Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:21, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Провести психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликты.
3. Выявить и апробировать эффективные пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно - ролевой игры.
4. Подобрать сюжетно-ролевые игры, способствующие разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы формирования умений дошкольников разрешать конфликты со сверстниками
1.1 Сущность понятия «конфликтные ситуации» у детей дошкольного возраста
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в умении разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
1.3 Воспитательное содержание сюжетно-ролевой игры и ее влияние на развитие у детей старшего дошкольного возраста умений разрешать конфликты.
ГЛАВА 2. Пути разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.
2.1 Особенности детей старшего дошкольного возраста и их умений разрешать конфликтные ситуации
2.2 Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

дипломная работа 28 мая.doc

— 385.50 Кб (Скачать)

 

Как видим, чаще всего конфликты  возникают из-за ролей, 7 случаев, так  как этот возраст является пиковым  для конфликтов по поводу распределения  ролей, число которых здесь достигает  своего максимума. В ходе наблюдения было отмечено, что в качестве способов разрешения конфликтов дети чаще всего используют «словесное воздействие», «аргументы» и «физическое воздействие».

Следующим измерением было диагностирование коммуникативных способностей дошкольников.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного дошкольника  – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что дошкольнику трудно «влезть в шкуру» обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого дошкольника. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи. Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Дошкольник, который мало общается со сверстниками и не принимается  ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует  себя уязвлённым и отвергнутым, что  может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем. Таким образом, коммуникативные способности, являются одним из основных факторов конфликтов у дошкольников в игровой деятельности.

Уровень коммуникативных способностей дошкольников определялся по двум аспектам: понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие (Приложение Б, В) и коммуникации со сверстниками были определены методом наблюдения, где оценочными критериями выступили:

  • замкнутость – 1 балл,
  • малообщителен – 2 балла
  • общителен – 3 балл.

Оценка уровня коммуникаций :

  • высокий уровень – 3 балла;
  • средний уровень – 2-3 балла,
  • низкий уровень 1-2 балла.

Диагностические методики выявляли уровень  развития представлений ребенка  о состояниях других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях  общения и взаимодействия, а также о способах адекватного выражения отношения. Диагностика по методике «Понимание специфики ситуации» проводилась следующим образом, дошкольникам раздали по две пары картинок, с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в детском саду. На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его. Дошкольники должны были оценить ситуацию. По итогам наблюдения мы определили коммуникации со сверстниками. Результаты обследования коммуникативных способностей дошкольников занесены в таблицу 3.

 

Таблица 3 – Коммуникативные способности  дошкольников

Ф.И.О.

Понимание специфики  ситуации (баллы)

Хар-ка дошк.

(баллы)

Среднее количество баллов

Уровень коммуникат. способностей

Миша М.

3

2

2,5

средний

Никита П.

2

3

2,5

средний

Алина Б.

3

3

3

высокий

Витя С.

1

1

1

низкий

Данил Б.

1

2

1,5

низкий

Злата Б.

1

2

1,5

низкий

Ольга Е.

2

3

2,5

средний

Диана Ш.

3

3

3

высокий

Кирилл К

1

2

1,5

низкий

Вася К.

2

2

2

средний

Настя Н.

2

3

2,5

средний

Аня М.

3

3

3

высокий

Егор П.

1

2

1,5

низкий

Сережа О.

2

2

2

средний

Саша М.

3

3

3

высокий


 

И так, из таблицы видно, что с  высоким уровнем коммуникаций 3(20,0%) детей, с низким 5(33,3%) дошкольников и 7(46,6%) дошкольников имеют средний уровень коммуникативных способностей. Результаты диагностики коммуникативных способностей представлены в динамике рисунок 4.

Полученные показатели коммуникативных  способностей в ходе констатирующего  эксперимента для дошкольников возраста 6-7 лет очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети более общительны.

 

Рисунок 4 – Уровень коммуникативных способностей дошкольников

 

Как видим из рисунка 4, в основном дошкольники малообщительны (средний  уровень), что не может не повлиять на возникновение конфликтов между дошкольниками. Следовательно либо педагог мало уделяет внимания развитию коммуникативных способностей, либо не правильно подобраны методики занятий с дошкольниками.

Опрос – беседа «Знание норм поведения» (Приложение Б)

Цель: выяснить знание норм поведения  во взаимоотношениях.

В беседе детям было предложено выслушать  рассказ и найти ошибки в поведении  мальчика Миши, который также ходит  в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.

Дети должны дать ответы на вопросы:

  1. Что по-твоему рассказал ей Миша?
  2. Какие поступки мальчика тебе не понравились?
  3. Как поступил бы на его месте ты?

Знания оценивались по пятибальной  шкале:

  • за все правильные ситуации – 5;
  • за 3 и более ситуации – 4;
  • за 2 ситуации – 3;
  • за 1 ситуацию – 2.

Из 15 детей, принимавших участие  в эксперименте, верно, оценили все  неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определили как неправильные четыре поступка – 8 (28,6%) ребят. Выделили две ситуации 6 (21,4%) детей с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился», «не помог убирать игрушки») и 2 (7,2%) – выделили одну ситуацию с пролитым молоком и оценили как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом. Таким образом, дети не очень хорошо знакомы с нравственными нормами.

На вопрос – «как бы ты поступил?»  в каждой из найденных ситуаций с  ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:

  1. «здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада» - 12 (42,8%);
  2. «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее» – 12 (42,8%);
  3. «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу» 8 (28,6%);
  4. «за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко – необходимо извиниться за свой поступок» - 12 (42,8%), «за столом нельзя вертеться» (про извиниться – не сказал) – 1 (3,57 %);
  5. «сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу» – 12 (42,8%) чел.
  6. «сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно» - 8 (28,6%);
  7. «нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать» – 12 (42,8%) чел. и 1 (3,57%) ребенок сказал, что наводить порядок должны взрослые.

Для вывода этих показателей в сравнительный  анализ была составлена диаграмма по результатам ответов (рисунок 5).

 

Рисунок 5 – Знание норм поведения во взаимоотношениях дошкольников

 

Из рисунка 5 видно, что меньше половины детей знают нравственные нормы поведения.

Первый этап диагностики позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся  в повышенном внимании со стороны  родителей и педагогов. При этом были определены характеристики дошкольников, факторы и причины возникновения  конфликтов, которые позволят составить, с учетом всех показателей, занятия по профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности. Для профилактики конфликтов у детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны игровые занятия. (Приложение Г, Д, Ж, И). Темы занятий даны в таблице 4.

 

Таблица 4 – Темы занятий по профилактике конфликтов

Тема занятия

Занятие «Цветные карандаши»

Боремся со Злорандой

Дидактическая игра «Кто из нас лечит?»

Музыкальное занятия  «К котятам в гости»


 

Данные занятия проводились воспитателями с детьми на протяжении 3 месяцев. После чего были проведены повторные диагностические мероприятия по методикам констатирующего эксперимента.

  1. Формирующий этап

Цель данного этапа состоит  в оказании практической помощи детям  в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов дошкольника со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

  1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении
  2. Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
  3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
  4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
  5. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях

Указанные цели и задачи достигаются  входе развивающих занятий, проводимых раз в неделю для старших дошкольников с различным уровнем развития (группами не более 6-7 детей). Их продолжительность составляет 30-40 минут. Обогащение педагогического процесса семиотикой цветовой гаммы (все пособия раскрашены в определённые цвета, даже если цвет не несёт определённой функциональной нагрузки) даёт дополнительные возможности для более успешной работы.

При разработке занятий мы брали  за основу программу А. Е. Рыбак «Вместе», в которой автор основной акцент делает на развитии эмоциональной отзывчивости детей на различные средства художественной выразительности.

Так, на занятиях и вне их обязательно  должны быть созданы условия для  художественного освоения дошкольником окружающей действительности. К ним  относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения.

  • Большое внимание у
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • обыгрывание эмоционального состояния
  • подвижные игры.

Информация о работе Формирование умений разрешать конфликты со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.