Эффективность использования бюджетных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, анализ бюджетной системы РФ.

Объектом исследования является бюджет РФ, республики Башкортостан и бюджет города Уфа на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Предметом исследования является финансовые ресурсы РФ, республики Башкортостан и города Уфа.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические основы бюджетной системы РФ…………………... 7
1.1 Экономическое содержание бюджета и его функции…………… 7
1.2 Бюджетное устройство РФ…………………………………………... 11
1.3 Структура и принципы построения бюджетной системы………… 13
2 Анализ бюджетной системы РФ……………………………………... 29
2.1 Анализ федерального бюджеты РФ…………………………………. 29
2.2 Анализ бюджета Республики Башкортостан ……………………….. 34
2.3 Анализ местного бюджета (г. Уфа)………………………………….. 36
3 Направления повышения эффективности использования бюджетных средств………………………………………………………..
38
Заключение…………………………………………………………………. 41
Список использованных источников…………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам Бюджеты РФ 1.doc

— 1.46 Мб (Скачать)
 

Рисунок 6 – Структура  расходов федерального бюджета 

Таблица 5 - Структура расходов федерального бюджета в 2011 году

Социальная  политика 597,6
Национальная  оборона 186,9
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 155,1
Национальная  экономика 119,2
Межбюджетные  трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 87,9
Прочие  расходы 280,5
 

      2.2 Анализ бюджета Республики Башкортостан

      Основные  характеристики бюджета Республики Башкортостан на 2011 год:

      - прогнозируемый общий объем доходов бюджета Республики Башкортостан в сумме 84 132 479,7 тыс. рублей;

      - общий объем расходов бюджета  Республики Башкортостан в сумме

      100 226 917,9 тыс. рублей;

      - дефицит бюджета Республики Башкортостан  в сумме 16 094 438,2 тыс.

      рублей.

      Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2011 год в сумме 11 037 658,8 тыс. рублей.

      Общий объем средств, направляемых на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы на 2011 год, в сумме 11 098 332,2 тыс. рублей.[9] 

Таблица 6 -  Поступления доходов в бюджет Республики Башкортостан на 2011 год

Наименование  вида доходов  Сумма (тыс. рублей)
 
1 2
Всего 81 506 849,7
Налоговые и не налоговые доходы 62 227 606,6
Налоги  на прибыль, доходы 36 404 876,6
Налоги на товары, реализуемые на территории РФ 11 541 600,0
Налог на совокупный доход 1 559 200,0
Налог на имущество 8 460 000,0
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 169 195,0
Государственная пошлина 27 823,0
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 37 228,0
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности 3 469 914,0
Платежи при использовании природными ресурсами 223 628,0
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 1 457,0
Доходы  от продажи материальных и не материальных активов 298 025,0
Административные  платежи и сборы 50,0
Штрафы, санкции и возмещения ущерба 16 410,0
Прочие  не налоговые доходы 18 200,0
Безвозмездные поступления 19 279 243,1
Безвозмездные поступления от других бюджетов РФ 15 279 243,1
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций  1 000 000,0
Прочие  безвозмездные поступления 3 000 000,0
 

       По предварительным данным Министерства финансов Республики Башкортостан, по состоянию на 1 апреля 2011 года республиканский бюджет исполнен по доходам на сумму 26427,6 млн рублей, что на 5551,4 млн рублей, или на 26,6%, выше показателя аналогичного периода прошлого года.

       Исполнение  бюджета Республики Башкортостан по налоговым и неналоговым доходам  составило 19557,4 млн рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4532,8 млн рублей, или  на 30,2%. Основными источниками доходов  являются: налог на прибыль организаций — 7484,2 млн рублей (38,3% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов), налог на доходы физических лиц — 3845,0 млн рублей (19,7%), акцизы — 2703,7 млн рублей (13,8%), налоги на имущество — 2313,5 млн рублей (11,8%). Поступления налога на прибыль организаций по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличились на 2864,3 млн рублей, или на 62%.

       Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной собственности, составили 2550,2 млн рублей (13% от общей  суммы налоговых и неналоговых доходов), увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13,4 процента.

       Безвозмездные поступления возросли по сравнению  с тем же периодом на 1019,0 млн рублей (на 17,4%), составив 6870,0 млн рублей, или 26% от общей суммы доходов.

       Расходы бюджета Республики Башкортостан в  январе — марте 2011 года профинансированы в объеме 17206,5 млн рублей, что на 2980,0 млн рублей, или на 20,9%, больше уровня прошлого года, в том числе  расходы на оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам составили 5307,5 млн рублей, или 30,8% от общей суммы расходов, на оплату труда работников республиканских учреждений — 2723,6 млн рублей, или 15,8%, на приобретение медикаментов, продуктов питания, реализацию мер социальной поддержки граждан, на выплату пособий, доплат к пенсиям и другие расходы по социальному обеспечению — 3453,2 млн рублей, или 20,1% от общей суммы расходов. На финансирование капитальных вложений и дорожного хозяйства (без учета расходов по вышеуказанным статьям финансирования) направлено 1195,4 млн рублей, или 6,9% всех расходов бюджета Республики Башкортостан. [11]

Рисунок 7 – Структура доходов бюджета РБ

Таблица 7 – Структура доходов РБ

 
Основные  виды доходов
Процент
налог на прибыль организаций 38,3
налог на доходы физических лиц 19,7
акцизы 13,8
налоги  на имущество 11,8
Прочие  доходы 16,4
Всего 100
 

      2.3 Анализ местного бюджета (г.  Уфа)

      Основные  характеристики бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - бюджет городского округа) на 2011 год:

      -   прогнозируемый общий объем доходов бюджета городского округа в сумме 12838145,8 тыс. рублей;  
            -  общий объем расходов бюджета городского округа в сумме 12994045,8 тыс. рублей;  
            -  дефицит бюджета городского округа в сумме 155900,0 тыс. рублей.

