Использование наглядности как средства обучения младших школьников на примере предмета Русский язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Переход школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения вызвал к жизни новые средства обучения, ибо в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами работы, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета "Русский язык")
1.1. Понятие и сущность наглядности как средства обучения в философской, социальной, психолого-педагогической литературе........ ..6
1.2.Особенности обучения младших школьников на уроках русского языка................................................................................................................14
1.3. Роль наглядности как средства обучения на уроках русского языка................................................................................................................20
Глава II. Практические аспекты использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета «Русский язык»)
2.1. Различные виды наглядности как средства обучения младших школьников...............................................................................................................26
2.2 Особенности применения наглядности как средства в обучении русскому языку младших школьников..................................................................30
Заключение...............................................................................................................37
Список используемой литературы.........................................................................39
Приложение..............................................................................................................41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 108.45 Кб (Скачать)

Например, в 4 классе можно использовать следующую схему. Обобщение тем “Буквы И, У, А после шипящих”, “Мягкий знак на конце существительных”, “Разделительный ъ”. Читается эта схема так: твёрдый знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных только 3 склонения. После шипящих пишутся буквы И, У, А. Исключения: жюри, брошюра, парашют (см. Приложение).

Работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы  обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, и их способности  самостоятельно составить и записать подобную информацию, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную  в виде схемы, и их способность  и умение пользоваться ею в процессе языкового анализа. Большое значение для успеха такой работы имеет  содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического  мышления учеников, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

На уроках русского языка можно  использовать алгоритмы. Модель такого вида наглядности выглядит следующим  образом: правило – алгоритм –  схема устного рассуждения –  образцы устного рассуждения  – графическая фиксация умственных действий при мотивировании орфограмм. Все эти средства оказывают эффективное воздействие лишь в комплексе, поэтому опора только на образцы обоснования орфограмм или только на схемы алгоритмических предписаний заметно снижает эффективность обучения рациональным приёмам применения знаний.

Методика работы с обобщающими алгоритмами значительно облегчает усвоение знаний и обобщённых способов деятельности, позволяет формировать у обучающихся правильные и полные обобщения уже на этапе первичного изучения материала. Алгоритмы помогают обучающимся правильно рассуждать в применении каких-либо правил и ставят их перед выбором [10].

Алгоритмы можно использовать, начиная уже с четвертого класса. Примеры алгоритмов.(приложения2)

Кроме таблиц, алгоритмов, в преподавании русского языка большое распространение  получили динамичные, подвижные пособия. Это демонстрационные карточки, которые  расширяют возможность для планомерной, систематической работы над лексикой, тем самым позволяют усилить  воспитательную направленность в преподавании русского языка.

Таким образом, существуют различные  виды наглядности как средств обучения младших школьников, которые можно использовать для более эффективного запоминания материала в начальной школе при обучении русскому языку. Наглядность как средство обучения делится на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (диафильмы, диапозитивы и слайды, транспаранты).

 

 

2.2. Особенности применения наглядности как средства в обучении русскому языку младших школьников.

В государственном стандарте общего образования нового поколения подчеркивается необходимость “ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способностей” [24]. Этой цели прекрасно содействует учебное моделирование, в процессе которого в конкретной практической деятельности учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и учатся применять его в реальных жизненных ситуациях.

Разнообразие пособий  и их функциональность создают условия  для усвоения учебного материала  учащимися с разными типами интеллекта. Комплекс наглядных средств обучения должен быть основан на пространственно-цветовом восприятии информации и приучает глаз и психику учащихся видеть и воспринимать все свойства объекта.

Средства наглядности  делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую.

Средства зрительной наглядности. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции  картин, раздаточный материал) и  экранные средства (диафильмы, диапозитивы  и слайды, транспаранты).

Наиболее распространенным и традиционным средством зрительной наглядности на уроках русского языка являются таблицы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного языкового материала. В связи с этим они делятся на языковые и речевые [8].

Таблицы используются в качестве приемов, облегчающих усвоение принципа слияния двух звуков в слог. Среди них: чтение по подобию (ма, на, ла, ра), чтение с подготовкой (а-па, о-то), чтение слога под картинкой (по следам «живого» анализа), подборка слоговых таблиц и др.

Для прочного и быстрого овладения слогом-слиянием школьники  учатся читать по таблицам. В начале работы слоги предварительно прочитываются  учителем. В процессе его чтения учащиеся следят за тем, что он читает, передвигая указку. Педагог читает достаточно медленно и наблюдает  за тем, успевают ли они за его темпом. С целью более полной его обеспеченности важно, чтобы на уроке учитель  неоднократно возвращался к чтению слоговых структур. В связи с этим большое значение будет иметь  дополнительная работа со слоговыми  таблицами, специально подготовленными  учителем, различными игровыми заданиями.

Словесные пояснения в  таблицах подобного характера либо отсутствуют, либо используются как  дополнительный прием.

Речевые таблицы содержат конкретный речевой материал (слова, словосочетания), который требуется  запомнить. Примером подобной таблицы  является подбор слов (на полях учебника, на специальном стенде, на переносной доске) и предъявление их учащимся с  целью уточнения или разъяснения  их значений, а также для запоминания  их орфографического облика. Другими  словами, с помощью речевых таблиц организуется работа по обогащению словарного запаса учащихся и повышению их орфографической  грамотности. Одним из способов предъявления подобного речевого материала служат специально разработанные демонстрационные карточки. Это динамичные, подвижные  пособия, из которых формируются  таблицы. Содержание таблиц – слова (и словосочетания), правописание и  произношение которых не регулируются четкими правилами. Демонстрационные карточки объединяются в таблицу, вмещающую  не более 6 слов, связанных по тематическому  или какому-либо другому принципу.

Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий, реализующий  зрительную наглядность. Ведущее место  таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что  они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления).

В отличие от плаката таблица  предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку, систематизацию. Таким образом, в  самой табличной форме заложены возможности для широкого использования  приема сравнения, облегчающего понимание  изучаемого материала, сознательное усвоение его [4].

Большое распространение  получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.

Учебные средства наглядности  облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его  запоминанию, причём не механическому  и бездумному, а осмысленному и  более прочному, поскольку при  такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала  в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно  подчёркивает соотношение и зависимость  явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.) Такое изображение  создаётся в упрощённо — обобщённом виде [22].

Наблюдения показывают, что  несистематическое использование  схем приводит к тому, что ученики, случайно столкнувшись с ними на отдельных  занятиях, рассматривают как эпизодическую, не очень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь может оказать схема при усвоении теоретического материала и выполнении упражнений.

Между тем опытным путём  доказано, что систематическое использование  даже одного какого-то методического  приёма способно придать сложному многоплановому процессу обучения определённую цельность  и стабильность.

Систематическая работа со схемами, составление их при непосредственном участии самих обучающихся приводит к тому, что на определенном этапе  обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на схему, изложить тот или  иной лингвистический материал. Сначала  с таким заданием справляются  только сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.

Работая со схемой на уроке, приходится учитывать и этапы  обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, и их способности  самостоятельно составить и записать подобную информацию, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную  в виде схемы, и их способность  и умение пользоваться ею в процессе языкового анализа. Большое значение для успеха такой работы имеет  содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа [25].

Очень интересный вид работы заключают в себе тестовые задания. Тестовые задания можно использовать на каждом уроке по данной теме как  индивидуально, так и коллективно. Очень большое значение тестовые задания имеют и на обобщающих уроках, для контроля знаний обучающихся.

Как средство обучения применяется  на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал, основы которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе изобразительного материала.

Достоинством заданий  по карточкам является наличие в  раздаточном материале упражнений различной степени трудности, что  способствует реализации принципа дифференцированного  обучения. Раздаточный материал предусматривает:

1) задания на обогащение  словарного запаса учащихся (объяснить  значение слова, установить разницу  в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и  т.п.);

2) задания, связанные с  обучением младших школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания) [4].

Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:

  • Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.
  • При использовании раздаточного материала необходимо прежде всего активизировать творческую деятельность учащихся.
  • Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с учащимися.

Работа с карточками занимает 6-8 мин учебного времени [14].

Средства слуховой наглядности. Основными способами реализации слуховой наглядности являются грампластинки  и магнитофонная запись. Звукозапись  в данном случае выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи учащихся. Звучащий образец помогает сформировать навыки правильного литературного произношения, ударения, интонирования, а также навыки построения устного связного высказывания. Следовательно, звучащие образцы – это записанная на пластинку или магнитофонную пленку эталонная речь, демонстрирующая нормы русского литературного языка, и устные высказывания различного характера (рассказ, доклад, описание, диалог, телефонный разговор и т.п.).

Зрительно-слуховые средства обучения. Экранно-звуковые средства обучения представлены диафильмами со звуковым сопровождением, кинофильмами и кинофрагментами [4].

Зрительное и тактильное восприятие обеспечивает активизацию  мыслительной деятельности учащихся и  ее эффективность на этапе первоначального  предъявления информации за счет обеспечения  цветовой яркости и графической  точности в отражении учебного материала; содействует формированию системной  умственной деятельности учащихся благодаря  способности правого полушария  к охвату информации, которая представляет систему знаний; позволяет использовать метод противопоставления конкретных единиц знаний благодаря совмещению в пространстве и одновременности  рассмотрения системы знаний.

Информация о работе Использование наглядности как средства обучения младших школьников на примере предмета Русский язык