Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:07, диссертация
Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений.
Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях.
Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности;
- для его реализации создается система определенных условий;
-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;
- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;
- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;
- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.
Задачи исследования:
- выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики;
-разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, основные содержательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них;
-определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях;
- разработать авторскую программу экологического образования дошкольников на основе предлагаемой концепции;
-провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида.
Программа содержит
базовый компонент, который конкретизируется
с учетом местных условий: эколого-географических,
национально-культурных. Экологические
знания, умения и навыки дети получают
не только на специально организованных
занятиях, но и во время прогулок, экскурсий,
чтения книг, изобразительных и музыкальных
занятий и др. Большое внимание уделяется
совместной со взрослыми практической
деятельности.
Основные содержательные
линии экологического образования дошкольников
представлены в программе следующим образом:
разнообразие окружающего мира, взаимосвязи
в природе, цикличность явлений и процессов.
В работе анализируются все содержательные
линии и их конкретизация по разным направлениям
экологии.
Структура программы «Наш
дом -- природа». Программа включает комплекс
блоков, последовательность которых отражает
логику содержания предлагаемых знаний,
позволяет постепенно переходить от более
простых к более сложным (расширение и
усложнение знаний). Все блоки связаны
между собой и предусматривают многократную
повторность содержания на разных уровнях.
В целом можно выделить четыре уровня
программы (рис. 1).
Рис. 1. Структура программы «Наш
дом -- природа»
Первый уровень -- ребенок
вводится в мир природы с позиции целостного
восприятия окружающего мира. Принцип
целостности реализуется также через
представление «ребенок -- часть природы» (блок «Я и
природа»). Педагоги
знакомят детей с разнообразием компонентов
окружающего мира. Сравнивая по специально
разработанным рисункам обычный дом человека
и «дом-природу», ребенок
узнает о том, что вокруг него есть воздух,
вода, растения, животные, почва, солнце
(тепло и свет), которые все тесно связаны
друг с другом и с человеком. В этом же
блоке изучаются отличия объектов природы
от искусственных, объектов живой природы
от неживой.
Второй уровень предполагает
более подробное ознакомление с отдельными
компонентами природы: сначала неживой
(блоки «Вода», «Воздух», «Камни,
песок, глина»), затем - с компонентом, включающем
живую и неживую природу («Почва»), и, наконец, - с компонентами
живой природы (блоки «Растения»,
«Животные»). При
этом каждый блок начинается с обращения
к материалу первого блока «Я и природа».
Третий уровень возвращает
ребенка к целостному восприятию природы,
но на более высоком уровне: на основе
полученной информации осмысливаются
наиболее доступные для понимания ребенком
взаимосвязи между компонентами живой
и неживой природы на примере леса (блок
занятий «Лес»). Таким
образом, на этом уровне природа также
рассматривается как целостное образование,
однако, теперь уже ребенок получает первые
представления о том, как именно обеспечивается
эта целостность за счет взаимосвязей
и взаимоотношений организмов с окружающей
средой.
Четвертый уровень
(обобщающий): блок занятий «Человек и природа», в
котором на конкретных примерах рассматриваются
некоторые проблемы взаимоотношений людей
с природой (в первую очередь, самого ребенка)
и возможные пути их решения. На основе
сформировавшихся в процессе занятий
представлений и эмоционально-положительного
отношения к природе ребенок самостоятельно
(под руководством взрослого) формулирует
правила поведения в природе, оценивает
действия человека (в том числе и собственные)
с позиции безопасности для природы и
для себя лично.
Каждый блок занятий
состоит из комплекса взаимосвязанных
тем. отражающих на доступном для дошкольника
уровне содержание трех основных направлений
экологии -- биологической, социальной,
прикладной, и реализуется через различные
виды деятельности ребенка. Например,
изучая блок «Вода», дети знакомятся с водой
в природе, различными водоемами, свойствами
и состояниями воды, водными животными
и растениями, необходимостью экономить
воду дома, некоторыми причинами и последствиями
загрязнения рек, морей, способами их охраны.
