Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ теории гражданского воспитания младших школьников и средств реализации гражданского воспитания в современной школе.

Задачи:

1.Проанализировать теорию гражданского воспитания в историческом контексте.
2.Выяснить особенности гражданского воспитания в современной начальной школе.
3.Проследить как реализуется курс гражданского образования в начальной школе.
4.Продемонстрировать пример реализации курса гражданского образования

Оглавление

Введение ……………………………………………………………. 3
Глава I. Основы гражданского воспитания младших школьников ……………………………………………………………. 6
1.Теория гражданского воспитания в историческом контексте
-
2.Воспитание гражданственности в современной школе …
9
Глава II. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе ……………………………………… 11
2.1. Реализация гражданского воспитания в курсе «Гражданское образование в начальных классах» ……………………………………
25
2.2. Обобщающие уроки как средство реализации курса «Гражданское образование» ……………………………………………
35
Заключение ………………………………………………………… 39
Список использованной литературы …………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

    Второй  год обучения (УМК  «Жар-птица)

    Первая  четверть «Тепло родного очага».

    Основная  идея четверти — человек и время, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Прошлое представлено с помощью понятий старина, предки, потомки, поколение; мировое древо как символ взаимосвязи времен; родословная и реликвия — память человека о своем роде. Обращение к категории «настоящее» предполагает разговор о школе, учителе, классе как школьной семье. Идея будущего реализуется в размышлениях о предназначении человека, о будущей профессии и будущей семье. Дается представление о здоровом образе жизни как основе самореализации личности. Четверть завершается уроком-экскурсией «Что в сердце бережно храним».

    Вторая  четверть — «Над российскими просторами».

    Во  второй четверти систематизируются  знания детей об Отечестве и соотечественниках, о природе России, о народном искусстве. В теме «Отчизны славные сыны» речь идет о людях, прославивших Россию. Основное содержание этой четверти составляет пропедевтика понятия «государство» и знакомство с особенностями государства Российская Федерация, с его символами (флаг, гимн, герб). Дети узнают о Конституции РФ и других законах нашего государства, о нравах и обязанностях его граждан, о федеративном устройстве России; знакомятся с обычаями и традициями народов России, их праздниками, проводят путешествия по республикам и городам страны. В конце четверти проводится устный журнал «По родной стране».

    Третья  четверть «Живем мы по соседству».

    Основная  идея четверти — добрососедство, роль соседей в жизни человека и целых государств. Дети знакомятся со странами — соседями России (странами ближнего зарубежья — бывшими республиками СССР). Материал объединен в четыре блока соответственно географическому расположению стран: «Аист на крыше» (Украина, Беларусь, Молдова), «У янтарного моря» (страны Балтии — Литва, Латвия, Эстония), «В горах Кавказа» (Грузия, Азербайджан, Армения), «Многоцветные краски Востока» (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан). Дети узнают о культуре этих стран, о народных традициях, обычаях, праздниках. Содержательным материалом для изучения темы служат сказки, загадки, пословицы, песни и др. Обобщающий урок проводится в виде праздника «Фестивальные встречи».

    Четвертая четверть — «Из  страны детства в  мир взрослых».

    Основная  тема четверти — человек и общество, культура человеческого общества (культура страны и других стран). Наиболее доступными младшим школьникам источниками познания культуры людей разных стран и эпох являются книги, открывающие ребенку мир художественного слова и мир науки (тема «Таинственный мир знаний»), путешествия (реальные и воображаемые) но родному краю, по другим городам и странам; посещение музеев (тема «Пора в путь-дорогу»), театров (тема «Приглашаем в театр»). Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия с другими людьми, культуре общения, правилам поведения в общественных местах. Сквозной темой четверти является тема взросления, познания самого себя и на этой основе тема самовоспитания и самосовершенствования. Четверть завершается воображаемой прогулкой по «Парку чудес и открытий».

    Курс  «Гражданское образование» имеет не только образовательную, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием и может стать ядром воспитательной системы начальной школы.

    Учебно-методический комплекс по гражданскому образованию  прошел экспериментальную апробацию в 25 классах 19 школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В результате опытно-экспериментальной работы было выявлено, что курс способствует целенаправленному формированию нравственных представлений учащихся, оказывает положительное влияние на личностное развитие младших школьников (например, повышается их познавательная активность, развивается эмоциональная сфера, дети стремятся к сотрудничеству, взаимодействию и взаимопомощи, построенных на основе нравственных ценностей), на их продвижение в первичной социализации. Руководители школ, учителя и родители учащихся отмечают не обходи мость и своевременность введения нового курса в начальной школе.

    УМК «Кораблик» и «Жар-птица» получили авторские сертификаты областного экспертного совета и экспертного совета НИРО. Материалы в курсе «Гражданское образование в начальных классах» внесены в региональный банк педагогической информации при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, в сеть Интернет.

    На  базе НИРО проводятся курсы для учителей начальных классов, а для студентов НГПУ, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования», читается спецкурс «Гражданское образование в начальных классах». Это позволяет осуществлять широкое внедрение курса в практику работы школ в 40 из 60 районов Нижегородского региона.

 

     2.2. Обобщающие уроки как средство реализации курса

    «Гражданское  образование»

    Курс  «Гражданское образование» опирается на принцип гуманизации, на идеи сотрудничества и развивающего обучения. Каждый тематический блок курса (а их восемь) рассматривается в течение четверти и заканчивается уроком обобщения.

    Обобщающие  уроки носят игровой характер, это уроки-праздники. Па них нет повой информации; здесь систематизируются уже имеющиеся знания и представления детей. На таких уроках в работу вовлечено большее количество учащихся, все выполняют индивидуальные или групповые задания, носящие творческий характер. Необычны формы проведения уроков: это путешествие, экскурсия, брейн-ринг, фестиваль, ярмарка. На этих уроках создается позитивное отношение к процессу учения, у учащихся   стимулируется   любознательность, интерес к окружающему миру и способность взаимодействовать с ним.

    Мы  считаем, что целесообразно все  восемь обобщающих уроков вынести во внеклассную работу. Важна и так называемая черновая работа, т.е. подготовка к празднику, обсуждения в группах, репетиции — все это способствует формированию коллектива. Вся предпраздничная суета дает дополнительную возможность для общения детей и родителей: дома они совместно разучивают стихи, песни, готовят костюмы, подбирают материал, который принесут на урок-праздник. Таким образом, решается одна из главных задач — создание единого коллектива детей и родителей.

    К обобщающему уроку в конце третьей четверти «Сказочное путешествие» готовится четыре ширмы в соответствии с четырьмя сторонами света. Каждая группа учащихся оформляет свою ширму. Север это чертога Снежной королевы, на западе — изображения старинных замков и башен, юг богат растительным и животным миром Африки, символами востока стали сакура, пагода, лучи восходящего солнца и дракон. Ребят встречает сказочник в плаще и цилиндре. Он предлагает отправиться в путешествие но миру и с помощью Подготовка к обобщающему уроку идет по технологии КТД (коллективно-творческого дела). Активность школьников воспринимается детьми и педагогом прежде всего как «наша», общая. В личностно-ориентированном коллективном деле результат тот же - позитивная активность, но акцент другой — моя активность, мой вклад в общее дело, дело для меня. Здесь кроме пользы людям, сплочения коллектива есть еще один аспект: выбор дела, значимого для личностного развития каждого.

    Предлагаем  некоторые примеры организации и проведения обобщающих уроков.

    Во  II классе в конце второй четверти обобщающий урок называется «Новогодний хоровод». У новогодней елки встречаются различные «экипажи»: члены «экипажа» Магеллана, Колумба, Афанасия Никитина и современного космического корабля. Все экипажи прибывают со своими подарками: шарадами, играми, заданиями. Здесь же звучат поздравительные телеграммы, пришедшие от жителей той или иной страны.   Задача ребят:  отгадать,  откуда пришла телеграмма. Для этого понадобятся знания учащихся о встрече Нового года в разных странах мира. Жители Италии могут, например, прислать такую телеграмму: «Берегитесь! Сейчас, будем выбрасывать из окоп старые вещи>.

    «Уже  прозвучали 108 ударов гонга. С Новым годом!» — такая телеграмма может быть доставлена из Японии: именно в этой стране числа 100 и 8 считаются счастливыми. «С Новым годом и с Днем урожая вас!» — так поздравляют друг друга жители Южно-Африканской Республики. А такой может быть телеграмма из Вьетнама: «Пришлите нарциссы и веточку персикового дерева для праздничного новогоднего букета».

    К обобщающему уроку в конце  третьей четверти «Сказочное путешествие» готовится четыре ширмы в соответствии с четырьмя сторонами света. Каждая группа учащихся оформляет свою ширму. Север это чертога Снежной королевы, на западе — изображения старинных замков и башен, юг богат растительным и животным миром Африки, символами востока стали сакура, пагода, лучи восходящего солнца и дракон. Ребят встречает сказочник в плаще и цилиндре. Он предлагает отправиться в путешествие но миру и с помощью цветика-семицветика отыскать волшебный ключик, чтобы освободить из клетки птицу счастья. Дети преодолевают всевозможные препятствия, выполняют задания, которые ждут их в каждой части света, общаются с местными жителями — представителями той или иной страны. Например, жители Африки предлагают ребятам игру «Зов джунглей»: отгадать викторину о растениях и животных. В царстве Снежной королевы детей ждет другое задание: соединить слова-льдинки так, чтобы объединить названия стран с их столицами, реками, горами и другими географическими понятиями. Выполнив все задания, ребята находят заветный ключик и освобождают птицу счастья. А последний лепесток цветика-семицветика тратят на возвращение домой.

    Настоящим семейным праздником, где были заняты все дети и родители, стал обобщающий   урок   четвертой   четверти «Вместе дружная семья». У каждой семьи своя задача: одни — организаторы кон курсов, другие - ведущие праздника и конкурсов, третьи выступали как группы поддержки, четвертые — жюри. Остальные семьи — участницы. Конкурсы были самыми разными: визитка «Моя семья — мое богатство» (рассказ о своей семье, о совместных дедах и увлечениях, о традициях и обычаях); «Рукодельница и мастер», «Витаминный стол», «Леди и джентльмены» (здесь у младших членов семьи проверяли знание правил этикета). Были еще танцевальный и спортивный конкурсы.

    В конце праздника каждая семья  награждалась по отдельным   номинациям: «Самая веселая семья», «Самая дружная  семья», «Самая творческая семья» и  т.д.

    В   классе обобщающий урок «По родной стране» проводился в виде телемарафона   «Клуб  путешественников».   Здесь выступали ведущие программы, репортеры, дизайнеры. Детям и взрослым были предложены интересные рубрики: «Пока все дома», «Кстати», репортаж с места событии, «Народные игры», «Умники  и умницы» Побывали все и в мастерской «Народные умельцы», а в рекламных паузах узнали имена знаменитых земляков.

    Красочным и музыкальным стал обобщающий урок по теме «Страны ближнего зарубежья». Проводился он в форме фестиваля «Все страны будут в гости к нам». К этому празднику дети вместе с родителями выбирали страну, которую будут представлять, придумывали костюмы, разучивали песни и танцы разных народов, готовили национальные блюда.

    Курс  «Гражданское образование» привлекателен как для детей, так и для их родителей. А объединение классной и внеклассной работы при подготовке и проведении обобщающих уроков помогло сделать школьную жизнь более яркой, насыщенной, творческой. 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

    Заключение

    Гражданское образование является актуальным в нашей стране. Дети с раннего возраста должны освоить ценности государства в котором живут. Должны знать свои права и уважать права других. В начальной школе дети должны получить лишь общее представление о правах и свободах с помощью средств и методов, соответствующих их возрастным особенностям. Главное - чтобы школьники уяснили смысл, само содержание основных прав и свобод и понимали на доступном им уровне, что подразумевается в декларациях под тем или иным словом.

    Воспитание  гражданственности органично связано с обучением. В процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека. Это стартовая площадка для настоящего и будущего. В формировании гражданских взглядов и убеждений учащихся большое место занимает система знаний о современной картине мира. Эти знания учащиеся получают в процессе изучения естественно-математических предметов. Естественные науки вместе с общественными создают научный фундамент мировоззрения человека-гражданина. Формирование гражданского мировоззрения предполагает создание у учащихся представлений о современной научной картине мира — природе, обществе и мышлении. Большое значение для формирования у школьников целостного гражданского мировоззрения имеет установление в ходе обучения необходимых межпредметных связей. 

Информация о работе Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе