Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа
Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение
1 - результаты констатирующего эксперимента
2 - результаты
контрольного эксперимента
3 -результаты
контрольного эксперимента
Анализируя ответы, мы пришли к выводу, что представления детей о здоровье стали более обширными. Так, большинство детей - 56% (что больше на 26%, чем в констатирующем эксперименте), отвечая на первый вопрос, указали что здоровье — это не только, когда ничего не болит, но и когда человек хорошо себя чувствует, способен играть, веселиться и выполнять различные виды деятельности.
Результаты ответов детей на второй вопрос мы разделили на группы.
Первую группу составили ответы 68% детей, которые указали на потребность в пище и занятиях физической культурой, а также пребывании детей на свежем воздухе. Вторую группу составили ответы 28% детей, где они отметили необходимость в лекарствах и медицинской помощи.
Затруднились ответить на поставленный вопрос 4% дошкольников.
Ответы детей на этот вопрос также свидетельствуют о положительной динамике сформированности представлений об основных потребностях человека.
Выявленные представления детей об опасных, вредных для здоровья человека факторах окружающей среды, социальных и экологических, также показывают повышение уровня сформированности. Правильно ответили на поставленный вопрос 74% детей, что на 69% больше, чем в констатирующем.
Положительная динамика наблюдалась в ответах детей на четвертый вопрос «Что может навредить твоему здоровью и здоровью окружающих людей на улице? Почему?». Если в констатирующем эксперименте практически все дети указывали только на неблагоприятные погодные условия: снег, дождь, ветер, то в контрольном 36% детей указали на неблагоприятное воздействие автодорога, загрязняющую близлежащую территорию, а также на загрязнение воздуха дымом из труб заводов и опасность мусорных свалок.
Результативность проведенной работы прослеживалась и в ответах на пятый вопрос «Чем люди лечат болезни?» ответы свидетельствовали о положительной динамике сформированности представлений. Правильно ответили 82% дошкольников, указав не только лекарственные средства, но и природные отвары и чаи из лечебных трав.
Отвечая на шестой вопрос «Как природа может оздоравливать организм человека?» 36% детей дали правильные ответы, также указывая на лечебные травы и свежий воздух, продукты (овощи, фрукты). 9% из 36% отвечая, отметили, что в природе для человека все полезно.
Таким образом, в проведенной с детьми беседе прослеживалась положительная динамика разработанной нами технологии формирования представлений о здоровом образе жизни и доступность пониманию детьми дошкольного возраста этих представлений.
Уровень представлений дошкольников о здоровом образе жизни повысился. Количество детей, отнесенных к высокому уровню, составило 24% (по результатам констатирующего эксперимента высокий уровень не был присвоен ни одному дошкольнику). Количество детей, отнесенных к среднему уровню, уменьшилось на 11%, значительно ниже оказался процент детей с низким уровнем сформированности представлений о здоровом образе жизни (с 37% в констатирующем эксперименте до 8% в контрольном). Результаты констатирующего и контрольного экспериментов позволяют выявить динамику сформированности представлений о здоровом образе жизни. Данные результаты значительно различаются. С целью определения эффективности разработанной нами педагогической системы формирования представлений о здоровом образе жизни мы провели диагностику в контрольной группе детей, в работе с которыми базовой программой также была программа «Радуга». Результат диагностирования существенно не отличался от результатов диагностики детей экспериментальной группы на начальном этапе эксперимента. Сводные данные по уровням сформированности у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни отражены в рис 4.
I
Рис 4. результаты исследования уровня сформированности у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в контрольной и экспериментальной группах (в%)
Таким образом, результаты проведения контрольного эксперимента позволили нам отметить следующее:
- Произошедшие позитивные изменения в представлениях старших дошкольников о здоровом образе жизни свидетельствует об эффективности использованной педагогической технологии формирования представлений о здоровом образе жизни, (к.п.н.Касьянова) целесообразно выбранных форм и методов:
- Положительная динамика
сформированности
-Значительно расширившиеся представления детей свидетельствуют о целесообразном формировании представлений о здоровом образе жизни, в основе которых лежит биологическая, и экологическая составляющая.
Экспериментальная работа позволила осуществить активное взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни.
Эффективность работы с педагогами и родителями доказана результатами проведения контрольного эксперимента, выявляющими сформированные у дошкольников представления о здоровом образе жизни.
Заключение
Общепризнанно,
что оптимальное состояние
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
Проблемой воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в настоящее время занимаются ученные из различных областей знаний: медицины и физиологии, психологии, социологии, экологии и педагогики (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, Ю.П. Лисицин).
Наиболее целесообразно работу по воспитанию здорового образа жизни с детьми необходимо начинать в семье и в дошкольном образовательном учреждении, так как именно здесь имеются необходимые условия, которые позволяют активно прививать основы здорового образа жизни.
Теоретическая разработка изучаемой проблемы и проведенная работа по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
Положительным результатом проведенного нами эксперимента доказывают эффективность использования модели взаимодействия ДОУ и семьи в формировании представлений о здоровом образе у детей дошкольного возраста.
Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме, для более углубленной разработки проблемы формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Список использованной литературы
Беседа с заведующими ДОУ.
Цель: выяснить состояние работы в практике ДОУ и педагогическую позицию заведующих на проблему формирования у детей здорового образа жизни с социально-экологической направленностью.
Методика: экспериментатор задает вопросы заведующей ДОУ индивидуально и записывает ответы.
Вопросы беседы:
1. Нужно ли в ДОУ формировать у детей здоровый образ жизни? Почему?
2. Какую работу по формированию здорового образа жизни у детей проводит ваше дошкольное учреждение?
3. Приобщаете ли вы родителей к процессу формирования здорового образа жизни у детей? Каким образом?
4. Какая
работа по формированию
5. Обсуждался
ли вопрос формирования
ДОУ №_____
Анкета
изучения имеющихся знаний о здоровом образе жизни и отношения сотрудников ДОУ к проблеме формирования здорового образа жизни у детей
I. Что вы подразумеваете пол «здоровым образом жизни»?
2. Как вы оцениваете состояние здоровья детей вашей группы в настоящее время?
1) хорошее; 3) неудовлетворительное;
2) удовлетворительное; 4) очень плохое.
3. Что
является основной причиной
1) неудовлетворительное медицинское обслуживание;
2) невнимательность
родителей к состоянию
3) недостаток знаний у родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
4) неблагоприятные экологические условия;
5) другие причины (вписать)
4. Как вы оцениваете работу по формированию здорового образа жизни в ДОУ?
1) отлично; 3) удовлетворительно;
2) хорошо; 4) не знаю.
5. Какие темы по вашему
мнению должны быть включены в методическую
работу ДОУ
по формированию
здорового образа
жизни детей?
Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста