Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ теории гражданского воспитания младших школьников и средств реализации гражданского воспитания в современной школе.

Задачи:

1.Проанализировать теорию гражданского воспитания в историческом контексте.
2.Выяснить особенности гражданского воспитания в современной начальной школе.
3.Проследить как реализуется курс гражданского образования в начальной школе.
4.Продемонстрировать пример реализации курса гражданского образования

Оглавление

Введение ……………………………………………………………. 3
Глава I. Основы гражданского воспитания младших школьников ……………………………………………………………. 6
1.Теория гражданского воспитания в историческом контексте
-
2.Воспитание гражданственности в современной школе …
9
Глава II. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе ……………………………………… 11
2.1. Реализация гражданского воспитания в курсе «Гражданское образование в начальных классах» ……………………………………
25
2.2. Обобщающие уроки как средство реализации курса «Гражданское образование» ……………………………………………
35
Заключение ………………………………………………………… 39
Список использованной литературы …………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

 

     Содержание

    
    Введение   ……………………………………………………………. 3
    Глава I. Основы гражданского воспитания младших школьников  …………………………………………………………….      6
    1. Теория гражданского воспитания в историческом контексте
-
    1. Воспитание гражданственности в современной школе …
9
    Глава II. Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе   ………………………………………                           11
    2.1.   Реализация гражданского воспитания  в курсе «Гражданское образование  в начальных классах»   ……………………………………  
25
    2.2. Обобщающие уроки как средство реализации курса «Гражданское образование»  ……………………………………………  
35
    Заключение   ………………………………………………………… 39
    Список  использованной литературы   ……………………………. 40
 

 

     Введение

    Актуальность  работы. Укрепление социально-экономической базы, повышение благосостояния населения России, стабильность в политической обстановке, в своих истоках зависят от воспитания нового поколения, гражданственно образованного и гармонично развитого.

    Принимая  во внимание важность государственной  проблемы, философы, педагоги, социальные педагоги - В.Н.Гуров, Н.Д.Никандров, В.К. Шаповалов, Г.Н.Филонов исследуют проблемы гражданского воспитания молодежи в обновляющейся российской действительности.

    Ученые  считают, что данную образовательно-воспитательную деятельность с подрастающим поколением необходимо начинать в раннем детстве как наиболее благоприятном для формирования социальной ответственности и творческой активности, иначе говоря, гражданственности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). В большинстве сложившихся мнений заложена мысль, что основы знаний о гражданских качествах личности у ребенка необходимо закладывать в семье (В.Н. Гуров, Г.Н. Филонов), детском дошкольном учреждении (С.А.Козлова), в общеобразовательной школе (Б.Т. Лихачев) как можно раньше.

    Исходя  из общепринятой теории о возможности  раннего формирования личностных качеств  ребенка в окружающей среде различными средствами во время педагогически  управляемой регулируемой деятельности ученые -педагоги достаточно внимательно  относятся к поиску средств, обеспечивающих формирование гражданских качеств личности.

      Анализ педагогического опыта  показывает, что сформированные  признаки гражданского воспитания  у детей младшего школьного  проявляются: в потребности в  активном участии в торжественных мероприятиях; в стремлении к выходу из личностного безразличия, апатии, по отношению к ближайшему окружению в макро- и микромире, обусловленных социально-экономической нестабильностью; в осознании личностной ответственности перед детским и взрослым коллективом в настоящем и будущем; в потребности реализовать собственные возможности в различных видах позитивной деятельности; в проявлении эстетических норм в процессе творческой деятельности; в потребности в выполнении общественных поручений; в проявлении нравственно-этических личностных качеств в процессе общения с взрослым и детским миром; в стремлении повысить экологический статус родного города, поселка за счет актуализации данной проблемы в литературной, изобразительной, трудовой деятельности; в стремлении нести личную ответственность при сохранении исторических, военно-патриотических, архитектурных памятников в условиях Краснодарского края; в отражении личностных патриотических устремлений при различных видах индивидуальной и общественной деятельности.

    Гражданское воспитание понимается как совокупность интегрированных качеств личности младшего школьника, проявляющихся в различных видах творческой деятельности и отношениях каждого индивида при выполнении основных социально-ролевых функций - осознанной законопослушности, патриотической преданности своему Отечеству, в подлинно свободной и честной приверженности к общепринятым нормам, к нравственно-культурным ценностям при выполнении разнообразных функций в сферах семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений.

    Актуальность  обуславливает тему исследования: «Гражданское воспитание младших школьников».

    Объект  исследования: гражданское воспитание детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.

    Предмет исследования: процесс гражданского воспитания детей младшего школьного возраста.

    Цель  исследования: анализ теории гражданского воспитания младших школьников и средств реализации гражданского воспитания в современной школе.

    Задачи:

  1. Проанализировать теорию гражданского воспитания в историческом контексте.
  2. Выяснить особенности гражданского воспитания в современной начальной школе.
  3. Проследить как реализуется курс гражданского образования в начальной школе.
  4. Продемонстрировать пример реализации курса гражданского образования

 

     Глава I. Основы гражданского воспитания младших школьников

    1.1. Теория гражданского воспитания в историческом контексте

    Разработка  вопросов гражданского воспитания в  педагогике имеет свою историю. В  западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности.

    В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.

    Советская педагогика рассматривала вопросы  гражданского воспитания в аспекте  общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского "Воспитание гражданина" в определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.

    Особое  место в этой работе уделялось  формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

    Содержание  гражданского воспитания в школе  и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому  воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

    Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. В толковом словаре В. И. Даля слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник" [4]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами.

    Патриотическое  воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

    Патриотическое  и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных  форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.

    Большую роль в воспитании патриотизма и  интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного  циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

    Формированию  культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

    Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений  о достижениях нашей страны в  области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

    Правовая  культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении.

    Динамику  личностной деформации можно представить  последовательностью следующих  этапов: появление пробелов и искажений  в нравственно-волевой сфере личности; превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки; формирование мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и средства; соответствующие искажения нравственно-правового сознания в части пределов дозволенного поведения; правонарушение; систематическое правонарушение; систематическое правонарушающее поведение; преступление.

    Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. "Дефективность сознания, - отмечал А. С. Макаренко, - это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений - одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества" [6].

    Истоки  деформации нравственного и правового  сознания школьников лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для  формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией  ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости  и пр.), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на "выгодную" работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом "потребительского воспитания" чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.

    Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых  им аморальных и противоправных поступках  представляется более значимым и  важным, чем осуждение тех же поступков  взрослыми - родителями, учителями и  т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.

    В работе по предупреждению правонарушений среди учащихся можно выделить следующие  этапы:

    • устранение обстоятельств, которые способствуют формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существенно сказались на поведении (ранняя профилактика);

Информация о работе Гражданское воспитание младших школьников в современной начальной школе