Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО1.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

ЗОЖ - это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнение норм, правил и требований личной и общественной жизни.

Также ЗОЖ  можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную в  первую очередь на сохранение и укрепление здоровья, при этом необходимо учесть, что образ жизни человека и  семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни, целенаправленно и постоянно.

Элементами  воспитательно-образовательного процесса системы формирования ЗОЖ является: физическое воспитание, экологическое  воспитание и образование, основы безопасности жизнедеятельности, валеологическое воспитание и образование.

Основными звеньями воспитания и образования в системе формирования здорового образа жизни являются:

- дошкольное  образование и воспитание в  семье и в общественных учреждениях;

- образование в учреждениях среднего профессионального образования;

- образование  в высшей школе;

- самообразование  детей и взрослых.

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят

трудовая  деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определённой среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини и макро среде, быт и устройство своего жилища.

Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом  жизни, уровнем жизни, качеством  и стилем жизни.

То, что физическое воспитание и закаливание с первых дней после рождения не стало до сих пор естественным навыком образа жизни всего населения, является результатом исторически сложившегося непонимания сущности организма, хотя всем ясно, что причина многих заболеваний, особенно простудных - низкий уровень неспецифической резистентности, закаленности.

Анализируя  литературу можно выделить, что целостная оценка здоровья подразумевает не только единство организма, это - организм и личность.   Характер проявления каждого из названных показателей здоровья не может не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, приносящего либо укрепление, либо ущерб здоровью.

Можно сказать, что без учета личностных качеств  все программы здоровья будут обезглавлены и заранее обречены на неудачу. Поэтому в целостной оценке здоровья необходимо учитывать личностные особенности, которые представлены как уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Физическое  развитие человека тесно связано  с функциональным состоянием организма - еще одной составной частью здоровья, функциональное состояние организма человека определяется наличием резервов его основных систем. В процессе жизнедеятельности человек не работает на пределах своих возможностей, т.е. не использует максимально свои резервы. Увеличение         



резервных возможностей организма основано на согласованности в интересах целостного организма, реакции отдельных органов и систем, а мобилизация физиологических резервов является реакцией высокой биологической значимости.

В настоящее  время разработан ряд комплексных  методов оценки индивидуального здоровья как целостного многомерного динамического состояния.

Таким образом, сложность  затронутых вопросов требует, прежде всего, нового мышления перестройки нашего мировоззрения, системы взглядов на проблему «здоровье - болезнь». Требует глубокого переосмысления концептуальная модель здоровья, позволяющая конкретизировать участие специалистов (медиков, физиологов, психологов, учителей, воспитателей) и семьи в формировании и укреплении здоровья детей, подростков, взрослого человека.

 

1.2. Особенности формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Охрана здоровья детей одна из важнейших проблем нашего времени, правильное, гармоничное развитие детей - залог здоровья будущих поколений.

В связи с  этим первоочередной задачей стало достижение высокого уровня физического развития детей, которое является одним из основных признаков здоровья. В непрерывном процессе роста и развития происходят не только количественные изменения размеров тела ребёнка, но и одновременно с этим совершенствуется строение органов и систем, развиваются их функции. Это принципиально отличает детский организм от взрослого. Но прежде неплохо было бы овладеть элементарными знаниями, которые помогли бы выбрать наиболее рациональный путь к здоровью с учётом личных физиологических возможностей.

Ребенок нуждается  в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его необходимо приучать, самому заботиться о своём здоровье. Вот почему в дошкольном учреждении и дома следует воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков, учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека.

Всё вышеперечисленное  составляет задачи физического воспитания, которые решаются непосредственно  в ДОУ:

  1. Оздоровление: охрана и укрепление здоровья детей;
  2. Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота);
  3. Образовательные: обогащение знаний детей о своём здоровье, о путях его укрепления, сохранения и ответственного  отношения;
  4. Воспитательные: формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями.

Данные задачи предопределяют творческий поиск более  эффективных способов организации  воспитательно-образовательного  процесса в семье и дошкольном учреждении, который должен быть рассчитан на воспитание у

детей привычек  здорового образа жизни.

Исследования  гигиенистов, физиологов, педагогов (Петухов, Коладзе) показывают, что движения являются незаменимой естественной биологической потребностью детей. Ограничение мышечной деятельности не только задерживает разностороннее  формирование организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах  дошкольник с трудом усваивает  необходимые двигательные навыки. Именно с этого должна начинаться работа по оздоровлению детей в детском саду и семье.

    «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Когда мы говорим: «Ребёнок развивается нормально», мы имеем в ввиду, что по графику  происходят не только его физическое созревание, но и рост его психических  возможностей.

Физическое  воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Существенным моментом физического воспитания является физическая культура, широко вошедшая в повседневную жизнь учреждений для детей раннего и дошкольного возраста.

Физическое  воспитание включает правильный режим  жизни и питания ребёнка, систематическое использование в его воспитании естественных факторов природы – воздуха, воды и солнца, широкое использование различных методов закаливания.

У практически  здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном и психическом развитии, связанные с их индивидуальными, конституционными особенностями, с условиями среды, окружающей ребёнка, с условиями его воспитания.

Многолетний опыт даёт право утверждать, что  физкультура детей раннего и  дошкольного возраста имеет громадное значение для правильного их развития, она должна стать одним из повседневных режимных  моментов в жизни здоровых детей, воспитываемых в детских учреждениях и семье.

Рациональное, физиологически и гигиенически обоснованное физическое воспитание невозможно без учета основных анатомо-физиологических  закономерностей формирования детского организма.

Применение  разнообразных по объему и интенсивности  физических нагрузок должно быть оптимальным  в пределах конкретных, свойственных данному этапу возрастного развития физиологических и педагогических норм: индивидуальных, сопоставительных и должных. Стандартный подход к занятиям физической культурой, необоснованное использование нагрузок, превышающих уровень физиологических возможностей детского организма, снижает эффективность педагогического процесса, может нанести непоправимый ущерб здоровью ребенка.

Обеспечение оздоровительной направленности физического  воспитания на этапе дошкольного  обучения и воспитания определяет необходимость  ознакомления с важнейшими морфофункциональными психофизическими характеристиками детей, состоянием их жизнеобеспечивающих систем и формирования двигательной функции. Для осуществления определенных физиологических перестроек в организме детей требуется соответствующее количество повторений упражнений и тренировочных нагрузок. Особую роль играет длительность перерывов между повторениями упражнений в отдельных занятиях и между ними.

Воспитание  культуры здоровья и оздоровления детей  главная задача педагогического  коллектива.

Под культурой здоровья мы понимаем: формирование потребности в двигательной деятельности, воспитание интереса к здоровому образу жизни.

Чтобы воспитать  потребность ребенка в ежедневной двигательной активности они должны быть включены в более широкий, содержательный контекст развития. Расширение и обогащение двигательного опыта детей-одна из основных задач, стоящая перед коллективом ДОУ.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного  формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Организм ребенка находится  в состоянии непрерывного роста  и развития.  Эти процессы в  разные возрастные периоды протекают  с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

В дошкольных учреждениях  имеются большие возможности для укрепления здоровья детей. На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду обеспечивается не только охрана его здоровья, но и используются средства, способствующие совершенствованию функций организма.

 Оздоровительная  работа осуществляется разными способами, которые тесно взаимосвязаны. Поэтому, она требует постоянного контакта педагогического коллектива с медицинскими работниками, родителями, техническим персоналом, от которого зависит состояние помещений, выполнение режима.

   Одно из основных направлений оздоровительной работы в ДОУ – проведение всех форм лечебно-профилактических мероприятий: плановые медицинские осмотры, профилактические прививки; организация своевременных консультаций специалистов для детей с отклонениями в состоянии здоровья; врачебный контроль за физическим воспитанием.

Таким образом, между воспитанием, с одной стороны, и медицинскими работниками –  с другой, осуществляется двусторонняя связь, которая поможет достигнуть хороших результатов в укреплении здоровья детей.

Оздоровительная направленность образовательного процесса в ДОУ  достигается:

  • Комплексом мероприятий, обеспечивающих гигиену нервной системы ребенка во время образовательного цикла;
  • Наличие адаптивной системы образовательного процесс, учитывающей состояние здоровья ребенка, индивидуально-личностные особенности;
  • Введения в физкультурные занятия:

- дозированных  нагрузок,

- релаксационных пауз,

- создание ситуаций  эмоционального «всплеска» (игра),

- использование  специальных оздоровительных игр  (подвижных),

- элементы  дыхательной гимнастики.

  • Сочетание физических упражнений с закаливающими процедурами. Е.А.   

 Аркин писал: «Во главе педагогических мероприятий, проникая всю

воспитательную  работу, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка».[12]

Из всего этого можно сделать вывод о том, что охрана и укрепление здоровья детей является одной из главнейших задач, решение которой позволяет вырастить  здоровых и красивых, сильных и умных. В ДОУ проводится корректировка

содержания  и организации режима работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей в условиях  Д ОУ.

     

 

 

 

 

 

1.3. Сотрудничества ДОУ и семьи  по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

 

На протяжении всей истории  развития человечества сосредоточием воспитания ребенка дошкольника были и остаются семья и дошкольное учреждение. Сущность их достаточно ясна, так как именно через семью и дошкольное образовательное учреждение дети входят в общество. Семье отведена важнейшая социальная функция - воспитание и развитие детей. Первичные и фундаментальные основы нравственности, психического и физического здоровья закладываются в семье.

Воспитательный  потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленно на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

   В настоящее время, как отмечает Н.В. Бордовская, образ жизни семьи, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации, что во многом связано с ее адаптационными возможностями и приспосабливаемостъю к новым условиям .[22]

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста