Эффективность использования бюджетных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития экономики и социальной сферы России характеризуется переходом к реформированию бюджетного процесса на принципах эффективности и результативности бюджетных расходов, что требует создания критериев оценки этих показателей.

Оглавление

Введение
1 Основные понятия бюджета. Эффективность и результативности бюджетных расходов
1.1 Бюджет, его виды и назначение. Понятие эффективности и результативности
1.2 Международный опыт
1.3 Действующее бюджетное законодательство
2. Анализ показателей результативности использования бюджетных средств МОУ ДОД «Детская художественная школа»
2.1 Возможные направления разработки всеобъемлющей системы индикаторов эффективности и результативности бюджетных расходов
2.2 Анализ состава и структуры финансовых ресурсов и расходов МОУ ДОД «Детская художественная школа»
2.3 Анализ показателей результативности использования бюджетных средств за 2008 год МОУ ДОД «Детская художественная школа»
3 Совершенствование экономических механизмов и методов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 429.00 Кб (Скачать)
:justify">Кроме того, представляется, что для формирования полномасштабной системы мониторинга эффективности расходования бюджетных средств целесообразно создание трехуровневой системы индикаторов по направлениям:

- оценка бюджетного процесса;

- оценка деятельности главных распорядителей бюджетных средств;

- оценка деятельности бюджетных учреждений по предоставлению бюджетных услуг (качество предоставления бюджетных услуг).

В качестве примера можно детально рассмотреть первое направление – оценку бюджетного процесса.

Как показал обзор разработанных субъектами Российской Федерации методик, значительный упор в них делается на соответствие бюджетного процесса требованиям БК РФ. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что при разработке системы индикаторов необходимо учитывать собственно цели, ради которых разрабатывается система. И в данном случае, очевидно, что проверка соответствия требованиям БК РФ не является основополагающей целью мониторинга. В связи с этим можно предложить классификацию системы индикаторов по четырем основным направлениям, исходя из логики построения бюджетного процесса, закрепленного, в том числе, в БК РФ:

- индикаторы оценки качества планирования (соотношение плановых и фактических показателей; наличие и исполнение перспективного финансового плана (мониторинг исполнения плана), среднесрочное планирование и т.д.);

- индикаторы оценки структуры бюджета (доля текущих расходов, доля капитальных расходов, долговая нагрузка, доля расходов на заработную плату и т.д.);

- индикаторы оценки качества исполнения бюджета (кредиторская и дебиторская задолженности, казначейское исполнение бюджета, лимиты потребления энергоресурсов, публикация бюджета в СМИ);

- индикаторы качества контроля и аналитический работы и последующего применения результатов в планировании (опросы населения, аудит бюджета, доля нецелевого использования средств и т.д.)

Как правило, показатели соответствия требованиям БК РФ также могут и должны присутствовать среди индикаторов, однако их набор не является достаточным.

В значительной степени на уровне оценки бюджетного процесса осуществляется лишь сопоставление планируемых и фактических показателей. Соответственно, аналитические расчеты и дальнейшие выводы могут подготавливаться исключительно на основе отслеживания динамики изменения данных показателей. Это требует налаживания четкой системы мониторинга по данным индикаторам.

Следует отметить, что оценить экономическую эффективность можно в том случае, если оцениваемая деятельность имеет четко определяемые цели, задачи и конечный результат. В этом случае можно соотнести понесенные затраты с достигнутым результатом, и оценить таким образом экономическую эффективность осуществленной деятельности. Как правило, речь об оценке комплексной экономической эффективности той или иной деятельности заходит в случае реализации программных мероприятий (таких как Программа реформирования региональных финансов, инвестиционная программа и т.п.).

Предложенная классификация является лишь примером и требует переработки в зависимости от поставленных целей.

Оценка деятельности главных распорядителей бюджетных средств предполагает оценку финансовым органом субъекта Федерации качества управления главных распорядителей бюджетных средств и эффективности их деятельности.

Такая оценка должна базироваться на соответствующей системе индикаторов (например, по видам деятельности главного распорядителя, по видам предоставляемых услуг и т.п.), осуществляться систематически (например, ежегодно), ее результаты должны использовать при планировании расходов бюджета на очередной финансовый год.

Оценка деятельности бюджетных учреждений по предоставлению бюджетных услуг (качество предоставления бюджетных услуг) предполагает проведение анализа, паспортизации бюджетных услуг и введения соответствующих индикаторов оценки результативности и эффективности для каждой из таких услуг.

В целом важно отметить, что вся система мониторинга (набор индикаторов) будет действующим механизмом только в случае, если будет предусмотрена процедура ее внедрения в существующий бюджетный процесс, что, очевидно, потребует изменений существующей системы.

В частности, соответствующие нормы представляется целесообразным закрепить в правовых актах, регламентирующих бюджетный процесс в субъекте Федерации.

Соответствующие Методики также целесообразно разработать, утвердить и применять на практике.

