Эффективность использования бюджетных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, анализ бюджетной системы РФ.

Объектом исследования является бюджет РФ, республики Башкортостан и бюджет города Уфа на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Предметом исследования является финансовые ресурсы РФ, республики Башкортостан и города Уфа.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические основы бюджетной системы РФ…………………... 7
1.1 Экономическое содержание бюджета и его функции…………… 7
1.2 Бюджетное устройство РФ…………………………………………... 11
1.3 Структура и принципы построения бюджетной системы………… 13
2 Анализ бюджетной системы РФ……………………………………... 29
2.1 Анализ федерального бюджеты РФ…………………………………. 29
2.2 Анализ бюджета Республики Башкортостан ……………………….. 34
2.3 Анализ местного бюджета (г. Уфа)………………………………….. 36
3 Направления повышения эффективности использования бюджетных средств………………………………………………………..
38
Заключение…………………………………………………………………. 41
Список использованных источников…………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам Бюджеты РФ 1.doc

— 1.46 Мб (Скачать)
align="center">1.2  Бюджетное устройство РФ

     Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии  Конституции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

     Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства (рис. 1).

Рис. 1 – Бюджетная система РФ 

     Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.[1]

       По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

     Построение  бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик  в составе РФ. В соответствии с  Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местных бюджетов.

     В настоящее время в России ежегодно утверждается Федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов,  бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и множество муниципальных бюджетов. [1]

     Бюджетное устройство в Российской Федерации  представляет собой организацию  бюджетной системы и принципы её построения. Бюджетная система  основывается на законодательно регулируемых экономических отношениях между  органами власти и совокупностью  бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

      Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов: бюджеты субъектов, бюджет Российской Федерации - и выполняет функцию  объединения бюджетных показателей различных территориальных образований.   

  • 1.3   Структура и принципы построения бюджетной системы
  •       Бюджетная классификация представляет собой  группировку доходов, расходов и источников покрытия дефицита основанную на однородных признаках, которая используется для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

          Бюджетная классификация является основополагающим методологическим документом законодательного определения бюджетных стандартов, регламентирующих формы составления и исполнения бюджетов всех уровней Российской Федерации.

          Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время бюджетная классификация должна четко разграничивать источники бюджетных ресурсов различных уровней и степень участия тех или иных хозяйственных звеньев и граждан в их формировании.[2]

          Бюджетная классификация включает:

          - классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

          - функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

          - экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

          - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

          - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

          - классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и ее субъектов;

          -  классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;

          -  ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

          В связи с тем, что в настоящее  время Российская Федерация вступила в завершающую стадию бюджетной реформы, целью которой является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики, бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности). Это потребовало внести существенные изменения в бюджетную классификацию.

          Необходимость разработки новой функциональной и  экономической классификации расходов бюджетов обусловлена следующими основными предпосылками:

          Бюджетная классификация доходов

          Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

          Налоговые доходы включают:

          - Налоги на прибыль, доходы (налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам);

          - Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог).

          -  Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; акцизы).

          -  Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации; акцизы).

          - Налоги на совокупный доход (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог для юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог)

          -  Налоги на имущество (налог на имущество физических лиц; на имущество предприятий; налог на имущество,] переходящее в порядке наследования и дарения).

          -  Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).

          -    Государственная пошлина.

          - Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

          -  Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины; сборы, прочие налоги на импорт).

          - Прочие налоги, пошлины и сборы (прочие федеральные налоги; налоги субъектов Российской Федерации; местные налоги и сборы).

          Неналоговые доходы включают:

          - Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности (дивиденды по акциям, принадлежащим государству; доходы от сдачи в аренду государственного имущества; проценты, полученные за размещение в банках и банковских учреждениях временно свободных средств и за предоставление кредитов внутри страны, а также правительствам иностранных государств; доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; перечисление прибыли ЦБ РФ; прочие поступления от государственной собственности или деятельности).

          - Платежи за пользование природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесным фондом)

          -  Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборы и т. д.)

          - Доходы от продажи материальных и нематериальных активов (от продажи государством принадлежащих ему акций предприятий; от продажи права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и т. д.).

          -  Административные платежи и сборы (сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов); прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций)

          - Штрафы, санкции, возмещение ущерба (взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей; поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; санкции за нарушение порядка применения административные штрафы и иные санкции; доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, переходящего по праву наследования к государству, и кладов).

          - Прочие неналоговые доходы.

          Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

          Бюджетные классификации расходов

          В бюджетной системе Российской Федерации в настоящее время используются три классификации расходов: функциональная, ведомственная и экономическая. В процессе бюджетного реформирования предполагается ввести еще один вид классификации расходов — программную классификацию.

          Функциональная  классификация группирует расходы  по видам деятельности, ведомственная — расходы субъектов этой деятельности, экономическая — расходы по видам затрат, а программная классификация группирует расходы, ориентированные на достижение определенных целей.

          Первым  уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

          Разделы классификации предусматривают  направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства:

          -  общегосударственные вопросы;

          - национальная оборона;

          -  правоохранительная деятельность и национальная безопасность;

          - национальная экономика;

          -  жилищно-коммунальное хозяйство;

          - охрана окружающей среды;

          - образование;

          - культура, кинематография, средства массовой информации и спорт;

          - здравоохранение;

          - социальная политика;

          -  межбюджетные трансферты.

          Вторым  уровнем функциональной классификации  ходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы (их 84), конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

          Дальнейшая  детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.

          Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

          Четвертый уровень функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации детализирует направления финансирования расходов бюджета как по целевым статьям, так и по федеральным целевым программам расходов бюджетов.

    Информация о работе Эффективность использования бюджетных средств