект
по экологическому образованию дошкольников.
-- М.: Международный университет, 1995. --
36 с. + 36 усл.кр.-оттисков.
10. Напиши письмо мартышке.
Учебно-методический комплект. -- М.: Экология
и образование, 1996. -- 154 с.
И. Я и природа. Учебно-методический
комплект по экологическому образованию
дошкольников. -- М.: Линка-Пресс, 1996. -- 56
с.
12. Волшебница вода.
Учебно-методический комплект по экологическому
образованию дошкольников. -- М.: Линка-Пресс,
1997. -- 72 с.
13. Воздух -- невидимка.
Пособие по экологическому образованию
дошкольников. -- М.: Линка-Пресс, 1998. -- 128
с.
14. Наш дом -- природа.
Программа экологического образования
дошкольников. -- М.: ИСАР, 1998. - 20 с.
15. Семейный опыт: учимся,
отдыхая // Что такое «школьная зрелость»? Справочник
для родителей будущего первоклассника.
-- М.: ACT, 1999. -- С. 40-45.
Информация о работе Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика