Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО1.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

1 - результаты  констатирующего эксперимента

2 - результаты  контрольного эксперимента экспериментальной  группы

3 -результаты  контрольного эксперимента контрольной  группы

Анализируя ответы, мы пришли к выводу, что представления детей о здоровье стали более обширными. Так, большинство детей - 56% (что больше на 26%, чем в констатирующем эксперименте), отвечая на первый вопрос, указали что здоровье — это не только, когда ничего не болит, но и когда человек хорошо себя чувствует, способен играть, веселиться и выполнять различные виды деятельности.

Результаты  ответов детей на второй вопрос мы разделили на группы.

Первую  группу составили ответы 68% детей, которые  указали на потребность в пище и занятиях физической культурой, а также пребывании детей на свежем воздухе. Вторую группу составили ответы 28% детей, где они отметили необходимость в лекарствах и медицинской помощи.

Затруднились  ответить на поставленный вопрос 4% дошкольников.

Ответы  детей на этот вопрос также свидетельствуют о положительной динамике сформированности представлений об основных потребностях человека.

Выявленные  представления детей об опасных, вредных для здоровья человека факторах окружающей среды, социальных и экологических, также показывают повышение уровня сформированности. Правильно ответили на поставленный вопрос 74% детей, что на 69% больше, чем в констатирующем.

Положительная динамика наблюдалась в ответах  детей на четвертый вопрос «Что может навредить твоему здоровью и здоровью окружающих людей на улице? Почему?». Если в констатирующем эксперименте практически все дети указывали только на неблагоприятные погодные условия: снег, дождь, ветер, то в контрольном 36% детей указали на неблагоприятное воздействие автодорога, загрязняющую близлежащую территорию, а также на загрязнение воздуха дымом из труб заводов и опасность мусорных свалок.

Результативность  проведенной работы прослеживалась и в ответах на пятый вопрос «Чем люди лечат болезни?» ответы свидетельствовали о положительной динамике сформированности представлений. Правильно ответили 82% дошкольников, указав не только лекарственные средства, но и природные отвары и чаи из лечебных трав.

Отвечая на шестой вопрос «Как природа может оздоравливать организм человека?» 36% детей дали правильные ответы, также указывая на лечебные травы и свежий воздух, продукты (овощи, фрукты). 9% из 36% отвечая, отметили, что в природе для человека все полезно.

Таким образом, в проведенной с детьми беседе прослеживалась положительная динамика разработанной нами технологии формирования представлений о здоровом образе жизни и доступность пониманию детьми дошкольного возраста этих представлений.

Уровень представлений дошкольников о здоровом образе жизни повысился. Количество детей, отнесенных к высокому уровню, составило 24% (по результатам констатирующего эксперимента высокий уровень не был присвоен ни одному дошкольнику). Количество детей, отнесенных к среднему уровню, уменьшилось на 11%, значительно ниже оказался процент детей с низким уровнем сформированности представлений о здоровом образе жизни (с 37% в констатирующем эксперименте до 8% в контрольном). Результаты констатирующего и контрольного экспериментов позволяют выявить динамику сформированности представлений о здоровом образе жизни. Данные результаты значительно различаются. С целью определения эффективности разработанной нами педагогической системы формирования представлений о здоровом образе жизни мы провели диагностику в контрольной группе детей, в работе с которыми базовой программой также была программа «Радуга». Результат диагностирования существенно не отличался от результатов диагностики детей экспериментальной группы на начальном этапе эксперимента. Сводные данные по уровням сформированности у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни отражены в рис 4.



 

I



 Рис 4. результаты исследования уровня сформированности у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в контрольной и экспериментальной группах (в%)

Таким образом, результаты проведения контрольного эксперимента позволили нам отметить следующее:

- Произошедшие позитивные изменения в представлениях старших дошкольников о здоровом образе жизни свидетельствует об эффективности использованной педагогической технологии формирования представлений о здоровом образе жизни, (к.п.н.Касьянова) целесообразно выбранных форм и методов:

- Положительная динамика  сформированности представлений  доказывает доступность выбранного содержания представлений  о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста.

-Значительно расширившиеся представления детей свидетельствуют о целесообразном  формировании представлений о здоровом образе жизни, в основе которых лежит биологическая, и экологическая составляющая.

  Экспериментальная работа позволила осуществить активное взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни.

Эффективность работы с педагогами и родителями доказана результатами проведения контрольного эксперимента, выявляющими сформированные у дошкольников представления о здоровом образе жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Общепризнанно, что оптимальное состояние здоровья  и полноценное физическое развитие ребенка – это основа формирования личности. В связи с этим в последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме здоровья  детей, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученных России (И.А.Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П.Дубинин и др.)

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования у детей потребности  в здоровом образе жизни.

   Проблемой воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в настоящее время занимаются ученные  из различных областей знаний: медицины и физиологии, психологии, социологии, экологии и педагогики (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, Ю.П. Лисицин).

Наиболее целесообразно работу по воспитанию здорового образа жизни с детьми необходимо начинать в семье и в дошкольном образовательном учреждении, так как именно здесь имеются необходимые условия, которые позволяют активно прививать основы здорового образа жизни.

Теоретическая разработка изучаемой проблемы и проведенная работа по формированию у старших дошкольников   представлений о здоровом образе жизни подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

  1. Содержанием представлений дошкольников о здоровом образе жизни следует считать такие составляющие представлений, которые отражают объективную  зависимость здоровья от образа жизни и окружающей среды и нацеливают ребенка на активное отношение  к своему здоровью.
  2. Система формирования у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни предполагает взаимосвязь  субъектов воспитатель - образовательного процесса, реализуемую через организацию методической и просветительской работы с педагогическим коллективом и родителями.

Положительным результатом проведенного нами эксперимента доказывают эффективность использования модели взаимодействия ДОУ и семьи  в формировании представлений о здоровом образе у детей дошкольного возраста.

Полученные результаты являются основой для дальнейшего  исследования по данной проблеме, для более углубленной разработки проблемы формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст]/ В.Г. Алямовская.  -М.: Знание, 1993.-320.
  2. Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика:Уч. пособие для студентов средних педагогических заведений [Текст]/ Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова. -М.: Издатцент «Академия», 1998.-240.
  3. Венгер, Л.А., Венгер, А.Л. Дмашняя школа [Текст]/ Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. -М.: Знание, 1994. -240.
  4. Губерт, К.Д., Рысс, М.Г. Гмнастика и массаж в раннем возрасте [Текст]/ К.Д. Губерт, М.Г. Рысс. -М.: «Просвещение», 1972.-250.
  5. Данилина, Т. Свременные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения  с семьей [Текст]/ Т. Данилина //Дошкольное воспитание.-2000.-№1.-с.10-15.
  6. Дошкольная педагогика. [Текст]/ Под редакцией Логиновой, В.И., Саморуковой, П.Г.-М.: Просвещение,1983.-269.
  7. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ [Текст]/ Под ред. Дороновой, Т.Н., Соловьевой, С.В., Жичкиной, А.С., Мусленко, С.И.- М.: ЛИНКА – ПРЕСС,2001.-224.
  8. Дубровина, В.П. Психология: Учебник для студентов педагогических учебных заведений [Текст]/   В.П. Дубровина. - М.:Издат центр «Академия»,1999.-464.
  9. Дубровина, В.П. Теоретико-Методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи [Текст]/   В.П. Дубровина. – Минск, 1997.-156.
  10. Зверева, О.Л., Галичева, А.И. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]/ О.Л. Зверева,  А.И. Галичева. -М.: Издат центр «Академия»,1999.-367.
  11. Зиманина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: программно –методическое пособиедля педагогов ДОУ [Текст]/ В.Н. Зиманина.  -М.: ВЛАДОС,2003.-304.
  12. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании: Учеб. пособие для студ. высш.и сред. пед. учеб. заведений [Текст] /Сост.и авт.коммент. Андреева И.И.-М.: Издат центр «Академии»,2000.-168.
  13. Козлова, С.А., Куликова,  Т.А. Дошкольная педагогика  [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -М.: Академия,2003.-414.
  14. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание  [Текст]/ Т.А. Куликова.-М.: Издат центр «Академия»,1999.-242.
  15. Лич, П. Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет. Пер. с англ [Текст]/ П. Лич. -М.: Педагогика,1985.-288.
  16. Лямираль, С., Рипо, К. Растите детей здоровыми. От 0 до 15. Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым. Пер. с фр. [Текст]/ Предисловие Казанцевой Л.-М.: Физкультураи спорт,1981.-142.
  17. Манина, И., Рожкова, Т. Дети – воспитатели – родители [Текст] / И. Манина,  Т. Рожкова. //Дошкольное воспитание.-2001.--№1.-с.49.
  18. Марков, В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней: Учеб пособие для студ. вузов [Текст]/ В.В. Марков. – М.: Издат центр «Акдемия»,2001.-320.
  19. Мартынов, С.М. Будь здоров, малыш! [Текст]/ С.М. Мартынов.  -Каменск-Уральский.: «Калан», 1997.-27.
  20. Марциновская, Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии  [Текст]/ Т.Д. Марциновская. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1997.-176.
  21. Наши дети: Сборник [Текст]/ Сост. Змановский, Ю.Ф., Гребенников, И.В.- М.: Юридическая литература, 1988.-176.
  22. Нестерова, З. Заботиться о своем здоровье [Текст]/ З. Нестерова.  // Ребенок в детском саду.-2002.-№3.-с4-12.
  23. Валеология дома и в школе. О физическом благополучии школьников. [Текст]/ -С.-Петербург.: «Союз»,1997.-30.
  24. Райгородский, Д.Я. Ребенок и семья. Хрестоматия  [Текст]/ Д.Я. Райгородский. - М.: Издат дом БАХРАХ,2002.-273.
  25. Ребенок дошкольного возраста. Универсальное энциклопедическое издание для родителей [Текст]/ -Минск.: «БАДППР»,1994.-140.
  26. Семейное воспитание. Христоматия: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб заведений [Текст]/ Сост.Лебедев, Г.А.-М.: Издат центр «Академия», 2002.-566.
  27. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф. Педагогика: Учеб. пос. д/студ. высш. пед. учеб.заведений [Текст]/ В.А. Сластенин,  И.Ф. Исаев. - М.: Издат центр «Академия», 2002.-566.
  28. Студеникин,  М.Я. Книга о здоровье детей [Текст]/ М.Я. Студеникин. - Минск.: «Народная газета»,1986.-136.
  29. Тупицина, Л. Формирование здоровья ребенка в процессе обучения [Текст]/ Л. Тупицина.  // ОБЖ.-1999.-№1.-с 9-11.
  30. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. по. д/студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г.А. Урунтаева. - М.: Издат центр «Академия»,1998.-336.
  31. Ушакова, О.С. Воспитание и обучение детей шестого года жизни  [Текст]/ О.С. Ушакова. - М.: просвещение,1987.-160.
  32. Фрамм, А. Азбука для родителей [Текст]/ А. Фрамм. -Л.: Лениниздат,1991.-246.
  33. Чабовская, А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст]/ А.П. Чабовская. -М.: Просвещение,1980.-222.
  34. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога  [Текст]/ Г.А. Широкова. - Ростов-на –Дону.: «Феникс»,2004.-150.
  35. Ширяева, И. Закаливание детей [Текст]/ И. Ширяева. // Ребенок в детском саду.-2001.-№6.-с87-91.

 

 

 

 

                                  Приложение А

 Беседа с заведующими ДОУ.

Цель: выяснить состояние работы в практике ДОУ и педагогическую позицию заведующих на проблему формирования у детей здорового образа жизни с социально-экологической направленностью.

Методика: экспериментатор задает вопросы  заведующей ДОУ индивидуально и записывает ответы.

Вопросы беседы:

1. Нужно ли  в ДОУ формировать у детей  здоровый образ жизни? Почему?

2. Какую  работу по формированию здорового образа жизни у детей проводит ваше дошкольное учреждение?

3. Приобщаете  ли вы родителей к процессу формирования здорового образа жизни у детей? Каким образом?

4. Какая  работа по формированию здорового  образа жизни ведется с воспитателями?

5. Обсуждался  ли вопрос формирования здорового  образа жизни на педагогических советах или методических семинарах в вашем ДОУ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                          

                                                                                                                         Приложение Б

ДОУ №_____   

Анкета

изучения  имеющихся знаний о здоровом образе жизни и отношения сотрудников ДОУ к проблеме формирования здорового образа жизни у детей

I.       Что      вы      подразумеваете      пол      «здоровым       образом      жизни»?

2. Как вы оцениваете состояние здоровья детей вашей группы в настоящее время?

1) хорошее; 3) неудовлетворительное;

2) удовлетворительное; 4) очень плохое.

3. Что  является основной причиной заболеваний  детей вашей группы?

1) неудовлетворительное  медицинское обслуживание;

2) невнимательность  родителей к состоянию здоровья  детей;

3) недостаток  знаний у родителей в вопросах  сохранения здоровья детей;

4) неблагоприятные  экологические условия;

5) другие причины  (вписать)

4. Как вы оцениваете работу по формированию здорового образа жизни в ДОУ?

1) отлично; 3) удовлетворительно;

2) хорошо; 4) не знаю.

5. Какие темы по вашему мнению должны быть включены в методическую 
работу     ДОУ     по      формированию     здорового     образа     жизни      детей?

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста