Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:21, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Провести психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликты.
3. Выявить и апробировать эффективные пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевой игры.
4. Подобрать сюжетно-ролевые игры, способствующие разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования умений дошкольников разрешать конфликты со сверстниками
1.1 Сущность понятия «конфликтные ситуации» у детей дошкольного возраста
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в умении разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
1.3 Воспитательное содержание сюжетно-ролевой игры и ее влияние на развитие у детей старшего дошкольного возраста умений разрешать конфликты.
ГЛАВА 2. Пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.
2.1 Особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликтные ситуации
2.2 Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

дипломная работа 28 мая.doc

— 385.50 Кб (Скачать)

                Детям 6-го г. жизни свойственно  желание выполнить свою роль  с большей выдумкой, изобретательностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения, например создать необходимую игрушку из конструктора (металлического, пластмассового). Они договариваются о теме игры, распределяют между собой роли, с учетом того, кто из них лучше справится с той или иной ролью, создаст яркий образ.

На данном возрастном этапе появляются более сложные игры, как по содержанию, использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Это уже сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются неделю, две, месяц и т. д., с постепенным развитием и усложнением содержания; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей. Их тематика преимущественно связана с современной жизнью ("Космонавты", "Путешествие на Северный полюс", "Путешествие в Антарктиду" и др.) или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами. В этих играх содержание непрерывно развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, с развитием навыков применять эти знания, с совершенствованием конструктивных умений.

Длительные  сюжетно-ролевые творческие игры приобретают  особое значение для комплексного решения  задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.

В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, растёт самостоятельность. В результате такого рода игра становится наиболее эффективной формой организации интересной жизни детей в дошкольном учреждении. Дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В подобных случаях легче воздействовать на ребенка через любимый им образ.

В такой игре ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Педагогу необходимо использовать этот фактор для воспитания у детей умения согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлении замысла, в выполнении определенной роли.

Длительная творческая сюжетно-ролевая  игра таит в себе колоссальные возможности  для развития мышления ребенка.

Действия ребенка с предметами носят преобразующий характер. В  игре он - неутомимый исследователь: узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в зависимости от замысла, от развития сюжета переплавляет жизненный материал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания переплетая реальность с выдумкой, фантазией. В развитии сюжета игры на определенную тему прослеживаются логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира.[11]

Этот опыт, знания и представления  творчески преломляется ребенком в  игровой деятельности. Обогатить  ум ребенка разнообразными представлениями, системой знаний - значит дать обильную пищу для развития его воображения, для создания образов, ситуаций, которые можно реализовать в игре. Можно провести серию занятий по конструированию и ручному труду, связанных общей темой (изготовление грузовиков больших размеров, подъемных кранов, вагонов, электровозов и тепловозов, железнодорожных вокзалов из спичечных коробков, картона и т. п.).

Возникновение длительной игры "Путешествие  за животными в жаркие страны" может быть связано с поездкой детей в зоопарк. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, воспитатель специально читает отрывки из книг на эту тему; организует лепку из пластилина животных и т. д. По мере обогащения представлений дошкольников развивается и усложняется содержание игры. Дети больше проявляют инициативы, творческого подхода и умственной самостоятельности в решении практических задач. Если воспитатель заботится о расширении представлений детей, в группе будут развиваться игры на разнообразные сюжеты: "Путешествие в Антарктиду", "Путешествие в жаркие страны" и др. Работа воображения помогает ребенку ясно и отчетливо представить моря, океаны, плывущие по ним пароходы, айсберги, работу далеких полярных станций, рейсы космических кораблей и т. д.

Игровые образы ребенок создает  творчески, сознательно. Он не просто воспроизводит жизнь, слепо копирует ее. В изображение тех или иных ситуаций, героев дети вносят много элементов творчества, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием сказок, рассказов, добавляя свою выдумку, что свидетельствует об активности воображения. Увлекательная, сложная по содержанию игра, удовлетворяя стремление ребенка участвовать в событиях, переживаемых страной, доставляет ему радость.[13]

Руководя  подобными играми, воспитатель не должен спешить с подсказкой детям решения тех или иных возникающих перед ними задач. Наблюдая игры, надо установить, на что следует обратить внимание детей во время занятий (особенно на занятиях по ознакомлению с различными явлениями окружающей жизни, с растительным и животным миром). Педагог должен стремиться к тому, чтобы направить внимание воспитанников на существенные стороны того или иного общественного явления, помочь понять простейшие связи и зависимости между ними. Необходимо также продумать методы и приемы, способствующие дальнейшему развитию той или иной игры (подбор картинок, настольно-печатных игр; поручения детям: посмотреть передачи по телевидению), наметить ряд занятий по изготовлению игрушек-самоделок, конструированию из строительного материала, предоставить детям в свободное пользование пластилин, глину, ножницы, клей, картон.

Обязательным  условием для длительной сюжетно-ролевой  творческой игры является наличие у  детей умения играть большими группами, дружно советоваться и помогать друг другу, сообща добиваться поставленной цели.

Необходимо  также, чтобы дети любили играть, чтобы  у них были сформированы умения намечать тему, подбирать средства для отображения  и развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний  каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их.

Для руководства  длительными творческими играми в качестве основных приёмов могут  быть использованы экскурсии (первичная, повторная, завершающая). К основным приёмам руководства длительной творческой игрой можно также  отнести беседы, рассказы, разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной жизни. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга.

Роль  воспитателя в длительной творческой игре неоднозначна. На первых порах  педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей  недостаточно развиты организаторские  умения, отсутствует надлежащий опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагог является старшим другом детей, партнером по игре, исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

На  последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков. В течение года можно провести около 6 длительных творческих игр с установкой на последовательное совершенствование у детей навыков самоорганизации.[11]

Развитию  длительной игры, воспитанию у детей  умственной активности, нравственных чувств и навыков самоорганизации  способствуют следующие методы и  приемы: беседы перед началом игры о её ходе, подведение итогов игры и  совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития; напоминания, советы, указания, поручения, задания. Педагог приучает воспитанников к самостоятельному употреблению в играх строительного материала и конструкторов, изготовлению игрушек-самоделок, использованию навыков рисования, лепки, танца, пения.

Раскрыть  игровой образ ребенку помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.

С детьми старшего возраста проводятся игры с природными материалами. Воспитатель путем показа фотографий, картинок, напоминаний, советов направляет дошкольников на самостоятельные действия с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу, выдумку, изобретательность. Можно предложить детям соорудить постройки на тему «На чем люди ездят». Одна группка детей сооружает аэродром, другая — железнодорожный вокзал, третья — речной порт, а если дать им песок в сочетании с глиной, то маленькие строители могут сделать судоходную речку, прорыть каналы, установить шлюзы и т. д.

Для игр  с песком и глиной требуется разный дополнительный материал - обрезки  дерева, колышки, шнуры, фанерные фигурки  людей, животных, деревьев, разнообразные  автомашины и пр. Часть игрушек  дошкольники могут сделать сами, например лодки, самолеты, вагоны для железной дороги и др.

Постройки из снега могут быть крупными и  мелкими - на столах. Крупные постройки  можно объединить общей темой "Северный полюс" или "Зоопарк", "Стадион" и др. Педагог учит воспитанников  изготовлять из снега кирпичи и складывать из них стены домов, утрамбовывать снег, делать ледяные дорожки для скольжения, валы; лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки для украшения построек, для окон домов и др. Для крупных построек из снега требуется основа. Для нее можно использовать доски, ящики, фанерные щиты, плотный картон, деревянные рейки и пр.

Зимой при сооружении построек на участке  следует предусмотреть возможность  таких игр, как "Путешествие в  Антарктиду (на Северный полюс)", "Белая  Олимпиада", "Праздник русской зимы", а также игр по сказкам "Заячья избушка", "Зимовье зверей", "Морозко" и др.

Как и  дети младшего возраста, старшие дошкольники  любят театрализованные игры по литературным произведениям. Основное в руководстве  играми-драматизациями — выбор литературного произведения, работа с детьми над выразительностью передачи текста, создание декораций и костюмов.

Литературные  произведения для игр дошкольников должны отвечать следующим требованиям: идейная направленность, динамичность сюжета, наличие диалогов. Если при первоначальном знакомстве с произведением дети заинтересовались им, при повторном чтении следует наиболее выразительно выделить речь героев, помочь правильно оценить их поступки, установить последовательность событий. Чтобы облегчить детям запоминание текста, подчеркнуть динамику событий, в некоторых случаях воспитатель при повторном чтении исключает эпизоды описательного характера.

Дети  старшего дошкольного возраста уже  могут сами распределять роли.

Педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного персонажа, организует прослушивание грамзаписей.

Таким образом, при воспитании детей нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучения правильному поведению. Воспитание и развитие детей посредством игры воспринимается детьми как игровая деятельность, дети в этом случае не подозревают, что их воспитывают, поэтому им не будут скучны нотации, жесткие и непонятные детям требования, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что конфликты у дошкольников связаны с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор. Конфликты у дошкольников возникают в игровой деятельности. Причинами возникновения конфликтов могут быть недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, различные умения и возможности. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться.

Значительные  индивидуальные различия в отношении  ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности, это проблемные формы межличностных отношений: агрессивность, обидчивость, застенчивость демонстративность. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы. От двух до семи лет отмечаются два таких перелома: первый происходит приблизительно в четыре года, второй - около шести лет.

При выборе методов  профилактики конфликтов у дошкольников педагогу в первую очередь необходимо учитывать психологические особенности дошкольников, а так же проанализировать возможные причины конфликтов. Педагогу отводится роль наблюдателя-посредника, то его главная цель – целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, профилактика поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность.

Информация о работе Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.