Все темы связаны друг с другом. Так, тема
о свойствах воды связана с темой «Водные
животные и растения» и помогает объяснить приспособленность
водных организмов к среде обитания (вода
прозрачная, значит, живые организмы могут
видеть, а растения -- получать солнечный
свет; в грязной, мутной воде меньше света
-- ухудшается жизнь различных организмов;
вода бывает теплой, холодной -- в водоемах
с разной температурой обитают разные
животные, растения). В свою очередь, объяснение
последствий загрязнения рек строится
на основе представлений дошкольника
о взаимосвязях водных организмов с окружающей
средой.
Компоненты содержания.
В содержании программы «Наш дом -- природа» отражены
все четыре компонента, отмеченные в «Концепции
общего экологического образования»: познавательный,
ценностный, нормативный, деятельностный.
В таблице 2 приводятся примеры характеристик
компонентов содержания в различных блоках
программы «Наш дом -- природа».
Таблица 2. Компоненты
содержания в программе «Наш дом - природа»
Компоненты
Познавательный
Ценностный
Нормативный
Деятельностный
Блоки занятий
Вода («Волшебница вода»)
Вода в окружающем
нас мире (водоемы, виды осадков), свойства
воды, состояния воды, элементы круговорота
воды, водные животные и растения, их приспособленность
к водной среде
Значение воды в жизни
человека и живых организмов, водоемов
как среды обитания живых организмов,
ценность чистой воды
Правила поведения
во время отдыха на берегах водоемов, бережное
отношение к водным животным и растениям,
выбор мест для купания, рациональное
использование воды в быту (дома и в детском
саду)
Экскурсия на ближайший
водоем с целью оценки отношения к нему
людей, помощь обитателям водоема (подкормка
птиц), реализация правил поведения во
время экскурсий, совместный отдых с родителями
у водоема, очистка (фильтрование) воды
(помощь реке), уход за обитателями живого
уголка
В главе III «Условия реализации экологического
образования в дошкольных учреждениях» предложены,
обоснованы и проанализированы варианты
моделей экологического образования в
дошкольных учреждениях и система его
организации. В разделе «Педагогические модели
организации экологического образования» указывается,
что в сложившейся реально практике выделены
две основные педагогические модели, отличающиеся
принципами организации работы. Условно
эти модели названы «эколог» и «воспитатель». Особенность модели «эколог» -создание
в детском саду системы работы по экологическому
образованию, предполагающей тесное сотрудничество
всех специалистов, методиста и воспитателей
на основе реализации интегрированного
подхода и экологизации различных видов
деятельности дошкольников (рис.2).
Рис. 2. Модель «эколог»
В рамках модели «эколог» каждый
сотрудник берет на себя определенные
функции в области экологического образования.
Необходимым условием использования данной
модели является наличие в дошкольном
учреждении педагога-эколога (старшего
воспитателя, педагога дополнительного
образования), выполняющего функцию координатора.
Такая модель создает условия, необходимые
для эффективной реализации концепции
экологического образования. Целенаправленная
и согласованная деятельность сотрудников
детского сада позволяет осуществлять
экологизацию различных видов деятельности
ребенка и развивающей предметной среды,
экологическое просвещение родителей,
подготовку и переподготовку кадров, оценку
окружающей среды, координацию с другими
учреждениями. Модель «эколог» внедряется во многих дошкольных
учреждениях страны, в особенности в г.
Москве. В работе обосновываются преимущества
и сложности обеих образовательных моделей
Определены возможные направления работы
каждого сотрудника дошкольного учреждения
(руководителя, методиста, педагога-эколога,
психолога, медицинского работника, педагогов
по изобразительной, театральной деятельности,
художественному труду, музыкального
руководителя, инструктора по физкультуре,
воспитателя) и их взаимосвязи.
Модель «воспитатель» отличается от модели «эколог» принципами
организации работы: функции экологического
образования возлагаются на воспитателя,
который самостоятельно реализует интегрированный
подход через экологизацию развивающей
предметной среды в группе и экологизацию
различных видов деятельности ребенка
в повседневной жизни (рис. 3).
Модель реализуется
в детских садах, где нет возможности выделить
ставку эколога. Она представлена двумя
вариантами: первый -- экологическое образование
осуществляют несколько воспитателей,
зачастую без координации своих действий
второй -- задачи по экологическому образованию
включаются в план работы воспитателей
всех групп, а направление в целом курирует
и контролирует методист или руководитель
учреждения. Воспитатель создает в группе
необходимую развивающую предметную среду
(в том числе условия для самостоятельной
и совместной деятельности детей), в течение
дня вовлекает ребенка в различные экологически
ориентированные виды деятельности. В
рамках модели «воспитатель» реализуются только отдельные
компоненты системы экологического образования
(экологизация различных видов деятельности
ребенка и развивающей предметной среды,
экологическое просвещение родителей).
На рис. 3 связь деятельности воспитателя
с этими компонентами показана при помощи
линий. Для сравнения обеих моделей на
этом рисунке оставлены незаполненные
прямоугольники, символизирующие сотрудников
дошкольного учреждения, которые работают
в дошкольном учреждении, но не участвуют
в процессе экологического образования.
Сопоставление рисунков дает наглядное
представление об условиях для экологического
образования в рамках разных моделей модель «воспитатель» создает
ограниченные возможности для этого процесса
и является менее эффективной. Один из
вариантов экологизации образовательного
процесса рассмотрен в работе на примере
включения экологического содержания
в раздел программы «Истоки».
Основные компоненты
системы экологического образования в
дошкольном учреждении. Разработана система
экологического образования в дошкольных
учреждениях, включающая ряд взаимосвязанных
компонентов (рис. 4). В работе приводится
детальный анализ каждого компонента
и обоснование его значения с точки зрения
реализации системы экологического образования
в ДОУ.
Рис. 4. Система работы
по экологическому образованию в дошкольном
учреждении
Организация и экологизация
развивающей предметной среды. В настоящее
время наблюдается определенное противоречие
между естественной потребностью ребенка
в общении с природой как живого существа
и отчуждением его от природы, играющего
негативную роль с точки зрения экологического
образования. Это отчуждение частично
преодолевается посредством экологизации
развивающей предметной среды. Термин «развивающая
предметная среда» введен С.Л. Новоселовой.
Обогащенная среда предполагает единство
социальных и природных средств обеспечения
разнообразной деятельности ребенка.
Важное требование к развивающей предметной
среде - ее развивающий характер. Задачи
экологизации развивающей предметной
среды предполагают создание условий
для:
- познавательного
развития ребенка (возможностей для экспериментирования
с природным материалом, систематических
наблюдений за объектами живой и неживой
природы; усиление интереса к явлениям
природы, поиску ответов на интересующие
ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетического
развития (привлечение внимания ребенка
к окружающим природным объектам, развитие
умения видеть красоту окружающего мира,
разнообразие его красок и форм);
- оздоровления ребенка
(использование экологически безопасных
материалов для оформления интерьеров,
игрушек; озеленение территории; создание
условий для общения детей с природой);
- становления нравственных
качеств ребенка (создание условий для
ухода за живыми объектами и общения с
ними, для формирования желания и умений
сохранить окружающий мир природы);
- формирования навыков
экологически грамотного поведения (навыков
экономного использования ресурсов; экологически
грамотного поведения в природе);
- экологизации различных
видов деятельности ребенка (условия для
самостоятельных игр с природным материалом,
использование его на занятиях по изодеятельности
и т.п.), совместной и индивидуальной экологически
ориентированной деятельности детей.
Информация о работе Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика