Использование наглядности как средства обучения младших школьников на примере предмета Русский язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Переход школы на новые учебные планы и программы, поиск эффективных методов обучения вызвал к жизни новые средства обучения, ибо в настоящее время учителя не могут ограничиваться теми приемами работы, которые рассчитаны на простое, чисто механическое запоминание.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета "Русский язык")
1.1. Понятие и сущность наглядности как средства обучения в философской, социальной, психолого-педагогической литературе........ ..6
1.2.Особенности обучения младших школьников на уроках русского языка................................................................................................................14
1.3. Роль наглядности как средства обучения на уроках русского языка................................................................................................................20
Глава II. Практические аспекты использования наглядности как средства обучения младших школьников (на примере предмета «Русский язык»)
2.1. Различные виды наглядности как средства обучения младших школьников...............................................................................................................26
2.2 Особенности применения наглядности как средства в обучении русскому языку младших школьников..................................................................30
Заключение...............................................................................................................37
Список используемой литературы.........................................................................39
Приложение..............................................................................................................41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 108.45 Кб (Скачать)

Широкое использование демонстрационных наглядных пособий продиктовано необходимостью “расширения зрительно-пространственной активности”, предъявление учебного материала  на максимальном удалении от глаз в  режиме “зрительных горизонтов” (на доске, на стенах и даже на потолке) не только для профилактики близорукости, но и для снятия “телесно-моторного закрепощения” [12, с. 10]. Одной из причин нездоровья школьников он назвал “обедненную дидактическую среду”. Прекрасным средством ее обогащения являются красочные демонстрационные пособия. Особую ценность представляют многофункциональные таблицы и пособия с подвижными деталями, позволяющие преобразовывать информацию, создавая условия для ее сравнения, сопоставления и обобщения. [1, с. 19-22].

Таким образом, особенностями применения наглядности как средства  в обучении младших школьников, являются то что: использование наглядности происходит практически на всех этапах обучения младших школьников русскому языку: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале) и в практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что слова учителя руководят наблюдением, которое ведется учащимися, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

Очень важно использовать наглядность как средства обучения целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы.

 

 

 

Заключение

Понятие и сущность наглядности как средства обучения раскрывается в различных науках – философии, социологии, психологии, педагогике. В целом, можно отметить, что наглядность как средство обучения - это оружие которое используется при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников. Наглядность характеризует и осуществляет связь знания и действия, причем действия не только практического, но и умственного.

К особенностям обучения младших  школьников на уроках русского языка относятся развитие мышления и речи учащихся, осознание ими грамматического строя русского языка, формирование навыков нормативного использования всех языковых элементов, воспитание культуры речи. Отметим, что знание русского языка, безупречное владение его нормами является прочной базой для обучения младших школьников основам наук как в начальном, так и в дальнейшем – в среднем звене школы. Такое построение курса обусловлено необходимостью изучать язык как целостное явление, все стороны которого взаимодействуют между собой.

Наглядность как средство обучения младших школьников на уроках русского языка позволяет более глубоко понять изучаемые объекты и процессы. Правильное применение наглядности как средства на уроках русского языка в начальной школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Существуют различные виды наглядности как средств обучения младших школьников, которые можно использовать для более эффективного запоминания материала в начальной школе при обучении русскому языку. Наглядность как средство обучения делится на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (диафильмы, диапозитивы и слайды, транспаранты).

Особенностями применения наглядности  как средства  в  обучении младших  школьников, являются то что: использование наглядности происходит практически на всех этапах обучения младших школьников русскому языку: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале) и в практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что слова учителя руководят наблюдением, которое ведется учащимися, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

Очень важно использовать наглядность как средства обучения целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова. — М.: Просвещение, 1990. – 344с.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник Русский язык (первые уроки). 1 класс. – М.: Баласс, 2008. – 274с.
  3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500с.
  4. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение, 1984. – 297с.
  5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1982. –Т.1. – 328с.
  6. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. 5 класс. – М.: Просвещение, 1995. – 288с.
  7. Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. – М.: Просвещение, 2007. – 233с.
  8. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2010. – 472 с.
  9. Методика развития речи. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991. – 384с.
  10. Паронджанов В.Д. Дружелюбные алгоритмы понятные каждому М.: ДМК-пресс, 2010. – 450с.
  11. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // Избр. пед. соч.: в 2х т. – М.: Педагогика, 1981. – 212с.
  12. Петкевич Н.В. Наглядные пособия – в помощь учителю. // Начальная школа издательского дома «Первое сентября». – 2011. - №8. – с. 9 – 10.
  13. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1969. 424с.
  14. Полякова А.В. Русский язык. Методические указания. – М.: Просвещение, 1996. – 231с.
  15. Правила и упражнения по русскому языку 1-4 классы. По программе Т.Г. Рамзаевой, Т.Л. Федорова. – М.: ЮНВЕС, 2005. – 320с.
  16. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 2009. – 348с.
  17. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. – СПб.: Питер, 2008. – 412с.
  18. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1989. – 370с.
  19. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 2007. – 383с.
  20. Селеменев В. Развивающая наглядность // Образование в современной школе. – 2011. - №12. – с. 27–36.
  21. Селеменев В. Новая наглядность //Народное образование. – 2006. - №2. – с. 158–162.
  22. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: книга для учителя / под ред. Г.Ф. Суворовой. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.
  23. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М.: Просвещение, 1974. – Т.1. – 429с.
  24. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование [электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/
  25. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. СПб.: Питер, 2009. – 992с.

Приложение 1

 

Приложения 2

 

Буквы Е – И в окончаниях глаголов.

  1. Задаю к глаголу вопрос.
  2. Ставлю глагол в неопределённую форму (что делать? что сделать?).
  3. Смотрю, на что оканчивается глагол, определяю спряжение.

II спр. I спр. 

  1. Все глаголы на -ИТЬ1 .Все остальные глаголы
  2. 7 глаголов на -ЕТЬ на –АТЬ, -ЕТЬ, -ЯТЬ, -ОТЬ,

(смотреть, видеть, обидеть, -УТЬ, – ЮТЬ, -ЫТЬ 
зависеть, ненавидеть, терпеть, 2. 2 глагола на –ИТЬ (брить, стелить) 
вертеть).

  1. 4 глагола на-АТЬ 
    (слышать, держать, дышать, гнать).

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

 

I спр.

I спр.

II спр.

II спр.

 

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1 л

-У, -Ю

-ЕМ

-У, -Ю

-ИМ

2 л

-ЕШЬ

-ЕТЕ

-ИШЬ

-ИТЕ

3 л

-ЕТ

-УТ, -ЮТ

-ИТ

-АТ, -ЯТ


 


Информация о работе Использование наглядности как средства обучения младших школьников на примере предмета Русский язык