Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:21, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Провести психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликты.
3. Выявить и апробировать эффективные пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевой игры.
4. Подобрать сюжетно-ролевые игры, способствующие разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования умений дошкольников разрешать конфликты со сверстниками
1.1 Сущность понятия «конфликтные ситуации» у детей дошкольного возраста
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в умении разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
1.3 Воспитательное содержание сюжетно-ролевой игры и ее влияние на развитие у детей старшего дошкольного возраста умений разрешать конфликты.
ГЛАВА 2. Пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.
2.1 Особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликтные ситуации
2.2 Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

дипломная работа 28 мая.doc

— 385.50 Кб (Скачать)

Одним из важных аспектов в личности дошкольника является развитие самосознания, в частности, самооценки. У дошкольника  возникает интерес к себе, к  качествам своей личности, потребность  сравнить себя, разобраться в своих  чувствах и переживаниях. В условиях изменяющейся ситуации дошкольник стоит перед необходимостью изменения отношения к себе и окружающим. При несоответствии собственной самооценки и внешней оценки, особенно, оценки сверстников, может возникнуть состояние острого переживания, то есть, конфликт.

Вопрос о педагогических и особенностях возникновения конфликтов, который  позволяет раскрыть глубинные причины  конфликтного поведения, занимает важное место в исследовании конфликтов. При профилактике конфликтов необходимо знание причин детской конфликтности для развития формирования умений анализировать ситуацию взаимодействия; для коррекции поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью методов профилактики конфликтов в игровой деятельности у дошкольников.

Анализ литературы показал, что  основными факторами конфликтного поведения дошкольников выступают  социальный статус, коммуникативные  способности, конфликтоустойчивость, направленность контакта и знание норм поведения. Поэтому, учитывая то, что конфликтность и конфликтоустойчивость находятся на разных полюсах одного континуума, правомерно будет определить структуру конфликтности как идентичную структуре конфликтоустойчивости, но с противоположным знаком. В нашем эксперименте для разработки занятий по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности определены следующие факторы конфликтности:

  1. социальный статус;
  2. коммуникативные умения;
  3. нормы поведения

Где, оценочными критериями выступили:

коммуникативные способности –  понимание ситуаций, уровень проявления организаторских или коммуникативных  способностей; знание норм поведения.

Данная опытно-экспериментальная  работа должна подтвердить: гипотизу исследования, суть которой заключается в том, что профилактика конфликтов у дошкольников в игровой деятельности будет эффективной, если:

  • учитывать психологические особенности;
  • учитывать факторы, влияющие на возникновение конфликтов;
  • выявлять причины конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;
  • применять при разработке занятий эффективные методы и способы профилактики конфликтов у дошкольников в игровой деятельности, направленных на сплочение коллектива;

Очень важное условие для эффективной  работы по профилактике конфликтов у  дошкольников в игровой деятельности это активное участие педагогов, родителей и непосредственно дошкольников.

Опытно-экспериментальная работа состоит из последовательных этапов – констатирующий, формирующий, контрольный, каждый из которых требует определенных методик.

На первом этапе, констатирующем – исследуются характеристики дошкольника, изучаются статусная структура, определяются психологические особенности, влияющих на конфликты среди дошкольников и причины конфликтов.

Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики – важные диагностические показатели для последующих этапов опытно-экспериментальной работы.

Задача второго этапа – формирующего, разработать и реализовать мероприятия  по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.

На третьем этапе, контрольном, в результате проведенных диагностических процедур и реализации занятий проводится повторный срез и дается оценка эффективности предложенных занятий, а так же рекомендации педагогам.

Целью опытно-экспериментальной работы является разработка и реализация занятий по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности, определение их эффективности.

Задачи исследования:

  1. провести диагностические мероприятия по определению особенностей, выявление причин, влияющих на конфликты среди дошкольников;
  2. на основании полученных результатов в ходе диагностических занятий разработать и реализовать мероприятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности;
  3. определить эффективность предложенных занятий

Для решения поставленных задач использовались методы:

  1. наблюдение; социометрия;
  2. математическая обработка и интерпретация результатов

База исследования: МДОУ детский  сад № 3 «Надежда» г. Благовещенск В исследовании принимали участие 15 дошкольников, в возрасте 6-7 лет. Исследование проводилось с согласия родителей.

  1. Констатирующий этап

С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей дошкольника  проводилась комплексная диагностика  исходных уровней развития коммуникативной  сферы детей. Определенные нами методы исследования позволили выявить педагогические и психологические особенности и причины, влияющие на конфликты среди дошкольников, которые необходимо учитывать при разработке занятий по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.

Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со сверстниками, а также от индивидуальных особенностей самого дошкольника. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные - психофизиологические особенности дошкольника

И так, наблюдение за дошкольниками  в детском садике показало, что  среди ребят есть дошкольники, которые  любят главенствующие роли. Из анкет  родителей эти дети из семей с  высоким социальным статусом. Это  Саша М., Диана Ш и Алина Б. Они  стараются во всех играх, где применяется методика «соревнования» быть первыми. Если не получается, могут пойти на хитрость. Стремятся во всем опережать своих сверстников. На занятиях ведут себя активно, умеют читать и писать. Хорошо считают. Во всем стремятся быть аккуратными. Саша М. редко оказывается зачинщиком конфликтов, но решает их насильственным способом, особенно если это касается игрушек.

Диане Ш, присущи больше характеристики Саши, по наблюдению можно сказать  что её воспитание больше подходит мальчику, нежели девочке. На это надо особенно обратить внимание родителям и педагогу.

Алина Б. наоборот, старается не конфликтовать  со сверстниками, игрушками делится  охотно, однако свою точку зрения будет  доказывать упорно и в споре ни когда не уступает. Легко поддается убеждению, что она не права и принимает позицию взрослого. Дети много фантазируют и организовывают сами различные игры, умеют привлечь на свою сторону других ребят. Со сверстниками дружны и как правило, в их играх принимают участие все дети группы.

В группе есть «драчуны». Это Витя С. и Кирилл К., они плохо разговаривают, замкнуты, не дружны, играют обособлено, за исключением общих занятий, не активны. Совсем не умеют читать, плохо  знают счёт. На занятиях не слушают, крутятся, не внимательны, быстро надоедает однообразие, капризны. Не поддаются убеждениям. Огрызаются со взрослыми, конфликтуют со всеми детьми. За частую сами являются зачинщиками конфликтов. Семьи этих детей не благополучные.

Остальные дети, можно сказать «среднего  уровня». Ведут себя по разному, ни чем не выделяются. Читают и считают с ошибками, где не могут прочитать придумывают. Рисунки детей в основном не аккуратные. Легко вступают в конфликт. Некоторые из них поддаются убеждению, некоторые с трудом. В играх и на занятиях активны, но некоторые могут быть и безразличны к происходящему. В основном любят активные игры на участке. Эти дети в основном из семей «среднего» социального статуса. У части детей не полные семьи. В некоторых семьях работает только один родитель.

 

Таблица 1 – Психологические характеристики дошкольников

Ф.И.О.

Характеристика дошкольника

Статус семьи

Миша М.

малообщительный, никогда  не конфликтует, спокойный, уравновешенный.

средний

Никита П.

шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый

средний

Алина Б.

спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает

высокий

Витя С.

всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут 

низкий

Данил Б.

общается со всеми, ябеда, не конфликтует, начать игру сам не может, включается в игру к другим детям.

средний

Злата Б.

очень спокойная, нет  подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, не конфликтует

средний

Ольга Е.

спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликтов не возникает

средний

Диана Ш.

спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, конфликты возникают редко

высокий

Кирилл К

мало посещает детский  сад, общается с кем придется, малообщителен.

низкий

Вася К.

всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, малообщительный

средний

Настя Н.

играет с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида  часто перерастает в слезы

средний

Аня М.

очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, никогда не конфликтует

средний

Егор П.

любознательный, но не общительный, тяжело идет на контакт со сверстниками, конфликтен

средний

Сережа О.

шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый

средний

Саша М.

любознательный, общительный, все хочет знать,

высокий


 

Как видим из Таблицы 1 чем ниже социальный статус семьи, тем конфликтнее дошкольник. На рисунке 3 представлен статус дошкольников в динамике.

 

Рисунок 3 – Социальный статус дошкольников

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что социальный статус семей отражается на конфликтном поведении детей. Поэтому статус дошкольника является одним из факторов конфликтного поведения дошкольника.

В период наблюдения за игровой деятельность было зафиксировано 22 конфликта, вспыхнувших по разным причинам:

  1. «Разрушение игры» - сюда входили такие действия дошкольников, которые прерывали или затрудняли процесс игры,- например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации; 4 (20%).
  2. «По поводу выбора общей темы игры» - в этих случаях спор возникал из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дошкольники; 1 (5%).
  3. «По поводу состава участников игры» - здесь решался вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т.е. кого включить в игру, а кого исключить; 2 (9,1%)
  4. «Из-за ролей» - данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между дошкольниками о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль; до 5 (25%).
  5. «Из-за игрушек» - сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами; 7 конфликтов из 20 зарегистрированных (35%).
  6. «По поводу сюжета игры» - в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей; 1 (5%).
  7. «По поводу правильности игровых действий» - это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребёнок в игре; 2 (10%).

Результаты выявления причин внесены  в таблицу (Таблица 2).

 

Таблица 2 – Выявленные причины  возникновения конфликтов

Причина конфликта

количество

%

Разрушение игры

4

20,0

По поводу выбора общей  темы игры

1

5,0

По поводу состава  участников игры

2

9,1

Из-за ролей

7

35,0

Из-за игрушек

5

25,0

По поводу сюжета игры

1

5,0

По поводу правильности игровых действий

2

10,0

Информация о работе Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.