Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни в семье и дошкольном учреждении.

8
1.1. Теоретический анализ понятия « здоровый образ жизни» 8
1.2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и
дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей


23
1.3. Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

37
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментального исследования 37
Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
2.2. Программа формирования основ здорового образа жизни.
Результаты формирующего этапа педагогического
эксперимента

43
2.3. Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
52
2.4. Результаты опытно – экспериментальной работы 58
Заключение 66
Литература 69
Приложение

Файлы: 1 файл

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Шадринский  филиал ГОУВНО «Московский государственный

Гуманитарный  университет имени М.А. Шолохова» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выпускная квалификационная работа 

на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями» 
 
 

      Выполнил  студент 6 курса

      Гетц  Ю.В.________________ 

      Научный руководитель: ст.пр.

Допустить к  защите к.п.н., Яковлева Наталья Ивановна

Зав. кафедрой  психолого- _________________________

педагогического Дипломная работа защищена

образования и  дефектологии «___»______________20__г.

Яковлева Н.И._________ Оценка___________________

«___»_____________20__г. Председатель ГАК___________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Шадринск, 2010 год

Содержание  

Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни в семье и дошкольном учреждении.  
 
8
1.1. Теоретический анализ понятия « здоровый образ жизни» 8
1.2. Изучение  современного состояния взаимодействия  семьи и         

дошкольного образовательного учреждения в формировании  основ здорового образа жизни детей

 
 
23
1.3.  Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста  
 
29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование в формировании основ  здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста  
 
37
2.1. Цели  и задачи опытно-экспериментального исследования 37
 Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
2.2. Программа  формирования основ здорового  образа жизни.

Результаты  формирующего этапа педагогического 

эксперимента

 
43
2.3. Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста  
52
2.4. Результаты опытно – экспериментальной работы 58
Заключение 66
Литература 69
Приложение 77
 
 
 
 
 

Введение

      Современное развитие России связано с модернизацией  в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ жизни.

      На  состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

      В этих условиях проблема сохранения и  укрепления здоровья  дошкольников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети -это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.

      Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных  образовательных  учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.

      В  настоящее  время  проблемой  формирования  здорового  образа  жизни  занимаются  ученые  из  различных  областей  знаний: медицины  и  физиологии  В.Н.  Дубровский,  Ю.П.  Лисицын,  Б.Н.  Чумаков,  психологии О.С.  Осадчук,  экологии З.И.  Тюмасева,  А.Ф.  Аменд  и педагогики  В.Г.  Алямовская, Г.К.  Зайцев,  Ю.Ф.  Змановский,  М. Л.  Лазарев,  О.С.  Шнейдер,   О.В.  Морозова,  Т.В.  Поштарева,  Л.Г.  Татарникова,  О.Ю. Толстова.

Одновременно  с использованием инновационных  технологий важнейшим фактором воздействия  на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров,  Ю.П. Литвинене,  А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева,  Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника. 

      Актуальность  нашего исследования  определяется следующими противоречиями: с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективного взаимодействия ДОУ  и семьи в приобщении старших  дошкольников к здоровому образу жизни, а с другой -имеет место недостаточная методическая разработанность этой проблемы в рамках образовательного  процесса  дошкольного учреждения.

      Поиск эффективных путей разрешения данного  противоречия  обозначили проблему исследования, каким образом осуществляется взаимодействие  ДОУ и семьи, обеспечивающее успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

      На  основании выделенных противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста  в процессе взаимодействия  ДОУ с родителями».

      Цель  исследования:   заключается  в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке  программы  формирования  основ  здорового  образа жизни у старших дошкольников.

      Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.

    Объектом  исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни   в  ДОУ и семье.

      Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании  основ здорового образа жизни  детей старшего дошкольного возраста.

      В соответствии с поставленной целью  предметом и объектом исследования была сформулирована следующая гипотеза:

      Взаимодействие  ДОУ и семьи  в  формировании  основ здорового образа жизни будет эффективным  если

  • Реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического общения.;

-Взаимодействие ДОУ  с родителями осуществляется на основе деятельностного подхода;

  • В дошкольном образовательном учреждении  реализуется программа и модель  формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

      В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ понятия «здоровый образ жизни» в  психолого-педагогических и валеологических исследованиях и уточнить его содержание.
  2. Изучить   современное  состояния взаимодействия семьи    и дошкольного    образовательного  учреждения  в   формировании  основ   здорового образа жизни детей и конкретизировать понятие «формирование здорового образа жизни» в процессе взаимодействия семьи и ДОУ.
  3. Определить   сущность взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни детей  старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать программу  и предложить  модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

