Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:21, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Провести психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликты.
3. Выявить и апробировать эффективные пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевой игры.
4. Подобрать сюжетно-ролевые игры, способствующие разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования умений дошкольников разрешать конфликты со сверстниками
1.1 Сущность понятия «конфликтные ситуации» у детей дошкольного возраста
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в умении разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
1.3 Воспитательное содержание сюжетно-ролевой игры и ее влияние на развитие у детей старшего дошкольного возраста умений разрешать конфликты.
ГЛАВА 2. Пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.
2.1 Особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликтные ситуации
2.2 Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
После проведения подобных занятий, которые проводились на протяжении трех месяцев, нами был проведен повторный срез показателей полученных на констатирующем этапе.
Оценка эффективности
Целью сравнительного анализа является определение значимость игровой деятельности в профилактике конфликтов.
Для реализации данной цели были использованы методики аналогичные констатирующему эксперименту.
В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента повлиял на межличностные отношения дошкольников.
По итогам наблюдения можно сразу оговориться, что личностные характеристики дошкольников немного изменились, сравнительные характеристики детей представлены в таблице 5.
№ |
Ф.И.О. |
Характеристика дошкольника | |
до экпиремента |
после эксперимента | ||
Миша М. |
малообщительный, никогда не конфликтует, спокойный, уравновешенный. |
общительный | |
Паша П. |
шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый |
общительный, редко конфликтует из-за пустяков | |
Алина Б. |
спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает |
общительная, проявила организаторские способности | |
Витя С. |
всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут |
малообщительный, стал изредка играть с девочками, просить прощение и реже драться | |
Данил Б. |
общается со всеми, ябеда, не конфликтует, начать игру сам не может, включается в игру к другим детям. |
общается со всеми, стал начинать сам игру | |
Злата Б. |
очень спокойная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, не конфликтует |
малообщительная, появились подруги | |
Ольга Е. |
спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает |
спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает | |
Диана Ш. |
спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликты возникают редко |
общительная, конфликты не возникают | |
Кирилл К |
мало посещает детский сад, общается с кем придется, малообщителен. |
из-за редкого посещения детского сада изменений не замечено | |
Вася К. |
всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, малообщительный |
общительный, реже стал драться | |
Настя Н. |
играет с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида часто перерастает в слезы |
играет почти со всеми, редкие конфликты | |
Аня М. |
очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, никогда не конфликтует |
общительная | |
Егор П. |
любознательный, но не общительный, тяжело идет на контакт со сверстниками, конфликтен |
малообщительный, стал менее конфликтен | |
Сережа О. |
шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый |
общительный, не конфликтует из-за пустяков | |
Саша М. |
любознательный, общительный, все хочет знать, |
общительный |
В таблице 6 представлены результаты коммуникативных способностей дошкольников до и после эксперимента.
Таблица 6 – Коммуникативные способности дошкольников
№ |
Ф.И.О. |
Понимание специфики ситуации (баллы) |
Хар-ка дошк. (баллы) |
Среднее количество баллов | |||
до экспер. |
после экспер |
до экспер. |
после экспер |
до экспер. |
после экспер | ||
Миша М. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,5 |
3 | |
Паша П. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,5 |
3 | |
Алина Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | |
Витя С. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 | |
Данил Б. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
2 | |
Злата Б. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
2 | |
Ольга Е. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,5 |
3 | |
Диана Ш. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | |
Кирилл К |
1 |
1 |
2 |
2 |
1,5 |
1,5 | |
Вася К. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 | |
Настя Н. |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,5 |
3 | |
Аня М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 | |
Егор П. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
2 | |
Сережа О. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 | |
Саша М. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Из таблицы видно, что показатели коммуникативных способностей и характеристик детей улучшились. Сравнительная динамика показателей коммуникативных способностей представлена на рисунке 6.
Таким образом из Рисунка 6 видно, что в следствии проведенных занятий по развитию коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников коммуникативные способности дошкольников стали выше.
Повторный опрос-беседа «Знание норм поведения», после прочитанного рассказа на вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши в основном все дети ответили правильно.
На последующие вопросы ответы
расположились следующим
Результаты сравнительного анализа по определению знаний норм поведения выведены в диаграмме (рисунок 7).
Рисунок 7 – Результаты сравнительного анализа оценка знаний норм поведения
Из рисунка 6 видим, что в знаниях норм поведения дети подтянулись. Не осталось детей, которые не знакомы с нормами поведения. Повысились знания и у остальных детей. В целом занятия повлияли положительно на воспитание детей.
Проведенная опытно-экспериментальная работа по профилактике конфликтов у детей старшего дошкольного возраста показала, что чем ниже социальный статус семьи, тем конфликтнее дошкольник.
Чаще всего конфликты
Полученные показатели коммуникативных способностей в ходе констатирующего эксперимента для дошкольников возраста 6-7 лет очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети более общительны в основном дошкольники малообщительны (средний уровень), что не может не повлиять на возникновение конфликтов между дошкольниками. Следовательно либо педагог мало уделяет внимания профилактике конфликтов, либо не правильно подобраны методики занятий с дошкольниками.
Выявление знаний о нормах поведения так же показали не утешительные результаты. Меньше половины детей знают нравственные нормы поведения.
Первый этап диагностики позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. При этом были определены характеристики дошкольников, факторы и причины возникновения конфликтов, которые позволят составить, с учетом всех показателей, занятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности. Для профилактики конфликтов у детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны игровые занятия.
После проведения занятий были проведены
повторные диагностические
Таким образом, постоянное проведение занятий по профилактике конфликтов у детей старшего дошкольного возраста способствуют развитию межличностных отношений дошкольников.
По полученным результатам и выводам в ходе опытно-экспериментальной работы, можно с уверенностью сказать, что профилактика конфликтов у дошкольников в игровой деятельности будет успешной, если при разработке занятий учитывать педагогические и психологические особенности дошкольников; факторы, влияющие на возникновение конфликтов; применять эффективные методы и способы. Что собственно и доказывает выдвинутую гипотезу в исходном положении.
На основании полученных выводов в ходе исследования, нами сформированы рекомендации для педагогов по профилактике конфликтов у дошкольников.
В результате реализации методических
рекомендаций можно ожидать, что
ребенок может стать