Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:21, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Провести психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликты.
3. Выявить и апробировать эффективные пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевой игры.
4. Подобрать сюжетно-ролевые игры, способствующие разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования умений дошкольников разрешать конфликты со сверстниками
1.1 Сущность понятия «конфликтные ситуации» у детей дошкольного возраста
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в умении разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
1.3 Воспитательное содержание сюжетно-ролевой игры и ее влияние на развитие у детей старшего дошкольного возраста умений разрешать конфликты.
ГЛАВА 2. Пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.
2.1 Особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликтные ситуации
2.2 Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

дипломная работа 28 мая.doc

— 385.50 Кб (Скачать)

 

сОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

глава 1. Психолого-педагогические основы формирования умений дошкольников разрешать конфликты со сверстниками

 

1.1 Сущность понятия «конфликтные ситуации» у детей дошкольного возраста

 

1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в умении разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

 

1.3 Воспитательное содержание сюжетно-ролевой игры и ее влияние на  развитие у детей старшего дошкольного возраста умений разрешать конфликты.

 

глава 2. Пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.

 

2.1 Особенности детей старшего дошкольного возраста и их  умений разрешать конфликтные ситуации

 

2.2 Формирование умений разрешать  конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре.

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложение 

 

 

Введение

 

Современная социальная, экономическая ситуация обуславливает нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Особую тревогу вызывают повышенная тревожность, нарастание жестокости, агрессивности, конфликтности. Именно в дошкольном возрасте формируются основы представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет поведение дошкольника в социуме.

Кроме того, современные дети стали  другими. По сравнению с их ровесниками прошлого столетия они ещё больше нацелены на успех, на будущее, а не настоящее. У современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций-соопереживания и сочувствия. Всё труднее такому ребёнку подчиняться общественным требованиям, стараться сдерживать себя в конфликтных ситуациях с другими детьми. Во многом эти проблемы связанны с «неотработанностью» человеческих отношений в игре.[4]

Более того, результаты исследований Л. А. Парамоновой, И. Л. Качановой и  Е. В. Трифоновой показывают, что в  современных детских играх исчезает сюжетная линия, игры примитивными, спонтанными.

Между тем игра-ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, так как реализует его потребность в социальной компетенции. [30]

Изучение проблемы детских конфликтов представляется актуальным и важным прежде всего потому, что отсутствие опыта в отношениях ребёнка со сверстниками может выступать в качестве серьезной угрозы для дальнейшего личностного развития и препятствовать развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.[25]

Всё это чрезвычайно важно для  развития ребёнка, но как показывает практика, но неподдерживается взрослыми. Наиболее распространенными путями разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у дошкольников является нейтрализация агрессивных и враждебных проявлений, разведение конфликтующих сторон, изъятие конфликтогенных факторов. Как показывают исследования Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М., Шумилина А.П., Солдатовой В.С. все эти способы, снижающие социальную компетенцию дошкольников, приводят к ситуациям вынужденной детской беспомощности. [27, 28, 29]

Позитивный смысл конфликта  состоит в раскрытии для дошкольника  его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления конфликта. В связи с этим возникает проблема поиска форм и методов организации условий для максимальной реализации конструктивного потенциала решения конфликтных ситуации дошкольниками.

Актуальность исследования определяется практическим отсутствием в работе педагогов специальных приёмов, способствующих разрешению ребёнком конфликтных ситуаций  со сверстниками.

Исходя из вышесказанного, можем выделить противоречие:

между необходимостью развития умений у детей разрешать конфликты со сверстниками  в  сюжетно-ролевой игре и неумением педагогов работать в данном  направлении.

 Основываясь на этих позициях, мы определили цель нашей работы: выявление и апробация эффективных путей разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевой игры.

Объектом исследования является процесс организации  сюжетно - ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

Предметом исследования является конфликты у детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:

  1. Провести психолого-педагогический  анализ литературы по проблеме  исследования.
  2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликты.
  3. Выявить и апробировать эффективные пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевой игры.
  4. Подобрать сюжетно-ролевые игры, способствующие разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.

Методологической  основой  нашего  исследования  является: 

  • исследования проблемы детских конфликтов в дошкольной педагогике: Л.Н. Абрамова, К. Бютнер,  В.И. Гарбузов, Б.П. Жизневский, А.И. Захаров, В.Я. Зедгенидзе, Я.Л. Коломинский, А.А. Рояк, Т.А. Павленко, А.Г. Рузская, С.Г. Якобсон.
  • подходы к организации сюжетно- ролевой игры: Д. В. Менджрицкая, Н. Я. Михайленко, Н.А.Короткова С.Л. Новосёлова, Е.В.Зворыгина, Т.Н. Доронова, О.А.Кабанова, Е.В.Соловьева.
  • положения детской психологии по проблеме конфликтного взаимодействия дошкольников со сверстниками: В.Г. Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Л.А. Венгер, Д.Б.Элъконин В.С. Мухина, М.И. Лисина и др. Е.В.Зворыгина.

В исследовании использовали методы:

анализ научной и учебно-методической педагогической и психологической  литературы; диагностические методы, направленные на изучение конфликтов у дошкольников в игровой деятельности: наблюдение, опрос-тестирование.

База исследования: МДОУ детский сад № 107, г. Ангарск. В исследовании принимали участие 18 дошкольников в возрасте 5-6 лет.

Практическая значимость данного  исследования заключается в том, что созданная и апробированная система сюжетно-ролевых  игр (с решением проблемных ситуаций)  может быть использован воспитателями ДОУ для развития умений дошкольников разрешать конфликты со сверстниками.

Выпускная квалификационная работа представлена на 90 с., состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, 5 таблиц, 6 рисунков, библиографической литературы.

В 1 главе даётся психолого-педагогический  анализ литературы по проблеме  исследования, раскрываются причины и способы разрешения детских конфликтов, определены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликты, эффективные пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у дошкольников в процессе организации сюжетно - ролевой игры.

Во 2 главе представлены диагностические методики, направленные на выявление уровня умении дошкольников разрешать конфликтные ситуации. В сравнительном плане даны характеристики конфликтных и миролюбивых детей. Описываются пути обучения детей позитивным приёмам общения в процессе сюжетно - ролевой игры, умениям анализировать причины конфликтов и умению самостоятельно их регулировать.

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы  формирования умений дошкольников разрешать конфликты со сверстниками

      1. Сущность понятия «конфликтные ситуации» у детей дошкольного возраста

 

Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [1]

Конфликты, связанные с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, конфликты эмоционально-личностных отношений, возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор, характерны в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст - особо ответственный  период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления  личности ребенка. В это время  в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками [9].

Очевидно, что общение ребенка  со сверстниками - это особая сфера  его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.

Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ  коллективистских качеств, а также  гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка  может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. [9]

Однако в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться  условия, когда влияние среды  становится «патогенным» для развития личности, поскольку ущемляет ее.

Вот почему ранняя диагностика и  профилактика конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта  ребенка среди сверстников приобретают  столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки  изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.

Дети приходят в детский сад  с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в  то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе [22,с.13].

В свою очередь требования и потребности  окружающих находят разный отклик у  самого ребенка, среда оказывается  разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.

Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие  следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая профилактика оказывается уже неэффективной [22,с.15].

Прежде чем приступить к более  детальному исследованию психологии конфликта  у дошкольников (нарушению отношений  со сверстниками) необходимо рассмотреть  общую структуру процессов, которую  можно представить в виде схемы.

Многие авторы (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломенский, Б.Ф. и др.) в структуре процессов закономерно выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: поведенческий (практический), эмоциональный (аффективный) и информационный, или когнитивный (гностический) [7, 19].

Если к поведенческому компоненту можно отнести и взаимодействие в совместной деятельности, и общение, и поведение члена группы, адресованное другому, а к гностическому - групповую перцепцию, способствующую осознанию субъектом качеств другого, то межличностные отношения будут аффективным, эмоциональным компонентом структуры процессов.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при  совместных игровых действиях ребенка  и сверстников. Подобная ситуация возникает  в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта [28,с.56].

Причинами может  являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов  с ровесниками, отсутствие между  играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников [28,с.58].

Информация о работе Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.