Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:07, диссертация

Краткое описание

Объект исследования - система образования в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования - экологическое образование: цели, содержание и процесс в системе дошкольных учреждений.
Цель исследования - разработать теоретические основы экологического образования дошкольников и определить условия его реализации в дошкольных учреждениях.
Гипотеза. Экологическое образование в дошкольных учреждениях будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного экологического образования и как часть развития общей культуры ребенка, а не как пропедевтический этап школьных курсов экологической направленности;
- для его реализации создается система определенных условий;
-содержание и методика экологического образования отражают идеи эксцентрической, а не антропоцентрической парадигмы;
- реализуется принцип преемственности со школой, но в то же время при отборе содержания и методики учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника и специфика дошкольных учреждений;
- диагностика результатов экологического образования направлена на выявление эффективности конкретных программ и методик, а не на определение уровня знаний ребенка-дошкольника;
- в базисных характеристиках ребенка-дошкольника выделяется экологический компонент.
Задачи исследования:
- выявить тенденции в формировании экологического образования дошкольников как нового направления дошкольной педагогики;
-разработать концепцию экологического образования дошкольников, включая определение целей, задач, содержания (принципы отбора, основные содержательные линии, компоненты содержания), ожидаемые результаты и варианты диагностики результатов;
- разработать вариативные модели организации работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях и выявить наиболее эффективную из них;
-определить условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях;
- разработать авторскую программу экологического образования дошкольников на основе предлагаемой концепции;
-провести педагогический эксперимент и апробацию авторской программы в дошкольных учреждениях различного вида.

Файлы: 1 файл

Документ.rtf

— 356.19 Кб (Скачать)

В экологическом образовании дошкольников диагностированию подлежит изменение объема их знаний; расширение представлений об окружающем мире; изменение поведения ребенка по отношению к окружающим объектам и мотивации поступков; приобретение и самостоятельная реализация элементарных навыков экологически безопасного поведения в быту и в природе; формирование желания участвовать в посильной практической деятельности; эмоционально окрашенное отношение к объектам природы и поступкам людей по отношению к ним (развитие эмпатии), воспитание чувства ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира. 

В процессе экспериментальной деятельности диагностика в старших и подготовительных группах велась в двух основных направлениях, которые условно были определены как количественное и качественное. И.П. Подласый отмечает, что качественные и количественные характеристики педагогических явлений необходимо изучать в единстве. Количественная диагностика связана с использованием количественных методов, качественная -- с наблюдением и описанием явлений. 

Количественные методы диагностики позволяют оценить процесс усвоения знаний, формирование представлений ребенка об окружающем мире. На первом этапе диагностики применялась методика регистрации, разработан ряд табличных форм, помогающих педагогу проводить исследование по каждому блоку отдельно и по программе в целом. В формы включены вопросы, отражающие содержание блока и позволяющие оценить степень усвоения материала детьми. Экологом и воспитателями дважды проводился опрос всех детей каждой группы (20-25 детей) или подгруппы (10-12 детей): перед началом работы по блоку (начальный срез) и после ее завершения (контрольный срез). На следующем этапе собранные данные располагались в определенной последовательности, т.е. осуществлялось их ранжирование и затем -- шкалирование. Результаты оформлялись в виде диаграмм и анализировались по ряду позиций. Рассмотрим отдельные примеры диагностики по блоку «Вода». 

\s 

\s 

Рис 7. Диагностика по блоку занятий «Вода» (28 детей) 

Формирование у дошкольников представлений о воде в окружающей среде, разнообразии ее форм. Некоторые результаты опросов отражены на рис. 7,8 (начальный и контрольный срезы). Оценивались: частота ответов, количество предлагаемых детьми вариантов, их разнообразие и количество упомянутых объектов ближайшего окружения. 