     Методологическую  основу исследования составляют: теория формирования здорового образа жизни и здоровьесбережения  Ю.П.Лисицына,  Б.Н. Чумакова,  В.Г.  Алямовской,  Г.К.  Зайцева,  Ю.Ф.Змановского,  М. Л.  Лазарева,  Л.Г.  Татарниковой

     Методическое  основание исследования составили  работы отечественных ученых в области дошкольного воспитания В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной, М.В. Крулехт, Л.М. Маневцовой, Н.Н.Кондратьевой,  Т.Д. Рихтерман и др. исследования в области взаимодействия семьи и ДОУ принадлежат Т.А. Куликовой, О.Л.Зверевой, А.Н.Ганичевой.

     Опытно-экспериментальная  работа осуществлялась на базе  Муниципального дошкольного образовательного учреждения  детского сада «Теремок»  города Сургута Тюменской области. В исследовании принимали участие  воспитатели,   20 дошкольников  старшей группы и их родители.

     Для решения поставленных задач и  проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, медицинской, учебно-методической литературы и массового педагогического опыта по проблеме исследования; анкетирование родителей, беседа, изучение продуктов творческой деятельности дошкольников, опытно-экспериментальная работа, статистическая обработка материала.

     Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

  • расширены имеющиеся теоретические представления о содержании, организации взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении старших   дошкольников к здоровому образу жизни;
  • выявлены основные компоненты здорового образа жизни  старших дошкольников, его показатели и уровни;

     Практическая   значимость   исследования:  состоит  в  том,  что  в соответствии с обоснованными теоретическими положениями определены, экспериментально    проверены    и    подтверждены     на     практике    программа   и модель   взаимодействия  ДОУ и семьи, обеспечивающие  приобщение  старших дошкольников  к  здоровому  образу  жизни.

     Дипломная работа состоит из введения, двух глав, приложения, библиографического списка   82  источника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I. Научно-теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни в семье и  ДОУ

      1.1. Теоретический анализ  понятия « здоровый  образ жизни»

     Идея  воспитания здорового человека имеет  глубокие исторические корни. Проблема воспитания здорового подрастающего поколения волновала педагогов и врачей на протяжении всего пути становления и развития педагогической и медицинской наук, начиная с античных времен.

      Философы  Древней Греции, обладая энциклопедическими знаниями, способствовали зарождению медицины и педагогики, активно изучая связь здоровья и поведения человека, а также причины долголетия. Пифагор, Платон, Демосфен, Сократ и другие философы сами являлись живыми и редкими для тех времен примерами долголетия. В произведениях того времени содержались рекомендации по укреплению здоровья, а также предписания профилактического характера, которые и сейчас не потеряли своего значения для поддержания здорового образа жизни: режим дня, режим труда и отдыха, правильного питания, гигиены жилища, профилактические меры («Целебные наставления асклепидиадов»).

     Последователь Гиппократа и Галена Авл Корнелий Цельс (1 в. н.э.) провозглашал здоровый образ жизни основой в предупреждении болезней, а его нарушение - главной причиной их развития. Он оставил большой труд по использованию водных процедур с профилактической и лечебной целью, существенно расширив круг их применения.

     В трудах римлянина Марка Фабия  Квинтиллиана (I в. н.э.), нашли отражение педагогические взгляды того времени, основанные на необходимости воспитания детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения трех степеней (методов) обучения: подражание, наставление и упражнение, а также разумного сочетания занятий, игр и отдыха во избежание переутомления детей и сохранения их здоровья. 

     Позднее в эпоху средневековья задачи воспитания слились с задачами оздоровления, но  прежде всего, души, а не тела. Главная задача воспитания рассматривалась в трех аспектах: приобретение праведных обычаев или привычек, воспитание христианского стиля поведения, преодоление страстей (Климент Александрийский, Василий Кесарийский), чаще всего они не имели ничего общего со здоровьем.

     Главным содержанием средневекового воспитания была этика как уклад жизни, физическим воспитанием занимались, с полным отсутствием гигиенических навыков, знаний и лишь с целью подготовки к военным походам.

     В христианской литературе XI века появляются рекомендации, где для охраны здоровья детей предлагалось заниматься не только физическими упражнениями, но и вести разумный образ жизни, противопоставляемый дурному образу жизни, например, много трудиться и не толстеть.

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями