Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:09, курсовая работа
Переход школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения вызвал к жизни новые средства обучения, ибо в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами работы, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета "Русский язык")
1.1. Понятие и сущность наглядности как средства обучения в философской, социальной, психолого-педагогической литературе........ ..6
1.2.Особенности обучения младших школьников на уроках русского языка................................................................................................................14
1.3. Роль наглядности как средства обучения на уроках русского языка................................................................................................................20
Глава II. Практические аспекты использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета «Русский язык»)
2.1. Различные виды наглядности как средства обучения младших школьников...............................................................................................................26
2.2 Особенности применения наглядности как средства в обучении русскому языку младших школьников..................................................................30
Заключение...............................................................................................................37
Список используемой литературы.........................................................................39
Приложение..............................................................................................................41
Принцип наглядности в обучении разработан Коменским не только в теоретическом плане. Еще в «Великой Дидактике» он писал, что нужно создать для детей книжку с картинками. Такая книжка была создана Коменским. Это – «Мир чувственных вещей в картинках», где нашли практическое воплощение основные идеи великого педагога.
Многие педагоги, высоко оценивающие образовательное и воспитательное значение изучения природы, не только включали в учебные планы своих школ естествознание, но и сделали очень многое для развития его методики. Одним из них был Константин Дмитриевич Ушинский. С материалистических позиций подошел Ушинский к пониманию процесса познания. Это позволило ему определить путь обучения от конкретного к абстрактному, от представления к понятиям. Он писал, что необходимым является «такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».
Отсюда вытекает, что при
формировании знаний большое значение
имеет наглядность. Обоснованию
принципа наглядности посвящены
многие работы Ушинского. «Главное достоинство
её состоит именно в том, что она
совершенно незаметно вводит детей
в науку через окружающие их и
уже знакомые образы действительности»
[23, с. 101]. И далее: «Детская природа
ясно требует наглядности. Учите
ребенка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам, и он будет долго
и напрасно мучиться над ними; но
свяжите с картинками двадцать таких
слов, и ребенок усвоит их на лету»
[23, с. 102]. Наглядность, по мнению Ушинского,
формирует самостоятельность
В современной дидактике
понятие наглядности относиться
к различным видам восприятия
(зрительным, слуховым, осязательным и
другим). Ни один из видов наглядных
пособий не обладает абсолютными
преимуществами перед другими. Нередко
возникает необходимость
Обычно в учебно-методический комплекс входят учебник, тетрадь на печатной основе и методические указания для учителя. Но такая комплектация является недостаточной. Для объяснения нового материала учителю необходимы демонстрационные наглядные пособия, которые позволят организовать коллективную деятельность учащихся и дадут возможность наблюдать за эффективностью восприятия учебного материала по реакции детей (взгляд, мимика, желание подключиться к работе другое) и своевременно корректировать свои действия. “Каждая высшая психическая функция ребенка, - пишет Л. С. Выготский, - появляется дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка” [3, с. 214]. Для стимулирования второго необходимы индивидуальные наглядные пособия. Желательно использовать не только готовый раздаточный материал, но и самодельные пособия, дидактические игрушки-самоделки. В процессе их изготовления учащиеся имеют возможность проследить путь развития знания и сформировать понятие как итог этого пути.
Комплексное использование
наглядных средств обучения обеспечивает
комплексное интеллектуальное развитие
младших школьников, благотворно
влияя на психическое и физическое
здоровье детей. Не случайно Л.С. Выготский
назвал наглядные пособия “
Таким образом, понятие и сущность наглядности как средства обучения раскрывается в различных науках – философии, социологии, психологии, педагогике. В целом, можно отметить, что наглядность как средство обучения - это оружие которое используется при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников. Наглядность характеризует и осуществляет связь знания и действия, причем действия не только практического, но и умственного.
1.2. Особенности обучения младших школьников
на уроках русского языка
Необходимость глубокого изучения
родного языка в школе
Умения и навыки в области родного языка (речь, чтение, письмо) являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся. Иными cловами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык - ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.
Язык служит также важным средством
воспитания: только хорошее знание
родного языка позволяет
Вся система занятий русским языком должна обеспечивать воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа, «языкотворца». Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения и вышел на мировую и международную арену, став языком высокогуманной культуры и искусства.
Школьный предмет «Русский язык» не может быть слепком с научного курса русского языка, так как перед школой стоит задача вооружения каждого школьника в первую очередь практическими умениями и навыками по родному языку. В то же время построение предмета «Русский язык» должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка, воспитать у них высокую культуру речи, научить их правильно, точно и выразительно передавать собственные мысли, знания, чувства. Наконец, школа должна дать своим воспитанникам определенную систему научно-теоретических знаний по родному языку, обеспечивающую формирование материалистического мировоззрения, развитие абстрактного мышления учащихся и дающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков учащихся.
Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах состоят:
а) в развитии устной и письменной речи учащихся -- в связи с чтением, письмом, с изучением грамматического материала, с наблюдениями, с общественной деятельностью учащихся;
б) в обучении детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовании этих умений, в превращении их в навыки;
в) в изучении литературной нормы -- орфографически и пунктуационно грамотного письма, орфоэпически правильного произношения и в овладении выразительностью речи и элементами стилистики;
г) в изучении теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, в формировании систем научных понятий по языку;
д) в приобщении школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, в овладении ими умением воспринимать литературное произведение.
Все эти задачи в начальных классах решаются в комплексе, в одном предмете «русский язык» [7, с.5-7].
Содержание обучения русскому языку в начальной школе обусловлено прежде всего задачами, которые направлены на умственное развитие школьников, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме. Эта задача, специфическая для русского языка как учебного предмета, решается во взаимодействии с общеобразовательными задачами, направленными на формирование ученика как личности.
Обучение языку в школе - это
управляемый процесс, и у учителя
есть огромные возможности значительно
ускорить речевое развитие учащихся
за счет специальной организации
учебной деятельности. Поскольку
речь -- это деятельность, то и учить
речи нужно как деятельности. Одно
из существенных отличий учебной
речевой деятельности от речевой
деятельности в естественных условиях
состоит в том, что цели, мотивы,
содержание учебной речи не вытекают
непосредственно из желаний, мотивов
и деятельности индивида в широком
смысле слова, а задаются искусственно.
Поэтому правильно задать тему, заинтересовать
ею, вызвать желание принять
Сформулируем общие задачи учителя в развитии речи учащихся начальных классов:
а) обеспечить для них хорошую речевую (языковую) среду (восприятие речи взрослых, чтение книг и т.д.);
б) создавать на уроке ситуации общения, речевые ситуации, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;
в) обеспечить правильное усвоение учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций;
г) вести постоянную специальную работу по развитию речи на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи;
д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей, правильной речи;
е) развивать не только речь-говорение, но и аудирование [4, c.116].
Содержание курса русского языка
в начальной школе составляют
знания; о звуковом строе русского
языка и способах обозначения
звуков в письменной речи (знания фонетические
и графические); о способах словоизменения
и соединения слов в предложения
(знания грамматические; морфологические
и синтаксические); о морфемном
составе слов и способах образования
слов (знания словообразовательные); о
лексико-семантических группах
Наряду со знаниями в содержание
курса русского языка входят умения
и навыки. Среди умений выделяются
комплексы специальных для
Для изучения в начальных
классах отобраны знания, которые
являются базовыми для сознательного
владения языком и формирования графических
и орфографических навыков. Из области
фонетики и графики младшие школьники
усваивают знания, позволяющие правильно
представить звуковой состав слова,
своеобразие гласных и
Перечисленные выше знания усваиваются на разных уровнях.
Раздел программы «Грамматика, правописание, развитие речи» в каждом классе представлен четырьмя подразделами:. «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Изучение основных тем носит «сквозной» характер и охватывает все три класса. Тем не менее в каждом классе выделяются ведущие темы. В I классе значительное место занимает изучение тем по фонетике, и графике, поскольку учащиеся овладевают процессом чтения и письма; в центре II класса -- изучение морфемного состава слова и предложений. На основе словообразовательных знаний у учащихся формируются орфографические навыки (в частности, правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слов, правописание приставок), развивается осознанное отношение к лексическому значению слова, его употреблению в речи. В III классе на первом плане -- изучение частей речи (углубление морфологических знаний, формирование навыков правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов).