Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ теории гражданского воспитания младших школьников и средств реализации гражданского воспитания в современной школе.

Задачи:

1.Проанализировать теорию гражданского воспитания в историческом контексте.
2.Выяснить особенности гражданского воспитания в современной начальной школе.
3.Проследить как реализуется курс гражданского образования в начальной школе.
4.Продемонстрировать пример реализации курса гражданского образования

Оглавление

Введение ……………………………………………………………. 3
Глава I. Основы гражданского воспитания младших школьников ……………………………………………………………. 6
1.Теория гражданского воспитания в историческом контексте
-
2.Воспитание гражданственности в современной школе …
9
Глава II. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе ……………………………………… 11
2.1. Реализация гражданского воспитания в курсе «Гражданское образование в начальных классах» ……………………………………
25
2.2. Обобщающие уроки как средство реализации курса «Гражданское образование» ……………………………………………
35
Заключение ………………………………………………………… 39
Список использованной литературы …………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

    Особенностью  воспитания гражданина нашего Отечества  является его многонациональный  характер. Учёт национальных особенностей в гражданском воспитании имеет особое значение. Этот учёт предполагает приобщение учащихся к национальным культурам и историческим традициям народов.

    Принцип народности, учёт национальных особенностей в гражданском воспитании осуществляется через деятельностное участие школьников. Воспитание в деятельности и через деятельность является основой воспитательного процесса.

    Деятельность  по воспитанию гражданина может быть самой разнообразной, например, с  использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т. д.).

    Гражданскую направленность должна носить и трудовая деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека-труженика, основным качеством которого является трудолюбие. Осознание труда как условия развития человека и общества лежит в основе осознания себя как гражданина Отечества.

    Особо следует обратить внимание на деятельность учащихся по изучению конституционного механизма нашего общества: дискуссии, вечера, творческие работы и т. д.

    Так или иначе качественные особенности  в воспитании гражданина оказывает среда. Средовой подход в воспитании гражданственности характеризует особенность этого процесса. Окружение школы (предприятия, памятники истории и культуры, театры, и т. д.) должно «работать» на воспитание гражданственности. Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь района определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности.

    Человека  воспитывает всё. Но главной воспитательной силой является школа. В ней осуществляется целенаправленный педагогический процесс. Этот процесс осуществляют специально подготовленные люди, он является управляемым процессом. Учитель как главное лицо в управлении этим процессом определяет цели и задачи воспитания школьника как Гражданина Отечества.

    Содержание, формы и методы, критерии воспитанности  выбирает учитель.

    Формирование  гражданина свободного демократического государства, которого характеризуют  совокупность общественно значимых качеств личности, в числе которых  развитый гражданский долг и ответственность, уважение и принятие прав и обязанностей демократического общества, уважение к его законам — ведущая цель всей воспитательной системы. Но это стратегическая цель. Тактические цели определяются с учётом условий и задач воспитательного процесса. Тактические цели выступают дополняющими сущность генеральной цели.

    Признавая формирование гражданина как цель воспитания, необходимо определиться с направлениями  этой работы. Особое значение в гражданском  становлении личности имеют следующие задачи:

    1. Мировоззренческая подготовка молодёжи, определение смысла жизни, ценностного  отношения к собственной жизни.  Гражданское воспитание строится  на определённой совокупности  идеалов, ценностей. Мы считаем,  что общечеловеческие ценности могут стать системообразующим фактором воспитания каждого школьника как гражданина Отечества.

    Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей».

    Это общее понятие необходимо превратить в реальные жизненные ориентиры  каждого ученика. Прежде всего самому учителю необходимо уяснить педагогический смысл этого понятия. Это поможет правильно выбрать направления и формы работы с учащимися (проблемные семинары, обсуждения литературных источников и т. д.). Для этого можно использовать все учебные предметы. Большое значение имеет систематический показ роли человека в развитии общества. Ознакомление с научными достижениями и подвигами отечественных учёных способствует формированию у учащихся нравственного идеала, воспитанию у них гражданских качеств.

    Гуманитарные  знания как совокупность всех знаний о человеке, нормах его отношения  к окружающему миру представляют собой важнейший источник целенаправленного  формирования гражданина, его взглядов, убеждений и идеалов.

    Среди гуманитарных предметов важнейшая роль принадлежит истории отечества, которая, в известной мере, является комплексным предметом, включающим элементы обществоведения, демографии, права, экономики. Она создаёт фактологическую базу для понимания «обществоведческой» картины нашего государства. В целом же все гуманитарные предметы формируют обществоведческую культуру личности школьника.

    2. Важной задачей воспитания гражданина  является приобщение школьников  к законам государства, раскрытие  объективной необходимости их  выполнения, формирование гражданской ответственности. Решение этой задачи способствует развитию потребности в гражданских действиях. Осуществляется это через участие школьников в различных видах обществоведческой деятельности, в политической и социально-экономической жизни района, города.

    3. Приобщение учащихся к культуре  своего отечества, народа, формирование  потребности в высоких культурных  и духовных ценностях — ещё  одна задача воспитания гражданина. Решение этой задачи тоже осуществляется  через различные виды деятельности  школьников. Но прежде всего через содержание учебного материала по всем предметам с акцентом на тот огромный вклад, который внесли отечественные учёные, деятели науки, культуры в развитие мировой культуры, науки. Культура — великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Становление человека как гражданина должно быть культуросообразным. Учитель должен помочь своим ученикам понять роль и значение отечественной культуры в развитии мировой. При этом надо иметь ввиду, что одна из главных особенностей русской национальной культуры — её высокая духовность.

    4. Формирование общечеловеческих (народных) норм морали (доброта, взаимопонимание,  терпимость и т. д.). Эта задача  отражает необходимость формирования качеств, без которых не может быть подлинного гражданина. Доброта — качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро.

    5. Развитие внутренней свободы,  способности к объективной самооценке  и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения.

    Решение этой задачи направлено на формирование чувства свободы, гражданского и  человеческого достоинства личности. К сожалению, понятие свободы  зачастую ассоциируется лишь со свободой предпринимательства, чувством некоторой освобождённости от выполнения прав и обязанностей, от выполнения законов и правовых установлений государства.

    6. Воспитание трудолюбия как высокой  ценности в жизни, развитие  потребности в творческом труде  — составная задача общей системы воспитания гражданина. Труд — основа человеческого бытия. Человек трудиться не только для того, чтобы заработать. Он трудиться, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его природную, человеческую сущность. Проявлением любви к Родине и Труду как главным морально-этическим ценностям является патриотизм и трудолюбие.

    В. А. Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда —  это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелёгкий труд... Один из тончайших секретов воспитания — суметь увидеть, найти, открыть гражданское начало труда».

    7. Воспитание и развитие потребности  в здоровом образе жизни, быть хорошим семьянином, жить счастливо — ещё одна важная задача гражданского воспитания школьников. Здоровье — самая главная ценность для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что «твоим здоровьем Родина сильна». Решая эту задачу, многое предстоит сделать по воспитанию семьянина. Ребёнок должен осознать историю своей семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций.

    Таковы  общие задачи воспитания школьников как граждан своего Отечества. Следует  заметить, что любая задача как  цель определённой деятельности даётся в определённых условиях и требует для своего решения применения адекватных к эти условиям средств, форм организации.

    Главным показателем воспитания человека как гражданина является гражданственность. Под гражданственностью следует понимать интегративное качество личности по следующим аспектам: а) мировоззренческом (знания, убеждения, ценностные ориентации и другие); б) поведенческом (нормы, направленность, установки, поступки и другие); в) оценочном (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истины, логика доказательств и другие); г) культурном (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и другие).

    Систематическое отслеживание уровня гражданской воспитанности учащихся — необходимое звено педагогического процесса, дающее информацию о реализации воспитательных целей, которые имеют существенное значение для дальнейшего программирования и регулирования воспитания, для управления развитием личности.

    Воспитание  гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности  ребёнка, но главным средством воспитания является учение. Для школьника учение — главная составляющая его жизнедеятельности. Поэтому главным условием успешности гражданского воспитания школьников является правильная организация их процесса обучения, создание условий для нравственного становления, нормального развития, ощущения успеха.

    Успешность  гражданского воспитания в процессе обучения зависит от соблюдения всех дидактических принципов, но особое значение, как было уже сказано, принадлежит принципу народности. Принцип народности пронизывает всё содержание базового образования. Оно неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обычаями народа.

    Гражданское воспитание средствами общественных дисциплин  можно представить на трёх уровнях:

    — теоретическая часть определяется социальным заказом общества, потребностями  личности; она включает в себя концепции  и идеи, положенные в основу курса  (общественных дисциплин);

    — содержательная часть включает в  себя учебные пособия, разработанные  на основе составленных программ и  методических рекомендаций по практической реализации содержательной части разработанного курса;

    — деятельностная часть включает деятельность учителя по воспитанию гражданских качеств средствами содержания курса и деятельность учащихся по созданию себя - гражданина.

    Неограниченные  возможности для гражданского воспитания имеет дополнительное образование, которое позволяет ученику реализовать  себя как личность, проявить свои индивидуально-творческие способности, даёт уверенность ребёнку  в своих силах, повышает степень  гражданской устойчивости. В этом плане можно указать на роль школьных музеев, музейно-краеведческую работу в целом. Большими воспитательными возможностями в плане гражданского воспитания обладает хорошо организованная музейно-краеведческая работа учащихся, отвечающая их запросам и возрастным возможностям..

    Свои  гражданские качества проявляют  учащиеся и при самоуправлении.

    В школах района накоплен богатый опыт организации самоуправления. В первой школе имени Энгельса до сих пор  проводятся коммунарские сборы. Комитеты самоуправления существуют и в других школах.

    Главным условием эффективности гражданского воспитания школьников является её системность. Система гражданского воспитания учащихся включает: цель, задачи, содержание, методы, формы и критерии диагностики уровней развития гражданственности.

    Главная роль в гражданском воспитании принадлежит  учителю. Убеждённый друг молодёжи, образованный гуманист-интеллегент, любящий Родину, профессионал, знаток национальной культуры — вот далеко не полный перечень качеств, которыми должен обладать учитель, решающий задачи гражданского воспитания.

    Подготовка  учителя-воспитателя готовится в  вузе и в специальных учебных  заведениях. Воспитывая граждан своего Отечества, учитель сам должен быть таковым. Вот почему необходимо обратить внимание на подготовку именно такого учителя. Проблема подготовки учителя, способного осуществлять гражданское воспитание в школе, в настоящее время приобретает особо актуальный характер. Она обусловлена глобальными социально-экономическими, политическими и культурными изменениями в нашей стране, возросшими требованиями к личности и профессиональной деятельности учителя, важной задачей которого является воспитание гражданина России. Практика показывает, что такая подготовка осуществляется недостаточно эффективно. Необходима специальная система подготовки к данному виду деятельности и условия, обеспечивающие её эффективное функционирование. Такая подготовка должна быть основана на системном подходе в рамках педагогической системы, моделирующей данную деятельность учителя. Как показывает исследование Н. А. Вахрушевой, такая система должна включать в себя общенаучную, обще-культурную, психолого-педагогическую, предметно-методическую и творчески-практическую подготовку. 
 

Информация о работе Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе