Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:09, курсовая работа
Переход школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения вызвал к жизни новые средства обучения, ибо в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами работы, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета "Русский язык")
1.1. Понятие и сущность наглядности как средства обучения в философской, социальной, психолого-педагогической литературе........ ..6
1.2.Особенности обучения младших школьников на уроках русского языка................................................................................................................14
1.3. Роль наглядности как средства обучения на уроках русского языка................................................................................................................20
Глава II. Практические аспекты использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета «Русский язык»)
2.1. Различные виды наглядности как средства обучения младших школьников...............................................................................................................26
2.2 Особенности применения наглядности как средства в обучении русскому языку младших школьников..................................................................30
Заключение...............................................................................................................37
Список используемой литературы.........................................................................39
Приложение..............................................................................................................41
Работа над развитием связной речи планомерно проводится в течение всех трех лет и взаимодействует с изучением грамматического и орфографического материала.
В целом лингвистической основой курса русского языка в начальной школе являются положения, характерные для структурно-семантического направления в языкознании. Изучаемые на уроках русского языка явления рассматриваются со стороны их значения (семантики)х строения (структуры), назначения (функции) [8, c.35].
Таким образом, к особенностям обучения младших школьников на уроках русского языка относятся развитие мышления и речи учащихся, осознание ими грамматического строя русского языка, формирование навыков нормативного использования всех языковых элементов, воспитание культуры речи. Отметим, что знание русского языка, безупречное владение его нормами является прочной базой для обучения младших школьников основам наук как в начальном, так и в дальнейшем – в среднем звене школы. Такое построение курса обусловлено необходимостью изучать язык как целостное явление, все стороны которого взаимодействуют между собой.
1.3. Роль наглядности
как средства обучения на
Наглядность признается исходным началом обучения, так как, во-первых, выступает как важное средство познания окружающего мира, во-вторых использование наглядности основано на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, и, в третьих, она повышает интерес к знаниям и делает процесс обучения более интересным.
«Фактически при обучении языку наглядные средства должны образовывать тот каркас, на основе которого будет формироваться языковая и речевая деятельность учащихся. Отсюда такое пристальное внимание к разнообразию видов наглядности и многоплановости их использования. На уроках русского языка применяются традиционные средства и, кроме того, используется ряд специфических средств, которые не применяются на других уроках. Это мимика, жест, драматизация, дикция, выразительность чтения, опосредованная, или языковая наглядность. Последний вид наглядных средств обучения предполагает организацию наблюдений за самой речью, за ее образностью, за различными языковыми компонентами, начиная со звука и кончая сложным фразовым единством — текстом» [3, с.27-28].
Обычно наглядность ассоциируется с яркими картинками. Однако методистам и педагогам хорошо известно, что такая наглядность лишь на короткое время привлекает внимание детей. Более эффективной оказывается наглядность, с которой можно выполнять определённые действия, а не просто созерцать её, поэтому проблема разработки и использования подобных наглядных средств на уроках русского языка действительно является актуальной.
Применение наглядности позволяет конкретизировать сложные языковые связи и явления (части речи, склонение существительных и др.). Специфика применения наглядности на уроках русского языка связана с тем, что наглядным материалом является сам язык. Следовательно, в качестве средств наглядности, наряду с таблицами, схемами, конкретными предметами, рисунками выступает языковой материал.
В работе с младшими школьниками используются средства зрительной (натуральной, иллюстративной, графической), слуховой (собственно слуховой и специфической), динамической и комбинированной наглядности.
К динамической наглядности по русскому языку в младших классах относят такие наглядные средства, которые позволяют включить учеников в активную деятельность: разборные таблицы, условные рисунки-схемы, грамматико-орфографическое домино, пазлы и т. п. Как известно, на деятельностной основе знания и умения усваиваются более успешно.
Практически любое языковое явление можно представить как интересный наглядный образ, особенно если есть возможность показать его в действии. При изучении грамматических тем по русскому языку педагоги изобретают собственные наглядные пособия, которые оказываются достаточно эффективными. Причём, можно обойтись без рисунков, если найти наглядные образы в «подручных средствах». Изготовление наглядности собственными руками – особенно ценный приём: использование на уроке результатов собственного труда повышает самооценку учащихся.
Одним из условий, способствующих активизации мыслительной деятельности учащихся является использование различной обобщающей систематизирующей наглядности. Это могут быть схематические таблицы с пустыми окошками, в которые дети могут вписывать необходимые слова или части слов, а затем сравнивать с полной записью.
В современной школе все большее значение приобретают технические средства обучения (ТОО). Используются такие технические средства, как кино, телевидение, мультимедийные установки и другие, которые по существу могут передать любую ситуацию, эпизод, показать связи, зависимости, строение объектов и пр. Все большее место в учебном процессе занимают кино и телевидение, так как сближают учебный материал с представлениями о самых различных сторонах жизни, о прошлом и настоящем, внешнем и внутреннем, близком и далеком, знакомом и неизвестном. Учителю нужно уметь использовать эти технические средства.
С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их русскому языку, натуральные предметы могут быть использованы в качестве демонстративного наглядного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, игрушки, муляжи и т.д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями [13, с.56-57].
К иллюстративно-изобразительным пособиям относятся, прежде всего, рисунки, картины, предметно-операционные карты, учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок. Такие пособия значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматике, пунктуации, фонетике и пр., или для иллюстрирования упражнений.
Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:
- познавательные;
- инструктивные;
- тренировочные;
- справочные.
К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся.
Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнения действий при разборе слова и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.
Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.
Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.
Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание упражнения.
При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с упражнениями, включающие
иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.
Для формирования основных понятий, а также для выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал можно подразделить на:
- предметный дидактический материал;
- дидактический материал в виде карточек с заданиями.
Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.
Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.
Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания и навыки по русскому языку. А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.)
Таким образом, наглядность как средство обучения младших школьников на уроках русского языка позволяет более глубоко понять изучаемые объекты и процессы. Правильное применение наглядности как средства на уроках русского языка в начальной школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
2.1. Различные виды наглядности как средств в обучении русскому языку
младших школьников
В педагогической
системе К.Д. Ушинского использование
наглядности в обучении органически
связано с преподаванием
В современной дидактике понятие наглядности
относится к различным видам восприятия
(зрительным, слуховым, осязательным).
Ни один из видов наглядных пособий не
обладает абсолютными преимуществами
перед другим. При изучении природы наибольшее
значение имеют натуральные объекты и
изображения, близкие к натуре, а на уроках
грамматики - условные изображения отношений
между словами с помощью стрелок, дуг,
посредством выделения частей слова разными
цветами. Нередко возникает необходимость
использовать различные виды наглядных
средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами.
В практике
своей работы учителя начальных классов
используют различные виды наглядности,
в том числе и преподавая предмет «Русский
язык».
Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления).
В отличие от плаката таблица предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его.
Указанные особенности таблиц позволяют
наметить наиболее целесообразную сферу
применения их: формирования навыков (прежде
всего орфографических и
Большое распространение получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде [18].
Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчёркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.) Такое изображение создаётся в упрощённо — обобщённом виде.
Наблюдения показывают, что несистематическое использование схем приводит к тому, что ученики, случайно столкнувшись с ними на отдельных занятиях, рассматривают как эпизодическую, не очень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь может оказать схема при усвоении теоретического материала и выполнении упражнений.
Между тем опытным путём доказано,
что систематическое