\s 

Рис. 8. Сравнительная диагностика по блоку «Вода» (подгруппа --10 детей) 

Сравнение данных по всем диагностируемым группам показывает увеличение количества ответов дошкольников (например, в одной из групп с 20 до начала занятий по блоку до 62 в контрольном срезе, в другой - с 41 до 90) и вариантов ответов (с 8 до 16 в первой и с 11 до 16 во второй). Под вариантами условно понимаются различные явления и объекты природы, связанные с водой (дождь, снег, болото и т.п.). Среди ответов контрольного среза резко возросло количество объектов ближайшего окружения: лужа, дождь, снег, лед, сосульки, пруд, ручей, что является отражением регулярных наблюдений детей на прогулках (в том числе и экскурсий на ближайший пруд). Во время первого опроса никто из детей не назвал снег, лед, сосульку, так как не считал их водой. Появление данных объектов в ответах контрольного среза объясняется использованием разнообразных видов детской деятельности при изучении темы «Какой бывает вода» (разные состояния воды). В то же время следует отметить, что в ответах детей отсутствуют такие явления, как «роса», «иней», «туман». С этими явлениями природы городские дети, как правило, сталкиваются редко, к тому же родители не акцентируют на них внимание. В начальных срезах, как правило, отмечались случаи отсутствия ответов. Даже наличие в контрольных срезах нескольких неправильных ответов отражает результаты работы по блоку: ответы «в кране» -- связаны с темой «Почему воду нужно беречь», ответы «фонтан» -- с регулярными наблюдениями за фонтаном в экологической комнате. Присутствие во многих ответах варианта «водопад» объясняется наличием в экологической комнате ярких фотообоев с горным водопадом. По результатам данной диагностики сделан вывод о том, что регулярная работа с детьми по теме «Волшебница вода» способствовала расширению их представлений о ряде природных явлений и объектов, связанных с водой; словарного запаса; формированию представлений о разных состояниях воды (снег, лед, сосульки -- вода). 

Формирование представлений о роли воды в природе и в жизни человека; диагностирование изменения отношения к природным объектам. Ответы дошкольников объединены в три условные группы: прагматическая или потребительская -- ребенок указывает только варианты использования воды человеком («пить, стирать, мыть руки, готовить суп»), смешанная -- наряду со значением воды для человека указывается и ее роль для объектов природы («чтобы людям пить, чтобы животные жили, рыбки плавали»); природоцентрическая -- отмечается значение воды только для объектов природы («чтобы поливать растения, чтобы птички пили»). Было выдвинуто предположение, что первая группа ответов отражает потребительское отношение к природе Вполне объяснимо и оправдано преобладание ответов, отражающих личные интересы и повседневный опыт ребенка, который ежедневно пьет чай, моет руки и только изредка поит животных, поливает растения. Оптимальной с точки зрения результатов экологического образования можно считать вторую, смешанную группу ответов, когда ребенок, помня о своих потребностях, не забывает и природные объекты. Анализ круговых диаграмм показывает, что в результате занятий с дошкольниками по блоку резко увеличивается количество ответов смешанной группы. В начальной же диагностике преобладают ответы потребительской (прагматической) группы, когда дети акцентируют все внимание на потребностях людей в целом и себя в частности. Кроме того, в контрольном срезе ответы детей более полные, развернутые, возрастает их разнообразие (рис. 9). 
 
 

Рис. 9. Диагностика по блоку занятий «Вода» (подгруппа --10 детей) 

Другие формы диагностики. У казанные, выше опросы обязательно сочетались с другими формами диагностики, результаты которой при необходимости могут быть представлены в количественных показателях: игры (пример -- игра в мяч по типу «Съедобное -- несъедобное» с целью диагностики усвоения материала по теме «Живая и неживая природа»); сочинение сказок (разработаны разные варианты); рассказы с ошибками, рассказы с вопросами, анализ рисунков с однозначным заданием и творческих работ, обсуждение литературных произведений, задания сказочных персонажей и т.п.. Проводилось и диагностирование изменения отношения и поведения -- взрослый, не ставя ребенка в известность, создает определенную ситуацию и затем наблюдает за его поведением (пример - наблюдения за детьми во время прогулки на участке, где разбросан мусор; за реакцией дошкольников на незакрытый водопроводный кран и т.п.). 

Качественные методы диагностики. Цель такой диагностики -- отметить изменения в поведении ребенка и мотивации его поступков, развитии эмоциональной сферы, активизации познавательного процесса. Для ее проведения воспитатели, эколог регулярно вели записи наблюдений за дошкольниками, фиксировали высказывания детей, родителей. Результаты такой работы оформлялись в свободной форме. Качественная диагностика помогает воспитателю заполнить диагностическую карту каждого ребенка и определить наличие экологического компонента в его базисных характеристиках развития. В работе детально анализируются все примеры вышеперечисленных форм диагностики. Отмечается, что наиболее объективные результаты педагог получает при условии длительных наблюдений за ребенком и комплексном подходе (сочетании количественных и качественных методов, диагностировании ребенка в процессе разнообразных видов деятельности, а не только опросов). 

На основе такой разносторонней и длительной диагностики воспитатели заполняют диагностическую карту ребенка, которая создана нами по типу карт показателей развития, включенных в «Карту развития ребенка 6-7 лет» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Г. Арушанова и другие). В карте, разработанной в процессе исследования, отражены знания, представления ребенка об окружающем мире и отношение к нему, эмоциональное восприятие природы, умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения, деятельностный аспект поведения. С помощью диагностической карты определяется наличие в базисных характеристиках ребенка-дошкольника экологического компонента. 

Экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника. Коллективом авторов программы "Истоки" разработаны базисные характеристики личности ребенка, которые присуши ему к окончанию дошкольного периода. К этому возрасту, как указывают авторы, личность ребенка приобретает универсальные и индивидуальные черты. Ожидаемые результаты экологического образования дошкольников отражены в экологическом компоненте базисных характеристик. В данном разделе приводятся примеры описания характеристик ребенка в понимании коллектива авторов программы «Истоки», с указанием экологического компонента, разработанного в процессе экспериментальной деятельности. 

Компетентность. Социальная компетентность -- к семи годам ребенок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, самостоятельно выбирает линию поведения, соответствующую ситуации. Умеет оказывать помощь, учитывает желания других людей, может сдерживать свои порывы, просьбы, выражать несогласие в социально-приемлемой форме. 

Экологический компонент. Ребенок имеет представление о взаимосвязи людей не только друг с другом, но и с природой, окружающей средой; способен в конкретной ситуации выбирать линию поведения с учетом некоторых последствий своего влияния на окружающую среду. Умеет оказывать помощь живым объектам, обращать внимание взрослых на необходимость такой помощи; умеет сдерживать свои желания, если они могут нанести вред объектам природы (осторожно общается с обитателями живого уголка, не уносит животных из леса, не собирает букеты во время прогулок и т.п.); замечает экологически неграмотное поведение сверстников. 

Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения семилетнего ребенка основана на его компетентности и воспитанности. Он осторожен и предусмотрителен, избегает травм, знает, как вести себя в экстремальных ситуациях. Может выполнять социально-детерминированные правила и запреты (нужно соблюдать правила перехода улицы, понимать непредсказуемость поведения животных и т.п.). 

Экологический компонент в данном случае тесно связан с экологической безопасностью ребенка. Ребенок соблюдает соответствующие правила как в быту, так и во время пребывания на природе, в случае попадания в экстремальные ситуации, связанные с неблагоприятной экологической ситуацией; умеет безопасно обращаться с природным материалом, выбирать экологически безопасные места для прогулок. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Проведенное исследование доказало гипотезу и позволяет сделать ряд выводов. 1. Осуществлен анализ состояния экологического образования дошкольников в России: 

- экологическое образование дошкольников начало развиваться позже, чем другие ступени системы непрерывного экологического образования, и в настоящее время находится в стадии становления и развития, являясь новым направлением дошкольной педагогики; 

-формирование экологического образования дошкольников в России происходит на основе традиционных для отечественной педагогики подходов (тесный контакт ребенка с природой, ознакомление с окружающим миром); народных традиций (народные праздники, игры, сказки и т.п.); в меньшей степени -- зарубежных технологий (преимущественно американских) и современного школьного экологического образования; в настоящее время отсутствует стандарт экологического образования дошкольников, временный стандарт нуждается в уточнении формулировок и расширении содержания; становление экологического образования дошкольников в регионах идет различными путями: стихийным, системным и смешанным, причем второй является наиболее эффективным с точки зрения включения дошкольной ступени в систему непрерывного экологического образования; 

Информация о работе Экологическое образование в дошкольнных учреждениях: теория и практика