Использование наглядности как средства обучения младших школьников на примере предмета Русский язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Переход школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения вызвал к жизни новые средства обучения, ибо в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами работы, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета "Русский язык")
1.1. Понятие и сущность наглядности как средства обучения в философской, социальной, психолого-педагогической литературе........ ..6
1.2.Особенности обучения младших школьников на уроках русского языка................................................................................................................14
1.3. Роль наглядности как средства обучения на уроках русского языка................................................................................................................20
Глава II. Практические аспекты использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета «Русский язык»)
2.1. Различные виды наглядности как средства обучения младших школьников...............................................................................................................26
2.2 Особенности применения наглядности как средства в обучении русскому языку младших школьников..................................................................30
Заключение...............................................................................................................37
Список используемой литературы.........................................................................39
Приложение..............................................................................................................41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 108.45 Кб (Скачать)

Принцип наглядности в  обучении разработан Коменским не только в теоретическом плане. Еще в  «Великой Дидактике» он писал, что нужно  создать для детей книжку с  картинками. Такая книжка была создана  Коменским. Это – «Мир чувственных  вещей в картинках», где нашли  практическое воплощение основные идеи великого педагога.

Многие педагоги, высоко оценивающие образовательное и  воспитательное значение изучения природы, не только включали в учебные планы  своих школ естествознание, но и  сделали очень многое для развития его методики. Одним из них был  Константин Дмитриевич Ушинский. С  материалистических позиций подошел  Ушинский к пониманию процесса познания. Это позволило ему определить путь обучения от конкретного к абстрактному, от представления к понятиям. Он писал, что необходимым является «такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».

Отсюда вытекает, что при  формировании знаний большое значение имеет наглядность. Обоснованию  принципа наглядности посвящены  многие работы Ушинского. «Главное достоинство  её состоит именно в том, что она  совершенно незаметно вводит детей  в науку через окружающие их и  уже знакомые образы действительности» [23, с. 101]. И далее: «Детская природа  ясно требует наглядности. Учите  ребенка каким-нибудь неизвестным  ему пяти словам, и он будет долго  и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких  слов, и ребенок усвоит их на лету» [23, с. 102]. Наглядность, по мнению Ушинского, формирует самостоятельность ученика  в учении, самостоятельность его  мысли. «Предмет, который стоит перед  глазами ученика или яркими чертами  врезался в его память, … сам  задает вопросы ребенку, поправляет его ответы, приводит их в систему, и ребенок мыслит, говорит и  пишет самостоятельно, а не ловит  фразы из уст учителя или со страниц книги» [23, с. 103].

В современной дидактике  понятие наглядности относиться к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и  другим). Ни один из видов наглядных  пособий не обладает абсолютными  преимуществами перед другими. Нередко  возникает необходимость использовать в различные виды наглядных средств  при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством  пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. В практике обучения применение наглядных средств со словом учителя. Знание учителем форм сочетания слова и средств  наглядности, их вариантов и сравнительной  эффективности дает возможность  творчески применять наглядные  средства сообразно поставленной дидактической  задаче, особенностям учебного материала  и другим конкретным условиям обучения. Известно, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно – действенное мышление. Неслучайно Я.А. Коменский, основатель принципа наглядности обучения, называл его “золотым правилом”. К. Д. Ушинский, раскрывая преимущества наглядного обучения, отмечал, что ребенок “… мыслит формами, красками, звуками”.

Обычно в учебно-методический комплекс входят учебник, тетрадь на печатной основе и методические указания для учителя. Но такая комплектация является недостаточной. Для объяснения нового материала учителю необходимы демонстрационные наглядные пособия, которые позволят организовать коллективную деятельность учащихся и дадут возможность наблюдать за эффективностью восприятия учебного материала по реакции детей (взгляд, мимика, желание подключиться к работе другое) и своевременно корректировать свои действия. “Каждая высшая психическая функция ребенка, - пишет Л. С. Выготский, - появляется дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка” [3, с. 214]. Для стимулирования второго необходимы индивидуальные наглядные пособия. Желательно использовать не только готовый раздаточный материал, но и самодельные пособия, дидактические игрушки-самоделки. В процессе их изготовления учащиеся имеют возможность проследить путь развития знания и сформировать понятие как итог этого пути.

Комплексное использование  наглядных средств обучения обеспечивает комплексное интеллектуальное развитие младших школьников, благотворно  влияя на психическое и физическое здоровье детей. Не случайно Л.С. Выготский  назвал наглядные пособия “психологическим орудием учителя».

Таким образом, понятие и  сущность наглядности как средства обучения раскрывается в различных науках – философии, социологии, психологии, педагогике. В целом, можно отметить, что наглядность как средство обучения - это оружие которое используется при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников. Наглядность характеризует и осуществляет связь знания и действия, причем действия не только практического, но и умственного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности  обучения младших школьников

на уроках русского языка

 

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным  средством, обслуживая членов общества в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Умения и навыки в области  родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и  средством учебного труда учащихся. Иными cловами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык - ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

Язык служит также важным средством  воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить  школьника к нашей высокоидейной  и высокохудожественной литературе, привлечь его к участию в различных  формах драматического искусства, привить  ему потребность читать газеты и  журналы, полноценно общаться со взрослыми.

Вся система занятий русским  языком должна обеспечивать воспитание у школьников интереса и любви  к русскому языку как языку  великого русского народа, «языкотворца». Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский  язык уже стал языком межнационального общения и вышел на мировую  и международную арену, став языком высокогуманной культуры и искусства.

Школьный предмет «Русский язык»  не может быть слепком с научного курса русского языка, так как  перед школой стоит задача вооружения каждого школьника в первую очередь  практическими умениями и навыками по родному языку. В то же время построение предмета «Русский язык» должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка, воспитать у них высокую культуру речи, научить их правильно, точно и выразительно передавать собственные мысли, знания, чувства. Наконец, школа должна дать своим воспитанникам определенную систему научно-теоретических знаний по родному языку, обеспечивающую формирование материалистического мировоззрения, развитие абстрактного мышления учащихся и дающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков учащихся.

Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах  состоят:

а) в развитии устной и письменной речи учащихся -- в связи с чтением, письмом, с изучением грамматического  материала, с наблюдениями, с общественной деятельностью учащихся;

б) в обучении детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному  чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений, в  превращении их в навыки;

в) в изучении литературной нормы -- орфографически и пунктуационно  грамотного письма, орфоэпически правильного  произношения и в овладении выразительностью речи и элементами стилистики;

г) в изучении теоретического материала  по грамматике, фонетике, лексике, в  формировании систем научных понятий  по языку;

д) в приобщении школьников к образцам художественной, научно-популярной и  иной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими  умением воспринимать литературное произведение.

Все эти задачи в начальных классах  решаются в комплексе, в одном  предмете «русский язык» [7, с.5-7].

Содержание обучения русскому языку  в начальной школе обусловлено  прежде всего задачами, которые направлены на умственное развитие школьников, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

Обучение русскому языку своим  конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически  правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать  свои мысли в устной форме и  орфографически верно передавать их на письме. Эта задача, специфическая  для русского языка как учебного предмета, решается во взаимодействии с общеобразовательными задачами, направленными  на формирование ученика как личности.

Обучение языку в школе - это  управляемый процесс, и у учителя  есть огромные возможности значительно  ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации  учебной деятельности. Поскольку  речь -- это деятельность, то и учить  речи нужно как деятельности. Одно из существенных отличий учебной  речевой деятельности от речевой  деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи не вытекают непосредственно из желаний, мотивов  и деятельности индивида в широком  смысле слова, а задаются искусственно. Поэтому правильно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие  в ее обсуждении, активизировать работу школьников -- одна из главных проблем  совершенствования системы развития речи.