      Межбюджетных  трансфертов, получаемых от бюджета  Республики Башкортостан в сумме 3635123,8 тыс. рублей.  
предельный объем расходов муниципального долга городского округа на 2011 год в сумме 7500000 тыс. рублей.  
             Предельный объем на обслуживание муниципального долга на 2011 год в сумме 179292 тыс. рублей.[10]
 

Таблица  8 -  Поступления доходов в бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011 год

  Наименование вида доходов Сумма (тыс. рублей)
 
1 2
Всего 12838145,8
Налоговые и не налоговые доходы 9203022,0
Налоги  на прибыль, доходы 4331550,0
Налог на совокупный доход 800180,0
Налог на имущество 270000,0
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 13200,0
Государственная пошлина 406569,0
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности 1966351,0
Платежи при использовании природными ресурсами 45000,0
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 98000,0
Доходы  от продажи материальных и не материальных активов 1080358,0
Штрафы, санкции, возмещения ущерба 177148,0
Прочие  не налоговые доходы 14666,0
Безвозмездные поступления 3635123,8
Безвозмездные поступления от других бюджетов РФ 3635123,8
 

      Налоговые и неналоговые доходы местных  бюджетов (муниципальных районов, городских  округов, сельских и городских поселений) за январь — март 2011 года составили 5473,1 млн рублей, или 24,7% к годовому плану. По сравнению с аналогичным  периодом 2010 года налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов возросли на 812,7 млн рублей, или на 17,4%.[11] 
 
 
 
 
 
 
 
 

3   Направления повышения эффективности использования бюджетных средств

     Наиболее  важные последние законодательные  изменения в сфере межбюджетных отношений касаются следующих вопросов:

     1) Уточнены разграничения расходных бюджетных полномочий между органами власти разных уровней;

     2) Установлен порядок разграничения расходных обязательств между бюджетами разных уровней;

     3)  Разграничены налоговые доходы между бюджетами разных уровней, - отменены расходные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования; «натуральные» льготы для социальной поддержки различных категорий граждан заменены денежными компенсациями,

     4) Скорректированы правила предоставления межбюджетных трансфертов.

     Данные  новации способствуют оздоровлению общественных финансов в Российской Федерации, отмечают тенденцию роста  сбалансированности региональных бюджетов. В то же время остается много нерешенных проблем в организации бюджетного устройства.

     Оптимальное функционирование бюджетного механизма  возможно при наличии двух основополагающих условий: правильном построении межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и чётком, справедливом балансе его доходов и расходов.  

     В целях усиления мотивации регионов к увеличению своего налогового потенциала и повышение уровня их самостоятельности в использовании инвестиционных средств необходимо осуществить:

     1) Совершенствование методики распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, из Фонда регионального развития и порядок предоставления инвестиционной поддержки регионов.

     С одной стороны регионы, получающие наиболее значительные объёмы федеральных  инвестиций, но пока числящиеся как дотационные, должны осознать перспективу сокращения этих дотаций. Следовательно, в их интересах повысить вклад таких инвестиций  в прирост своего экономического и, в частности, налогового потенциала. Для данной категории регионов при распределении дотаций можно было бы установить понижающие коэффициенты. С другой стороны, дотационные регионы, не имеющие пока мощной целевой инвестиционной подпитки из федерального бюджета, в праве рассчитывать на повышающие коэффициенты, то есть на дополнительные объёмы Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

     2) Законодательное закрепление за субъектами РФ безусловного права на бюджетную самодостаточность. Оно должно быть обеспечено не только за счёт более рационального разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы полностью и/или частично на постоянной основе (по единым нормативам отчислений от «совместных» налогов), но и на базе их сочетания с формально исчисляемыми дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений по таким налогам на временной основе (в пределах одного бюджетного года).

     3) Создание системы стимулов, побуждающую органы государственной власти субъектов Российской Федерации развивать экономику регионов и муниципалитетов. В связи с этим необходимо установить систему показателей качества жизни населения, за которые органы власти соответствующего уровня (регионального или местного) должны нести ответственность и отчитываться перед федеральным центром и населением. Ведь повышение качества жизни граждан в сочетании с сокращением расходов на управленческую деятельность за счет более эффективного распределения полномочий между органами государственной власти и выступает одной из главных декларируемых целей происходящих в стране реформ.

     Таким образом, решение проблемы повышения эффективности российской модели бюджетного федерализма, кроется в осуществлении принципа бюджетной сбалансированности, то есть, соответствия доходов и расходов бюджета, и принципа бюджетной самостоятельности. Реально в мире уже представлены налогово-распределительные модели, так или иначе сочетающие все подходы, России надо выбрать для неё более приемлемый вариант или их сочетание.

     Наделение региона функциями и, соответственно, объемами налогов, поступающих в  региональные бюджеты, должно осуществляться исходя из нормативов финансирования каждой функции. Объем функций, которыми наделяется регион, должен определяться исходя из оценки отдачи соответствующих средств - если при наделении новой функцией эффективность их использования начинает снижаться, регион пока не готов к ее выполнению. Это – очень простой пошаговый механизм определения рационального размера прав и полномочий региона. В случае если налоговых поступлений для реализации очередной функции не хватает, то могут быть использованы трансферты, либо другие заемные средства.[4] 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Поскольку данная курсовая работа была посвящена  бюджетам Российской Федерации, включая другие взаимосвязанные составляющие этого понятия, - в ходе изучения были сделаны определенный выводы.

Информация о работе Эффективность использования бюджетных средств