Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ теории гражданского воспитания младших школьников и средств реализации гражданского воспитания в современной школе.

Задачи:

1.Проанализировать теорию гражданского воспитания в историческом контексте.
2.Выяснить особенности гражданского воспитания в современной начальной школе.
3.Проследить как реализуется курс гражданского образования в начальной школе.
4.Продемонстрировать пример реализации курса гражданского образования

Оглавление

Введение ……………………………………………………………. 3
Глава I. Основы гражданского воспитания младших школьников ……………………………………………………………. 6
1.Теория гражданского воспитания в историческом контексте
-
2.Воспитание гражданственности в современной школе …
9
Глава II. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе ……………………………………… 11
2.1. Реализация гражданского воспитания в курсе «Гражданское образование в начальных классах» ……………………………………
25
2.2. Обобщающие уроки как средство реализации курса «Гражданское образование» ……………………………………………
35
Заключение ………………………………………………………… 39
Список использованной литературы …………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

    • оздоровление среды, условий жизни  и воспитания учащихся, которые пагубно влияют на них, и одновременно коррекция их личностной позиции (первый этап непосредственной профилактики);

    • аналогичные меры в отношении  лиц, уже совершающих правонарушения и находящихся поэтому в сфере  внимания правоохранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосредственной профилактики);

    • правовоспитательные воздействия  на учащихся, систематически совершающих  правонарушения, т.е. таких, поведение  которых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилактики);

    • работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или  заменяющие его меры не предусматривают  их изъятия из коллектива (профилактика рецидива).

    Предупреждение  правонарушений среди учащихся - одно из центральных направлений правовоспитательной  деятельности школы, семьи и общественности.

 

     1.2. Воспитание основ гражданственности у младших школьников

    Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического общества и государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

    Во  многих странах мира изучение прав человека уже давно стало неотъемлемой частью обществоведческого и граждановедческого образования. Для нашей страны преподавание прав человека является особенно актуальным.

    Образование в области прав человека - прямое обязательство нашего государства, поставившего свою подпись под рядом  международных документов обязывающих к этому.

    Был принят ряд документов призывающих  поощрять преподавание и содействовать  изучению прав человека в школах:

    1. Рекомендации № К (85) 7 Комитета  Министров

    2. Конвенция ООН о правах ребёнка

    3. Закон РФ «Об основных гарантиях  прав ребёнка».

    4. Семейный кодекс РФ.

    6. Закон РМЭ «О мерах государственной  социальной поддержки в области  образования».

    Признание необходимости и правового просвещения  с целью подготовки детей к  жизни в демократическом обществе нашло своё отражение в ряде писем Министерства образования РФ:

    1. «О гражданском образовании и  изучении Конституции РФ».

    2. «О повышении правовой культуры  и образования учащихся».

    3. «О гражданско-правовом образовании  учащихся в образовательных учреждениях  РФ».

    Анализ  показывает, что значительная часть педагогов испытывает трудности в своей деятельности в силу того, что цели, задачи, содержание, основные направления воспитания хотя и разрабатываются, но мало внедряются в практику. Возникают затруднения в выборе приоритетных направлении в воспитательном процессе, а также средств и способов формирования у школьников гражданских качеств. Правовое просвещение можно разделить на две составляющие:

    - формирование мировоззрения школьников;

    - ознакомление их с правовыми  и юридическими документами по правам человека: это всеобщая декларация прав человека и декларация прав ребенка.

    Гражданственность - это гармоническое сочетание патриотических, интернациональных чувств, нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

    Работа  должна вестись в духе демократизма, в законности, неприятия  национализма и других антидемократических проявлений. Воспитывать в детях качества:

    - нравственные (это гражданское сознание, гражданский долг, гражданская ответственность);

    - правовые (это правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода);

    - социально-политические (это гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм).

    Нравственный  признак основан на принципах  морали: что такое хорошо и что  такое плохо.

    Правовой  признак выражается сознательном и  активном выполнении гражданских обязанностей и долга перед государством и  обществом; использование своих прав и точном соблюдении правовых установок и законов.

    Социально-политический признак гражданственности - это  комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, обусловленных воздействием общественно-политического строя государства.

    Основная  цель гражданского воспитания состоит  в формировании гражданственности, заключающую в себе внутреннюю свободу  и уважение к государственной  власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированности. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

    Содержание  гражданского воспитания в школе и семье составляет работу учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины; формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими специфическими особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в начальных классах, география или литература в старших классах. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др. Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении. Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям.

    Социально-экономические  и общественно-политические процессы, происходящие в нашей стране, коренным образом изменили ситуацию в детском  общественном движении. Возникло множество других новых детских объединений возрождаются и некоторые ранее действующие организации, в частности скауты. Заметно возросло число религиозных детских объединений. Расширяют сферу своей деятельности патриотические, милосерднические, экологические, спортивные и другие ассоциации, объединения на основе общности интересов. Участие детей в общественном движении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского становления.

    Гражданское воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса в России. Подготовлена Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2001-2005 гг.». Министерство образования РФ выпустило целый ряд нормативных документов, связанных с гражданским воспитанием. В них рассматриваются вопросы изучения Конституции Российской Федерации, повышения правовой культуры учащихся, изучения прав человека, развития воспитания в системе образования России.

    В письме Министерства образования РФ от 15.01.03 «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» главной целью гражданского образования объявляется воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, в гражданском обществе; обозначаются три ступени гражданского образования в общеобразовательной школе, а также содержание гражданского образования, включаемого в ряд школьных дисциплин.

    Вышеупомянутые  документы доказывают, что гражданско-патриотическое образование способствует созданию социальной стабильности, экономического благосостояния страны, ее конкурентоспособности и национальной безопасности.

    Формирование  активной гражданской позиции нужно начинать в семье важнейшем институте социализации подрастающего поколения. Семья выступает как первый воспитательный институт, с которым будущий гражданин ощущает связь на протяжении всей жизни. В процессе семейного воспитания у ребенка формируется представление об основных социальных ролях, необходимых для безболезненной адаптации в обществе. Именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, усваиваются фундаментальные ценностные ориентации чело века в сфере межэтнических и социальных отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

    Воспитание  гражданина Отечества является объективной необходимостью. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин, «обладающий гарантированной государством совокупностью прав и обязанностей, приверженный идеалам демократии, идеям социального партнёрства, уважающий национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои; гражданин, для которого приоритетным становится уважение к законам государства; гражданин, которого характеризует способность к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо личности [3].

    Воспитание  Гражданина является общей целью  образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в  Законе РФ «Об образовании». Воспитание гражданственности является одним  из основных принципов государственной политики в области образования (ст. 2) [2].

    Воспитание  Гражданина осуществляется в процессе гражданского образования. Существуют разные подходы к гражданскому образованию, которое рассматривается:

    1) как комплексная часть социальных наук;

    2) комплексная дисциплина, выходящая  за рамки социальных наук.

    В качестве основных направлений гражданского образования зарубежные учёные выделяют политическое воспитание, правовое обучение, воспитание уважения к правам человека и ответственности перед обществом, экологическое образование и воспитание культуры межнационального общения.

    У истоков гражданского образования  в России стоял В. А. Сухомлинский  [7].

    Успешность  осуществления решения задач  гражданского образования в школе  во многом зависит от принципов построения системы. Ведущим принципом такого построения должен являться принцип народности. «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... » — писал К. Д. Ушинский в статье «О народности и общественном воспитании» [9].

    Особую  значимость в воспитании гражданина имеет личностный подход.

    Личностный  подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании — это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учётом личностных качеств.

Информация о работе Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе