Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 14:12, курсовая работа
Цель исследования: анализ теории гражданского воспитания младших школьников и средств реализации гражданского воспитания в современной школе.
Задачи:
1.Проанализировать теорию гражданского воспитания в историческом контексте.
2.Выяснить особенности гражданского воспитания в современной начальной школе.
3.Проследить как реализуется курс гражданского образования в начальной школе.
4.Продемонстрировать пример реализации курса гражданского образования
Введение ……………………………………………………………. 3
Глава I. Основы гражданского воспитания младших школьников ……………………………………………………………. 6
1.Теория гражданского воспитания в историческом контексте
-
2.Воспитание гражданственности в современной школе …
9
Глава II. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе ……………………………………… 11
2.1. Реализация гражданского воспитания в курсе «Гражданское образование в начальных классах» ……………………………………
25
2.2. Обобщающие уроки как средство реализации курса «Гражданское образование» ……………………………………………
35
Заключение ………………………………………………………… 39
Список использованной литературы …………………………….
Глава II. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе
2.1. Реализация гражданского воспитания в курсе
«Гражданское образование»
Реализацию гражданского воспитания я хочу показать на примере образовательного курса «Гражданское образование», который применяется для обучения и воспитания младших школьников в Нижегородской области.
Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах»
Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.
Это подтверждается тем, что в «Обязательный минимум содержания начального общего образования» в 1998 г. был введен раздел «Обществознание» в рамках образовательного компонента «Окружающий мир», включающий элементарные знания о государстве, демократии, правах человека и правах ребенка, об основных нормах морали, культуре общения. Правовую базу гражданского образования школьников составляет ряд нормативных документов Министерства образования РФ (информационно-методические письма «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации», «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»).
В данных документах обосновывается важность, необходимость создания системы гражданского образования с I по XI класс, которая позволит восполнить недостаток обществоведческих знаний у школьников надвое по политико-правовым вопросам и нравственно-этическим проблемам, усилить воспитательную направленность обучения, возродить патриотическое воспитание юных граждан.
В
последнее время появилось
В
образовательных учреждениях
Программа курса рассчитана на два года обучения: I—II классы трехлетней, II – III классы четырехлетней начальной школы (один час в неделю). Курс является пропедевтической основой для изучения истории в начальных классах и граждановедения в основной школе. В III (1-3) и IV (1-4) классах предполагается использование региональной программы и УМК «Родная история» (автор Э.Г. Иткин).
Цель гражданского образования в начальной школе — создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем. Курс направлен на нравственное развитие младших школьников, формирование их духовной сферы и правовой культуры. Он создает условия для становления у детей ценностных ориентации на основе системы общечеловеческих ценностей, для приобретения ребенком опыта самопознания, для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, для освоения правил культуры поведения в обществе.
Для реализации программы создан учебно-методический комплекс:
1)
учебники «Кораблик» (в двух частях)
для первого года обучения
и «Жар-птица» (в двух частях) для
второго года обучения. В них
содержится материал для
Кроме того, издан сборник «Изучение нрав ребенка в курсе «Гражданское образование в начальных классах» и во внеклассной работе».
Курс является интегрированным, в него включены знания о человеке, обществе и природе. Нейтральное место в нем занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в программе «Окружающий мир» и других учебных предметах начального образования. Специфика курса определяется тем, что в нем ведущую, содержательную роль играет опыт ценностной ориентации.
Изучение курса способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, возникновению соответствующих возрасту мировоззренческих ориентиров, связанных с общечеловеческими ценностями (Земля, Отечество, семья, человек, труд, знания, культура и др.).
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения при взаимодействии со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся задания тесно связаны с чтением, природоведением, трудовым обучением, музыкой, изобразительным искусством.
Таким образом, курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть. Он построен с учетом возрастных особенностей младших школьников, способствует реализации общих целей начального образования, направлен на развитие личности ребенка.
В основе программы курса лежит идеи сочетания трех составляющих аспектов культуры гражданина - нравственной, правовой и политической. При этом формирование нравственных позиций является центральным содержательным компонентом курса. Нравственность — это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина. Именно в младшем школьном возрасте дети охотно вступают в систему разнообразных нравственных отношений, а в процессе общения со сверстниками и взрослыми приобретают опыт поведения, нравственные привычки в начальных классах закладывается основа нравственной культуры личности, которой является фундаментом для правовой и политической культуры.