Рекомендации по созданию правовой основы для проведения оценки эффективности бюджетных расходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок оценки эффективности бюджетных расходов, осуществляемых за счет средств регионального бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С целью обеспечения качественного управления расходами бюджета и принятия управленческих решений по выделению бюджетных ассигнований, на основе фактических или ожидаемых результатов их реализации, необходима система показателей, на базе которых будет осуществляться мониторинг и оценка исполнения бюджета по расходам. Под мониторингом понимается система наблюдения за расходованием бюджетных средств для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов за определенный промежуток времени (за каждый квартал). Оценкой, по нашему мнению, является единовременный процесс наблюдения, выполняемой главным распорядителем средств бюджета, с целью увеличения эффективности работы. Информация, полученная в ходе оценки, может использоваться для принятия мер по увеличению удовлетворения от работы, планированию трудовых ресурсов, производственного и профессионального обучения, а также для установления уровня заработной платы. Если оценка это единовременный процесс наблюдения, то мониторинг является систематическим наблюдением за определенный промежуток времени.

Предлагаемая система показателей оценки эффективности бюджетных расходов представлена на рисунке 9.

При разработке индикаторов учтен опыт Саратовской, Вологодской областей, Хабаровского края и республики Хакасия. В основе системы показателей лежат основные принципы, которые используются в субъектах Российской Федерации, а именно:

-  разделение показателей на четыре блока (финансовые, кадровые, социальные, специальные или производственные);

- включение как количественных, так и качественных показателей;

- взвешенная бальная оценка результатов.

Рисунок 9 – Система показателей оценки эффективности бюджетных расходов

В качестве общепринятых (т.е. имеющихся в том или ином виде в каждой методике) в составе ключевых показателей включены:

- доля расходов областного бюджета на выполнение программных мероприятий по ведомству в общей сумме расходов ведомства за период (индикатор  Ф3);

- доля расходов, размещаемых по результатам конкурсов (индикатор Ф4);

- доля просроченной кредиторской задолженности по оплате труда (индикатор  Ф5)

- уровень текучести кадров по получателю бюджетных средств (индикатор К4);

- наличие или отсутствие публикации отчетности получателя бюджетных средств (индикатор О1);

- специальные (производственные показатели) для характеристики эффективности бюджетных расходов по строительству автомобильных дорог.

Предлагается метод расчета интегрального (общего показателя) эффективности бюджетных расходов. Для этого каждому индикатору присваивается  вес (w). Общая оценка эффективности будет определяться по формуле

 

где Э- интегральная оценка  эффективности бюджетных расходов;

wi – вес  i-того индикатора; 

Ii –  значение  индикатора в  баллах.

На основании рассчитанной величины Э общий уровень эффективности бюджетных расходов предлагается определять следующим образом. При значении показателя интегральной оценки эффективности в диапазоне от 0 до 40% уровень эффективности расходов считать критическим, при значении от 40 до 60% - низким, от 60 до 80% - средним (удовлетворительным), более 80% - оптимальным.

 

2.2 Анализ состава и структуры финансовых ресурсов и расходов МОУ ДОД «Детская художественная школа»

 

Исполнение бюджета в учреждении осуществляется согласно утвержденной сметы расходов.

К основным направлениям расходов в учреждении относятся:

оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Это перечень направлений использования учреждением предоставленных им в качестве бюджетных ассигнований средств. По сути – это укрупненная экономическая классификация расходов бюджета, которая в дальнейшем детализируется в целях планирования и учета.

Необходимым условием эффективного функционирования бюджетных учреждений является оплата труда их работников. Оплата труда работников учреждения осуществляется в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

Оплата труда в учреждении осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 4 февраля 1999г. N 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы».

Названный Закон устанавливает, что оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.

Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы определяются Правительством Российской Федерации исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, установленного федеральным законом, и тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом.

К дополнительным выплатам в отделении относятся:

премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется педагогическим советом и директором;

ежемесячное денежное поощрение;

единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда определяется Положением о материальном стимулировании работников учреждения.

На учреждении лежит обязанность уплачивать единый социальный налог (взнос). Порядок и условия его уплаты установлены главой 24 Налогового кодекса РФ.

МОУ ДОД «Детская художественная школа» вправе расходовать бюджетные средства, предоставленные ему на основании сметы, на возмещение своим работникам командировочных расходов, а также на осуществление в их пользу иных компенсационных выплат.

Возмещение командировочных расходов производится:

- работникам предприятий, организаций и учреждений - в порядке, установленном Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992г. N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов" и от 18 апреля 1992г. N 262 "О дополнении Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992г. N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов".

Ныне действующие нормы возмещения командировочных расходов были установлены Приказом Минфина РФ от 6 июля 2001г. N 49н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации". Названным нормативным правовым актом, который был принят по согласованию с Минтрудом РФ, были установлены следующие изменения норм возмещения командировочных расходов, связанных с командировкой (кроме расходов по проезду к месту командировки и обратно), работникам министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Российской Федерации:

- оплата найма жилого помещения - по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 12 рублей в сутки;

- оплата суточных - 100 рублей за каждый день нахождения в командировке.

Указанные нормы возмещения командировочных расходов введены в действие с 1 января 2002 года.

Расходование средств на служебные командировки организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, производится в пределах средств, установленных на их содержание.

Компенсационные выплаты в пользу работников учреждения осуществляются также в следующих случаях:

- при переводах и увольнениях;

- за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- за работу в условиях военного или чрезвычайного положения;

- за осуществление функций народных или арбитражных заседателей;

- в иных установленных действующим законодательством случаях.

Учреждением бюджетные средства расходуются также на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам или в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов

Информация о работе Эффективность использования бюджетных средств