Эффективность использования бюджетных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития экономики и социальной сферы России характеризуется переходом к реформированию бюджетного процесса на принципах эффективности и результативности бюджетных расходов, что требует создания критериев оценки этих показателей.

Оглавление

Введение
1 Основные понятия бюджета. Эффективность и результативности бюджетных расходов
1.1 Бюджет, его виды и назначение. Понятие эффективности и результативности
1.2 Международный опыт
1.3 Действующее бюджетное законодательство
2. Анализ показателей результативности использования бюджетных средств МОУ ДОД «Детская художественная школа»
2.1 Возможные направления разработки всеобъемлющей системы индикаторов эффективности и результативности бюджетных расходов
2.2 Анализ состава и структуры финансовых ресурсов и расходов МОУ ДОД «Детская художественная школа»
2.3 Анализ показателей результативности использования бюджетных средств за 2008 год МОУ ДОД «Детская художественная школа»
3 Совершенствование экономических механизмов и методов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 429.00 Кб (Скачать)


45

 

Тема: «Эффективность и результативность использования бюджетных средств»

 

 

Введение

1 Основные понятия бюджета. Эффективность и результативности бюджетных расходов

1.1 Бюджет, его виды и назначение. Понятие эффективности и результативности

1.2 Международный опыт

1.3 Действующее бюджетное законодательство

2. Анализ показателей результативности использования бюджетных средств МОУ ДОД «Детская художественная школа»

2.1  Возможные направления разработки всеобъемлющей системы индикаторов эффективности и результативности бюджетных расходов

2.2 Анализ состава и структуры финансовых ресурсов и расходов МОУ ДОД «Детская художественная школа»

2.3 Анализ показателей результативности использования бюджетных средств за 2008 год МОУ ДОД «Детская художественная школа»

3 Совершенствование экономических механизмов и методов

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Современный этап развития  экономики и социальной сферы России характеризуется переходом к реформированию бюджетного процесса на принципах эффективности и  результативности бюджетных расходов, что требует создания критериев оценки этих показателей.

Превращение бюджета в инструмент стратегического планирования и повышение прозрачности бюджетного процесса предполагались принятием федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования  бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». В соответствии с данным законом Россия переходит на среднесрочное программно-целевое планирование с помощью внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.

Что такое результат и каковы критерии результативности? Этот вопрос важен как для стратегического планирования, так и для повышения прозрачности финансовой системы России. Вместе с тем одним из главных недостатков новой редакции Бюджетного кодекса, ставящим под сомнение всю реформу на уровне федерального центра, является отсутствие институционально закрепленных механизмов участия законодательной власти в выработке показателей результативности бюджетных расходов, что отнюдь не добавляет бюджетному процессу прозрачности.

Актуальность определения эффективности формирования доходов и расходования государственных средств возрастает  по мере  перехода к бюджетированию, ориентированному  на  результат.

Совершенствование систем управления, использование новых концепций и технологий менеджмента в значительной степени связаны с применением показателей эффективности и результативности.

В экономической науке обстоятельно разработаны категории экономической эффективности и результативности и соответствующие критерии их оценки, относящиеся, прежде всего, к коммерческим организациям. Что касается бюджетного сектора, то здесь эти понятия находятся на этапе разработки и формулирования в виду неоднозначности и многогранности различных аспектов и целей управления бюджетными средствами.

В этой связи необходимо разработать систему индикаторов эффективности и результативности использования бюджетных средств. Это обусловливает своевременность и актуальность темы курсовой работы.

Цель работы состоит в изучении методов оценки эффективности и результативности использования бюджетных.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:

- раскрыть сущность и понятие бюджета, изучить его основные направления;

- раскрыть сущность и понятия эффективности и результативности, изучить методы их оценки;

- изучить законодательство о бюджетных расходах в РФ и регионах;

- оценить эффективность и результативность использования бюджетных средств на примере  МОУ ДОД «Детская художественная школа»

Объектом исследования являются способы оценки эффективности и результативности использования бюджетных средств.

Предметом исследования является процесс оценки эффективности и результативности бюджетных расходов.

 

 


1 Основные понятия бюджета. Эффективность и результативности бюджетных расходов

1.1 Бюджет, его виды и назначение. Понятие эффективности и результативности

 

Бюджет - главный инструмент проведения социально-экономической политики государственных органов. Это тот рычаг, с помощью которого они оказывают воздействие на весь процесс производства и распределения финансовых и производственных ресурсов, как в стране в целом, так и в отдельном регионе. Говоря о достижении определенных социальных-экономических целей с помощью регулирования бюджета, говорят о бюджетной политике государства. В идеале бюджетная политика должна способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны и (или) региона.

Можно выделить три основных функции бюджетной политики:

                  фискальная - через изъятие налогов правительство обеспечивает необходимые ресурсы для своей деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также на существование аппарата управления;

                  экономического регулирования - налоги и расходы используются правительством для управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);

                  выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, малообеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям и т.п.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие количественно измеряемые критерии эффективности бюджетной политики:

                  уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

                  уровень выполнения бюджетных обязательств;

                  величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

                  объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

                  уровень монетизации бюджетного дефицита;

                  динамику валового внутреннего (регионального) продукта;

                  уровень безработицы;

                  степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

В конкретных условиях России к вышеупомянутым показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии ее экономики:

                  величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;

                  величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Согласно Бюджетному кодексу РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2005), бюджет - «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». [1]

Как уже указывалось, бюджет является важнейшим, ключевым инструментом реализации экономической политики государства. С одной стороны, любое действие государства, оказывающее влияние на экономику, так или иначе находит свое отражение в исполнении доходной или расходной части бюджета.

С другой стороны, бюджет является основой для финансового обеспечения задач и функций государства. Выполнение государственных функций и достижение поставленных задач невозможно без соответствующей бюджетной политики, а обеспечение необходимого уровня финансирования государственных расходов при стабильном развитии экономики - без грамотной и взвешенной налоговой политики.

Задачей бюджета является обеспечение государством своих обязательств при минимизации изъятий в бюджет, осуществляемых из средств личных доходов граждан и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Бюджет является лишь одним из инструментов, которыми могут воспользоваться органы власти для решения отдельных задач. Хороший бюджет не тот, который обеспечивает максимальный объем бюджетных расходов, а тот, который в наибольшей степени способствует повышению уровня жизни (комфортности среды обитания) членов сообщества.

Целью реализации бюджета является не расходование средств как таковое, а решение поставленных перед государством задач. Меры по повышению эффективности государственных расходов актуальны практически во всех странах, независимо от того, исполняется государственный бюджет с дефицитом или профицитом. Повышение эффективности бюджетных расходов, прежде всего, связано с осуществлением преобразований в области бюджетного процесса. Можно выделить несколько основных направлений таких преобразований.

Первое направление включает в себя комплекс мер по обеспечению полного финансирования обязательств, принятых на себя государственными органами власти федерального и регионального уровней, а также органами местного самоуправления. В этой связи требуется планомерная работа по инвентаризации бюджетных обязательств, в особенности в социальной сфере. Итогом инвентаризации должна стать отмена нормативных актов, финансирование которых ложится бременем на бюджетную систему, не способствуя при этом устойчивому росту экономики и социальной сферы.

Второе направление предполагает внедрение программно-целевого принципа при планировании и исполнении бюджета. В рамках данного направления необходимо разработать и внедрить систему распределения бюджетных средств по межведомственным программам, нацеленным на решение социальных и экономических проблем. Для эффективного функционирования программно-целевого принципа при планировании и исполнении бюджета необходимо источники и объемы финансирования программ закреплять на несколько лет (среднесрочное планирование).

Третьим направлением является совершенствование методов закупок для государственных и муниципальных нужд. Необходимо создать условия для честной конкуренции при проведении конкурсов.

Четвертым направлением является реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений. Смысл подобной реформы заключается в сокращении государственного сектора при одновременном повышении его эффективности. Сокращение государственного сектора должно происходить за счет перехода части бюджетных организаций в частный сектор с постепенным сокращением бюджетной составляющей их финансирования. Социальные и иные программы, разработанные этими организациями, на конкурсной основе будут принимать участие в распределении бюджетных средств, а организации нести полную ответственность по своим обязательствам.

Пятым направлением реформирования бюджетного процесса является совершенствование отчетности. Государственные и муниципальные операции с бюджетными и внебюджетными средствами должна охватывать единая отчетность.

Шестым направлением является совершенствование механизмов казначейского исполнения бюджета и контроля за расходованием бюджетных средств и их распространение на уровень субъектов Федерации.

В системе управления общественными финансами контрольная функция наиболее значима в процессе формирования доходов бюджетов и в процессе использования бюджетных средств.

Контроль эффективности расходования бюджетных средств и использования государственной собственности предполагает:

                  организацию и контроль за своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджетов и государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

                  определение целесообразности расходов и использования государственной собственности;

                  оценку обоснованности доходных и расходных статей бюджетов.

Таким образом, эффективность исполнения бюджета является ведущим показателем качества расходования государственных средств. Количественно эффективность бюджетной политики измеряется отношением полученных результатов к сумме произведенных расходов.

Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности того или иного вида деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с учетом затрат (трудовых, материальных и финансовых ресурсов). Это общепринятое содержание понятия эффективности.

Информация о работе Эффективность использования бюджетных средств