В курсе гражданского образования учащиеся получают максимально конкретные представления о государстве, его символах, о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, о правах и обязанностях граждан России.
В содержание учебников по гражданскому образованию органично включены основные статьи Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Совершая заочные путешествия по своей Родине и странам мира, а также «из страны детства в мир взрослых», учащиеся осознают смысл таких понятий, как гражданин, гражданство, право, свобода, равенство, братство, справедливость и другое не только как правовые, но и как общечеловеческие, нравственные ценности и нормы.
Важно, чтобы дети поняли, что права человека и свобода выбора предполагают возрастание ответственности личности за свое поведение не только перед обществом, другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью.
Курс «Гражданское образование в начальных классах» строится на основе условно-концентрического принципа. Выделены четыре тематических блока, которые в различных сочетаниях представлены в программе для первого и второго года обучения:
Каждый учебный год и каждая четверть имеют свою сквозную тему. Это помогает выстроить цепь постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с друга-ми людьми и самим собой.
Первый год обучения — это своеобразное путешествие в пространстве вместе с «Корабликом». Ребенок выявляет смысл своего нахождения в этом мире; узнает много интересного о своей стране, о других странах и народах; осмысливает понятия «дом», «семья», «я сам».
На втором году обучения совершается 'воображаемое путешествие во времени вместе с «Жар-птицей». Дети начинают ощущать себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Школьники осознают, что они тесно связаны не только с людьми, живущими с ними в одно время, но и с теми, кто был до них и кто будет после. Дети учатся ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа; замечать сходство и различие между людьми разных стран; принимать других людей такими, какие они есть; уважать культуру народов своей страны и других стран; осознают связь человека и общества.
Рассмотрим более подробно содержание курса.
Первый год обучения (УМК «Кораблик)
Первая четверть — «Дом, в котором мы живем».
На первом этапе работы над темой дети получают представление об общем доме всего человечества — планете Земля. Затем они осмысливают понятие «дом» в другом значении — Отечество, Родина, Россия. Конкретизация этих понятий осуществляется в процессе ознакомления учащихся с различными городами России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), а также со своей малой родиной (городом, районом, селом). Обобщающий урок «Ярмарочная карусель» помогает созданию у детей целостного образа России.
Вторая четверть — «В путешествие по миру».
Тематической основой второй четверти является идея познания мира. Это путешествия в поисках благодатных, неизведанных земель; открытие Америки X. Колумбом; хождение за три моря А. Никитина; кругосветное путешествие Ф.Магеллана. Путешествия помогают учащимся познакомиться с другими странами, культурой разных народов. Четверть завершается знакомством с новогодними традициями и обычаями России и других стран, поскольку Новый гол является праздником всех народов мира (урок «Разноцветный новогодний хоровод»).
Третья четверть — «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве».
Дети знакомятся с культурой стран дальнего зарубежья на основе сказок, загадок, песен, пословиц, помогающих осмыслить общечеловеческие ценности, нравственные качества, своеобразно проявляющиеся у каждого народа. Материал объединен в четыре блока соответственно географическому положению сторон света (север, запад, юг, восток): «В суровом северном краю» (Скандинавские страны), «Секреты старого замка» (страны Западной Европы — Германия, Великобритания, Франция), «Под жарким солнцем Черной Африки» (африканские страны), «Там, где восходит солнце» (Япония, Китай). В конце четверти проводится обобщающий урок «Сказочное путешествие».
Четвертая четверть — «Я и моя семья».
Четвертая четверть позволяет учащимся как бы вернуться домой после завершения путешествия по миру. Дети знакомятся с различными социальными ролями человека, включаются в процесс самопознания, выявляют особенности своего характера, интересов, чувств. Изучается тема «Я и мое имя». Особое внимание уделяется миру семьи. Школьники осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций, праздников. Четверть завершается уроком-праздником «Вместе — дружная семья».
Информация о работе Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе