Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:09, курсовая работа
Переход школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения вызвал к жизни новые средства обучения, ибо в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами работы, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета "Русский язык")
1.1. Понятие и сущность наглядности как средства обучения в философской, социальной, психолого-педагогической литературе........ ..6
1.2.Особенности обучения младших школьников на уроках русского языка................................................................................................................14
1.3. Роль наглядности как средства обучения на уроках русского языка................................................................................................................20
Глава II. Практические аспекты использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета «Русский язык»)
2.1. Различные виды наглядности как средства обучения младших школьников...............................................................................................................26
2.2 Особенности применения наглядности как средства в обучении русскому языку младших школьников..................................................................30
Заключение...............................................................................................................37
Список используемой литературы.........................................................................39
Приложение..............................................................................................................41
КУРСОВАЯ РАБОТА
Использование наглядности как средства обучения младших школьников на примере предмета «Русский язык»
Выполнил:
Руководитель:
Чита, 2012 г.
1.2.Особенности обучения младших
школьников на уроках русского языка.........................
2.1. Различные виды наглядности
как средства обучения младших школьников....................
Переход школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения вызвал к жизни новые средства обучения, ибо в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами работы, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание.
Повышение теоретического уровня знаний, заложенного в действующих учебных программах, изменило функции наглядности, ее характер и использование в учебном процессе, что, в свою очередь, привело к попытке некоторых психологов и дидактов пересмотреть, подвергнуть критике один из принципов дидактики – наглядность.
Идея Л.С. Выготского о том, что в каждом возрасте развитие опирается на разные функции. «В раннем возрасте ведущей функцией является восприятие, затем – память, мышление. Реально переход от одной функции к другой не проходит по ступеням возрастного развития. Каждый ребенок имеет свои особые доминанты в развитии функций. Так, в условиях школьного обучения, направленного изначально на развитие логического мышления, появляются дети, неготовые на развитие в умственном отношении предложенным путем» [3, с. 211].
Таким образом, можно сказать, что у детей младшего школьного возраста доминирует конкретно-образное, наглядное мышление. Именно поэтому они нуждаются для решения проблемных ситуаций (от учебных задач до ситуации обыденной жизни) в образных опорах. Следовательно, используя принцип наглядности, развиваем логическое (словесное) мышление.
Я.А Коменский [5], Г. Песталоцци [11], К.Д. Ушинский [23], А. Дистервег подчеркивали важную роль наглядности в обучении и даже в какой-то степени абсолютизировали наглядный метод. Так, Я.А. Коменский следующим образом обосновывает свое «золотое правило» принципа наглядности: «все, что только можно, представлять для восприятия чувствами... Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [5, с. 117]. У К.Д. Ушинского наглядность состоит в основном, в восприятии предметов и явлений или рассмотрении их изображений с целью использования возникших на их основе представлений [23].
Правильное использование наглядности на уроках русского языка в начальной школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Для уроков русского языка значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки, картинки для уроков русского языка и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи.
Использование учебных средств наглядности облегчает восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка. [22].
В государственном стандарте
общего образования нового поколения
подчеркивается: «В процессе
Итак, все выше изложенное
позволило нам выбрать
Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета «Русский язык»).
Объект исследования: наглядность как средство обучения младших школьников.
Предмет исследования: использование наглядности как средства обучения младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1.Раскрыть понятие и сущность наглядности как средства обучения в философской, социальной, психолого-педагогической литературе
2. Определить особенности обучения младших школьников на уроках русского языка
3.Определить роль наглядности как средства обучения на уроках русского языка.
4. Охарактеризовать различные виды наглядности как средства обучения младших школьников.
5.Охарактеризовать особенности применения наглядности как средства в обучении русскому языку младших школьников
Методы исследования: поиск, изучение и анализ психолого- педагогической и научно-методической литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе рассматриваются научно-теоретические основы использования наглядности как средства обучения младших школьников на примере предмета русский язык. Во второй главе описываются практические аспекты использования наглядности как средства обучения младших школьников на уроках русского языка.
В контексте разных тематических материалов (психология, философия, педагогика) понятие «наглядность» имеет разный «оттенок» трактовки, хотя суть и смысл понятия везде одинаковы.
Наглядность в философской литературе – это умственно-сенситивная очевидность, прямая доступность того или иного явления в том виде, в каком оно дано сознанию. Ненаглядное не дано здесь-теперь-так и является либо реальной поглощенностью, либо пустой рассудочной схемой. Совершенно иной аспект наглядности-ненагляности связан с относительной непередаваемостью знаний в процессе обучения и общения, с определенным "трением" при знакомстве с чем-либо. Возможен эффект парадоксальной наглядности, когда, например, зритель, созерцая совершенно простую, лишенную аллегорий абстрактную геометрическую живопись, утверждает, что он ничего не понимает, хотя все видит и видит достаточно явно. Этот эффект связан с предустановками, неверной сфокусированностью сознания, вложением ожидания в созерцание. Есть более фундаментальные парадоксы наглядности. Мы можем видеть предметы, но их число не сможем узнать без пересчета.
Таким образом, можно говорить о ступенях наглядности, о возможности зашифрованной видимости, о значении предустановок, свернутых воспоминаний и скользящих интенций. Процесс выделения субъективности, фильтрации сознательной данности происходит через выпадение ненаглядного. Субъективное детектирование предсубъективносознательного сходно со стробоскопическими иллюзиями. Граница бодрствование - небодрствование - инободрствование проходит через каждое мгновение, и один из критериев наглядности - способность здесь-теперь мнестического связывания, мнестической приемки здесь-так, невзирая на потенции скорой амнезии. Получается, что воспоминания не "вспоминают", а делают, производят, связывают, творят этот мир, если подразумевать именно атомы воспоминания, воспоминания о настоящем. Последующее - уже новая топология.[21.с.158]
Наглядность в социальной литературе - представленность скрытой реальности в формах вторичной чувственности. Если какую-либо совокупность обычных представлений о мире или отдельных вещах подчинить цели выразить - метафорически, по аналогии, символически и т. п. - как сверхчувственный объект, то их первичная чувственность преобразуется во вторичную, третичную и т. д. Например, повседневное представление об объеме вещи можно преобразить под воздействием математической теории в график параболоида; наглядный образ вращающейся параболы - вторичная чувственность, обусловленная понятием функции y=x2. Рационализированное зрительное представление обретает знаковую функцию, а значениями таких иконических знаков становятся недоступные в опыте сущности и целостности. Древние греки различали в "идее" ("сущности") наглядную и ненаглядную стороны. Первая, эйдетическая, сторона созерцается нашим особым, внутренним, зрением - эйдос ("вид") созерцается умом как некая картинка. Вторая сторона не имеет изобразительного характера и выражается словом. Созерцательная способность разума отражена Платоном в понятии ноэзиса, т. е. "мыслящего видения сущности". Т. о., наглядность по традиции сопряжена с геометризацией сущности, с представлением умопостигаемого в пространственно структурированных схемах, графиках. Однако существуют и иные трактовки наглядности. Многие современные авторы ищут признаки наглядности исключительно в сфере обычных восприятий и представлений - вне зависимости от рационально-интеллектуальной нагруженности того или иного чувственного образа. При этом одни исследователи ищут основу наглядности в первосигнальной модальности зрительного образа (В. Н. Сагатовский, В. А. Штофф), а другие - в особенностях феноменальной грани действительности: "все, что связано с явлением - наглядно, и все связанное с сущностью - не наглядно" (П. Л. Ланг). Иногда наглядность толкуют как привычку (М. Планк): наглядно то, что стало для нас привычным. Л. И. Мандельштам дополнял наглядность привычки условием непосредственной воспринимаемости объекта. Те, кто следует античной традиции, предлагают трактовать наглядность как специфическое единство чувства и разума, как диспозиционное свойство (М. Хессе, А. В. Славин, Д. В. Пивоваров). Пропорции чувственного и рационального в наглядном образе зависят от глубины постижения реальности. Чем абстрактней рассуждения, тем "абстрактней" соответствующий им наглядный образ. Следует различать эмпирическую, теоретическую и мировоззренческую наглядности (В. Ф. Сетьков), Наглядно можно представлять не только предметы, но и операции. Наглядность - свойство знания, но не вещей взятых по отдельности чувственной или рациональной сторон познавательного процесса. То, что наглядно для одних людей, может быть ненаглядно для других. Например, для тех, кто не имеет опыта составления и чтения чертежей, вряд ли нагляден чертеж сложного механизма. Наглядность характеризует и осуществляет связь знания и действия, причем действия не только практического, но и умственного [21, с.158].
Наглядность в психолого-педагогической литературе – это 1) свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта; 2) один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядности образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядности исходных образов восприятия. Существуют также образы воображения - образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения человек способен вначале представить себе продукт своего труда и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий. Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов [4, c.90].
Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.
Известно, что у детей младшего школьного возраста приобретает наглядно-образное мышление. Еще Я.А. Коменский разработал принцип наглядности обучения, что представляет особый интерес для преподавания естествознания. “Необходимо чтобы начало познания исходило из внешних чувств (ибо ничего нет в нашем сознании, чего прежде не было бы в нашем чувственном восприятии); следовательно, и начало обучения должно начинаться вместо перечисления предметов посредством слов с созерцания самих предметов”. И далее: “… если намереваются внедрить в учащихся истинное и верное познание вещи, то, безусловно, необходимо, чтобы преподавалось посредством собственного наблюдения и чувственной наглядности” [5, с. 119]. Итак, познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. В этом случае “можно употреблять замену их, то есть копии или картины, заготовленные для учебных целей”, которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, “чтобы глаз оставался на каждой части предмета столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях” [5, с. 120].