Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:21, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Провести психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликты.
3. Выявить и апробировать эффективные пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевой игры.
4. Подобрать сюжетно-ролевые игры, способствующие разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования умений дошкольников разрешать конфликты со сверстниками
1.1 Сущность понятия «конфликтные ситуации» у детей дошкольного возраста
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в умении разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
1.3 Воспитательное содержание сюжетно-ролевой игры и ее влияние на развитие у детей старшего дошкольного возраста умений разрешать конфликты.
ГЛАВА 2. Пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.
2.1 Особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликтные ситуации
2.2 Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

дипломная работа 28 мая.doc

— 385.50 Кб (Скачать)

После проведения подобных занятий, которые проводились на протяжении трех месяцев, нами был проведен повторный срез показателей полученных на констатирующем этапе.

2.3 Оценка эффективности проведенных занятий по профилактике конфликтов

 

Оценка эффективности предложенных занятий была определена путем сравнительного анализа двух срезов эксперимента.

Целью сравнительного анализа является определение значимость игровой  деятельности в профилактике конфликтов.

Для реализации данной цели были использованы методики аналогичные констатирующему эксперименту.

В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий  этап эксперимента повлиял на межличностные  отношения дошкольников.

По итогам наблюдения можно сразу  оговориться, что личностные характеристики дошкольников немного изменились, сравнительные  характеристики детей представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Психологические характеристики дошкольников

Ф.И.О.

Характеристика дошкольника

   

до экпиремента

после эксперимента

Миша М.

малообщительный, никогда  не конфликтует, спокойный, уравновешенный.

общительный

Паша П.

шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый

общительный, редко конфликтует из-за пустяков

Алина Б.

спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает

общительная, проявила организаторские  способности

Витя С.

всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут 

малообщительный, стал изредка играть с девочками, просить прощение и реже драться

Данил Б.

общается со всеми, ябеда, не конфликтует, начать игру сам не может, включается в игру к другим детям.

общается со всеми, стал начинать сам игру

Злата Б.

очень спокойная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, не конфликтует

малообщительная, появились  подруги

Ольга Е.

спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает

спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает

Диана Ш.

спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликты возникают редко

общительная, конфликты  не возникают 

Кирилл К

мало посещает детский  сад, общается с кем придется, малообщителен.

из-за редкого посещения детского сада изменений не замечено

Вася К.

всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить  прощение, малообщительный

общительный, реже стал драться

Настя Н.

играет с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида  часто перерастает в слезы

играет почти со всеми, редкие конфликты

Аня М.

очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, никогда не конфликтует

общительная

Егор П.

любознательный, но не общительный, тяжело идет на контакт со сверстниками, конфликтен

малообщительный, стал менее конфликтен

Сережа О.

шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый

общительный, не конфликтует из-за пустяков

Саша М.

любознательный, общительный, все хочет знать,

общительный


 

В таблице 6 представлены результаты коммуникативных способностей дошкольников до и после эксперимента.

 

Таблица 6 – Коммуникативные способности дошкольников

Ф.И.О.

Понимание специфики  ситуации (баллы)

Хар-ка

дошк.

(баллы)

Среднее

количество

 баллов

   

до 

экспер.

после экспер

до экспер.

после экспер

до 

экспер.

после экспер

Миша М.

3

3

2

3

2,5

3

Паша П.

2

3

3

3

2,5

3

Алина Б.

3

3

3

3

3

3

Витя С.

1

2

1

2

1

2

Данил Б.

1

2

2

2

1,5

2

Злата Б.

1

2

2

2

1,5

2

Ольга Е.

2

3

3

3

2,5

3

Диана Ш.

3

3

3

3

3

3

Кирилл К

1

1

2

2

1,5

1,5

Вася К.

2

3

2

3

2

3

Настя Н.

2

3

3

3

2,5

3

Аня М.

3

3

3

3

3

3

Егор П.

1

2

2

2

1,5

2

Сережа О.

2

3

2

3

2

3

Саша М.

3

3

3

3

3

3


 

Из таблицы видно, что показатели коммуникативных способностей и  характеристик детей улучшились. Сравнительная динамика показателей коммуникативных способностей представлена на рисунке 6.

 

Рисунок 6 – Коммуникативные способности дошкольников

 

Таким образом из Рисунка 6 видно, что в следствии проведенных занятий по развитию коммуникативной и эмоциональной сферы дошкольников коммуникативные способности дошкольников стали выше.

Повторный опрос-беседа «Знание норм поведения», после прочитанного рассказа на вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши в основном все дети ответили правильно.

На последующие вопросы ответы расположились следующим образом:

  1. «здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада» - 20 (71,4%)
  2. «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее» – 6 (21,4%) детей делились после уговоров.
  3. «за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко – необходимо извиниться за свой поступок» - 20 (71,4%) «за столом нельзя вертеться» (про извиниться – не сказали) – 2 (7,2%)
  4. «сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу» – ответили все дети
  5. «нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать» – 20 (71,4%), 6 (21,4%) детей после некоторых уговоров стали помогать воспитателю, а 2 (7,2%) детей неохотно помогали воспитателям.

Результаты сравнительного анализа  по определению знаний норм поведения выведены в диаграмме (рисунок 7).

 

Рисунок 7 – Результаты сравнительного анализа оценка знаний норм поведения

 

Из рисунка 6 видим, что в знаниях норм поведения дети подтянулись. Не осталось детей, которые не знакомы с нормами поведения. Повысились знания и у остальных детей. В целом занятия повлияли положительно на воспитание детей.

Проведенная опытно-экспериментальная  работа по профилактике конфликтов у  детей старшего дошкольного возраста показала, что чем ниже социальный статус семьи, тем конфликтнее дошкольник.

Чаще всего конфликты возникают  из-за ролей, так как этот возраст  является пиковым для конфликтов по поводу распределения ролей, число  которых здесь достигает своего максимума.

Полученные показатели коммуникативных  способностей в ходе констатирующего  эксперимента для дошкольников возраста 6-7 лет очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети более общительны в основном дошкольники малообщительны (средний уровень), что не может не повлиять на возникновение конфликтов между дошкольниками. Следовательно либо педагог мало уделяет внимания профилактике конфликтов, либо не правильно подобраны методики занятий с дошкольниками.

Выявление знаний о нормах поведения так же показали не утешительные результаты. Меньше половины детей знают нравственные нормы поведения.

Первый этап диагностики позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся  в повышенном внимании со стороны  родителей и педагогов. При этом были определены характеристики дошкольников, факторы и причины возникновения конфликтов, которые позволят составить, с учетом всех показателей, занятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности. Для профилактики конфликтов у детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны игровые занятия.

После проведения занятий были проведены  повторные диагностические мероприятия, результаты которых оказались положительными.

Таким образом, постоянное проведение занятий по профилактике конфликтов у детей старшего дошкольного возраста способствуют развитию межличностных отношений дошкольников.

По полученным результатам и  выводам в ходе опытно-экспериментальной работы, можно с уверенностью сказать, что профилактика конфликтов у дошкольников в игровой деятельности будет успешной, если при разработке занятий учитывать педагогические и психологические особенности дошкольников; факторы, влияющие на возникновение конфликтов; применять эффективные методы и способы. Что собственно и доказывает выдвинутую гипотезу в исходном положении.

На основании полученных выводов  в ходе исследования, нами сформированы рекомендации для педагогов по профилактике конфликтов у дошкольников.

Рекомендации.

  1. Работа по профилактике конфликтов должна проводиться систематически.
  2. Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
  3. Соблюдать принцип гуманизации воспитательного процесса.
  • гуманное отношение к личности воспитанника;
  • уважения его прав и свобод;
  • предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
  • уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
  • уважения права человека быть самим собой;
  • доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
  • ненасильственного формирования требуемых качеств;
  • отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  • признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
  1. Воспитатель должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
  1. Воспитатель в своей работе должен опираться на деятельностный подход. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.
  2. Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.
  3. Необходимо воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
  4. Научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.

В результате реализации методических рекомендаций можно ожидать, что  ребенок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести  себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными, честными, справедливыми.

Информация о работе Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.