Эффективность использования бюджетных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, анализ бюджетной системы РФ.

Объектом исследования является бюджет РФ, республики Башкортостан и бюджет города Уфа на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Предметом исследования является финансовые ресурсы РФ, республики Башкортостан и города Уфа.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические основы бюджетной системы РФ…………………... 7
1.1 Экономическое содержание бюджета и его функции…………… 7
1.2 Бюджетное устройство РФ…………………………………………... 11
1.3 Структура и принципы построения бюджетной системы………… 13
2 Анализ бюджетной системы РФ……………………………………... 29
2.1 Анализ федерального бюджеты РФ…………………………………. 29
2.2 Анализ бюджета Республики Башкортостан ……………………….. 34
2.3 Анализ местного бюджета (г. Уфа)………………………………….. 36
3 Направления повышения эффективности использования бюджетных средств………………………………………………………..
38
Заключение…………………………………………………………………. 41
Список использованных источников…………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам Бюджеты РФ 1.doc

— 1.46 Мб (Скачать)
 

      СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические   основы  бюджетной  системы  РФ…………………... 7
1.1     Экономическое содержание бюджета  и его функции…………… 7
1.2  Бюджетное устройство РФ…………………………………………... 11
1.3   Структура и принципы построения бюджетной системы………… 13
2    Анализ бюджетной системы РФ……………………………………... 29
2.1 Анализ  федерального бюджеты РФ…………………………………. 29
2.2 Анализ  бюджета Республики Башкортостан  ……………………….. 34
2.3 Анализ  местного бюджета (г. Уфа)………………………………….. 36
3    Направления повышения эффективности  использования бюджетных средств………………………………………………………..  
38
Заключение…………………………………………………………………. 41
Список  использованных источников…………………………………….. 43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

     В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.

     Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. В странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти половина национального дохода.

     Бюджетное устройство Российской Федерации –  это основа государственного управления страны. Необходимо знание его основ, а также понимание главных законодательных актов Российской Федерации – Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов бюджетной системы.

     Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

     Бюджет  создает финансовую базу функционирования государства в целом, его субъектов и муниципальных образований, осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются централизованными денежными фондами.

    Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, анализ бюджетной системы РФ. 

       Объектом  исследования является бюджет РФ, республики Башкортостан и бюджет города Уфа  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

       Предметом исследования является финансовые ресурсы РФ, республики Башкортостан и города Уфа.

      Чтобы достигнуть поставленной цели, мы должны решить ряд задач:

    1. рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ;
    2. провести анализ бюджетной системы РФ;
    3. продумать направления повышения эффективности использования бюджетных средств.

      Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе  рассмотрены понятие и функции бюджета, а также названы принципы, на которых базируется бюджетная система любой страны. Во второй главе бюджетная система изучается через призму ее основных элементов, проводится их классификация, сопоставляются те или иные составляющие. Третья глава посвящена направлениям повышения эффективности использования бюджетных средств. Для написания данной курсовой работы использовали широкий круг источников информации: учебники, учебные пособия, лекционные материалы к.э.н., доцента Мардганиевой Ю.А., периодические издания, диссертационные работы, материалы сети Интернет.

      Курсовая  работа выполнена на 45 страницах, имеет 7 рисунков, 8 таблиц.      
 
 
 
 
 

      
  1. Теоретические   основы  бюджетной системы РФ

      1.1     Экономическое содержание бюджета и его функции

      Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов  бюджетной системы страны, — это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономикой. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

      Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.

      Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:

      во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

      во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.

      Иначе говоря, языком цифр бюджет сообщает людям, о приоритетах государственной  экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане. В демократическом обществе приоритеты отражают коллективную волю граждан, толкование которой возложено на политических представителей народа.

      Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджет по существу является главным законом экономической жизни страны, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития.

      На  современном этапе отличительной  чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30-40% его величины.

      Кардинальные  изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, а прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения.

      Можно выделить как минимум три экономических фактора, которые обусловили пересмотр роли бюджета:

      -  использование рыночных механизмов в процессе распределения средств в экономике в целом;

      - растущее понимание того, что большинство предприятий не относятся к государственному сектору и что предприятиям надо дать возможность самостоятельно осуществлять процесс управления производством, в котором государству отводится лишь опосредованная роль;

      - признание дестабилизирующей роли инфляции в экономике, что определяет решающую роль государства в проведении макроэкономической политики и роль бюджета как важного инструмента достижения стабилизации посредством сбалансированного движения централизованных финансовых потоков.

      Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.

      Содержание  распределительной функции (или функции экономического регулирования) бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

      Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.[2]

      Содержание  этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.

      Современное понимание распределительной функции  бюджета заключается в том, что  вместо принципа командования она призвана реализовать принцип служения государства интересам общества.

      Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

      Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

      Решение данной проблемы предопределяется эффективностью управления государственным бюджетом, которое, в свою очередь, охватывает как бюджетные отношения между органами власти различных уровней, так и структурные, технические и институциональные аспекты бюджетной системы. Эти две стороны управления бюджетом практически невозможно разделить

      Фискальная  функция бюджета предполагает, с  одной стороны, обеспечение финансовыми  ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.[3]

      С другой стороны, фискальная функция  бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому, фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства — это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу. 

Информация о работе Эффективность использования бюджетных средств