Сформулируем общие задачи учителя  в развитии речи учащихся начальных классов:

а) обеспечить для них хорошую  речевую (языковую) среду (восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.);

б) создавать на уроке ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности  и возможности самостоятельной  речи;

в) обеспечить правильное усвоение учениками  достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций;

г) вести постоянную специальную  работу по развитию речи на различных  уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи;

д) создать в классе атмосферу  борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей, правильной речи;

е) развивать не только речь-говорение, но и аудирование [4, c.116].

Содержание курса русского языка  в начальной школе составляют знания; о звуковом строе русского языка и способах обозначения  звуков в письменной речи (знания фонетические и графические); о способах словоизменения и соединения слов в предложения (знания грамматические; морфологические  и синтаксические); о морфемном  составе слов и способах образования  слов (знания словообразовательные); о  лексико-семантических группах слов (знания лексикологические); о принципах  русского правописания и постановке знаков препинания (знания орфографические  и пунктуационные). Указанные знания выступают в разных видах, главные  из которых: а) грамматические, фонетические и словообразовательные понятия, б) графические, орфографические и  пунктуационные правила [12, c.56-58].

Наряду со знаниями в содержание курса русского языка входят умения и навыки. Среди умений выделяются комплексы специальных для данной дисциплины умений: фонетических, графических, морфологических и др.

Для изучения в начальных  классах отобраны знания, которые  являются базовыми для сознательного  владения языком и формирования графических  и орфографических навыков. Из области  фонетики и графики младшие школьники  усваивают знания, позволяющие правильно  представить звуковой состав слова, своеобразие гласных и согласных  звуков, смыслоразличительную роль звука в слове, роль ударного слога, а также создают для учащихся возможность сознательно соотносить звуковую и графическую форму слова, писать слова, опираясь на слоговой принцип обозначения мягкости и твердости согласных и т. п. Из области морфологии также отобраны знания, имеющие большое практическое значение для осознанного владения словом, правильного употребления его форм. Младшие школьники изучают, начиная с I класса, на разных уровнях три части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, в III классе знакомятся с местоимениями и наречиями. С учетом значимости для сознательного владения языком синтаксических знаний включены в программу знания о предложении как единице речи, о связи слов в предложении, о главных и второстепенных членах. Знания о морфемном составе слова представлены в объеме, необходимом для того, чтобы младшие школьники могли осознать существенные признаки каждой морфемы, их роль и взаимодействие в слове, а также пользоваться знаниями о корне в целях правильного написания слов с безударными гласными, глухими, звонкими и непроизносимыми согласными. В программу для начальных классов не включен раздел «Лексика», но это не означает, что в I--III классах на уроках русского языка не проводится лексическая работа. Элементарные сведения о лексико-семантических группах слов (синонимах, антонимах), а также о лексическом значении слов, их употреблении в прямом и в переносном значениях учащиеся получают в процессе изучения частей речи и состава слова. У учащихся формируется лексическая зоркость, внимание к лексической сочетаемости слов в предложение.

Перечисленные выше знания усваиваются на разных уровнях.

Раздел программы «Грамматика, правописание, развитие речи» в каждом классе представлен четырьмя подразделами:. «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Изучение основных тем носит «сквозной» характер и охватывает все три класса. Тем не менее в каждом классе выделяются ведущие темы. В I классе значительное место занимает изучение тем по фонетике, и графике, поскольку учащиеся овладевают процессом чтения и письма; в центре II класса -- изучение морфемного состава слова и предложений. На основе словообразовательных знаний у учащихся формируются орфографические навыки (в частности, правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слов, правописание приставок), развивается осознанное отношение к лексическому значению слова, его употреблению в речи. В III классе на первом плане -- изучение частей речи (углубление морфологических знаний, формирование навыков правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов).

Информация о работе Использование наглядности как средства обучения младших школьников на примере предмета Русский язык