Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни в семье и дошкольном учреждении.

8
1.1. Теоретический анализ понятия « здоровый образ жизни» 8
1.2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и
дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей


23
1.3. Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

37
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментального исследования 37
Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
2.2. Программа формирования основ здорового образа жизни.
Результаты формирующего этапа педагогического
эксперимента

43
2.3. Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
52
2.4. Результаты опытно – экспериментальной работы 58
Заключение 66
Литература 69
Приложение

Файлы: 1 файл

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

    -взаимодействие  с семьей  для обеспечения полноценного развития ребенка.

    Типовое положение о дошкольном образовательном  учреждении 1995года, подтвердило права  дошкольных учреждений на выбор программ из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами  управления  образованием.

    В связи с изменением нормативно-правовой  базы  в конце 90-х годов,  возникла необходимость в подготовке разнообразных  программ, которые наряду с типовой, могли  быть предложены практике дошкольного  образования.

    Рекомендации  по экспертизе образовательных программ 1995 года определили принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

    -охрану  и укрепление физического и  психического здоровья детей,  их физическое развитие;

    -эмоциональное  благополучие каждого ребенка;

    -интеллектуальное  развитие ребенка;

    -создание  условий для развития  личности  ребенка, его творческих способностей;

    -приобщение  детей к общечеловеческим ценностям;

    -взаимодействие  с семьей  для обеспечения   полноценного развития ребенка. 

     В процессе формирующего эксперимента (июнь- октябрь 2009 г.) со старшими дошкольниками проводилась целенаправленная работа, в работу были включены родители дошкольников.

     В  сентябре  2009  г.  дети из старшей  группы перешли подготовительную группу.

     В осеннее - зимнее время  педагоги   перешли на другие формы и работы, т.к. в северных районах 9 месяцев зимы.                                                                                      Важной    задачей  оставалось   – оздоровление и систематическая профилактика заболеваемости  детей. Особое внимание уделялось  играм-занятиям  по  формированию представлений о здоровом образе жизни.    Так как, исследование проходило в старшей   группе  дошкольников, в экспериментальной работе были использована методики «Валеологический практикум», которая широко используется в настоящее время в программах по валеологическому образованию в дошкольных учреждениях: методика «Чистые руки», «здоровые зубы», которые  включали цикл  специально - разработанных занятий.

     Образ жизни старших дошкольников строится с учетом важнейших социальных потребностей:

     - в эмоциональной поддержке,  любви  и доброжелательности окружающих;

     - в познании и информационном  обмене;

     - в активной самостоятельной деятельности и самоутверждении;

     - в разнообразном, содержательном  общении со сверстниками и  взрослыми;

     - в признании своих достижений  со стороны окружающих людей;

     - в обеспечении условий для  регулярного питания, активности  и отдыха.

     Не  достаточное удовлетворение данных потребностей нарушает гармонию психического и физического развития детей.

     Старшие дошкольники активно приобщаются  к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатели  обогащали  представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании. Необходимым элементом организации образа жизни детей старшего дошкольного возраста явился   цикл занятий « Помощники, которые всегда с тобой ». На этих занятиях дети приобрели  ценные сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания ) и практические умения по уходу за ними.

Критерии  сформированности   культурно-гигиенических  навыков и практических умений у детей старшего дошкольного возраста.

Приобщение к гигиенической культуре

Представления   дошкольников о ЗОЖ

Представления о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур ( для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и пр.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики, о необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья.

Формирования  представлений о гигиенических  основах организации деятельности ( необходимости достаточной освещенности, свежего воздуха, правильной позы и пр.).

Знакомство  с правилами безопасного поведения; сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств (зрения, слуха), о некоторых приемах первой помощи в случае травмы ( ушиб, порез, ссадина), о правилах поведения в обществе в случае заболевания ( при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), о некоторых правилах ухода за больным ( не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и пр.).

Углубление  представлений о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур (уход за телом, волосами, приемы поддержания опрятности одежды, обуви), о правилах культуры поведения за столом, в общественных местах.

Знание  пословиц, поговорок, стихов о здоровье, гигиене, культуре еды.

Практические  умения дошкольников

Самостоятельно выполнять культурно-гигиенические процессы  ( культура еды, умывание), осваивать приемы чистки обуви, одежды, умение пришить пуговицу. Самостоятельно замечать, когда необходимо вымыть руки, лицо, причесать волосы. Показывать младшим детям, как выполнять гигиенические процессы, помогать малышам в уходе за одеждой, прической. Осваивать приемы  элементарной первой помощи при травмах ( смазать царапину йодом, перевязать палец, приложить холодное к ушибу и пр.). Выполнять закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, участвовать в спортивных развлечениях.

     Программа формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в процессе взаимодействии ДОУ и семьи представлены результатами опытно-экспериментальной работы.

     Задачи  формирующего эксперимента:

   1. Разработка и апробация педагогической  программы взаимодействия ДОУ  и семьи в формировании основ  здорового образа жизни в старшем  дошкольном возрасте.

   2. Выявление динамики формирования  основ здорового образа жизни.

Программа формирования основ  здорового образа жизни у старших  дошкольников представляла собой ряд последовательных этапов:

       1 этап – подготовительный. Его  цель – в формировании у  детей интереса к собственному организму, закаливающим процедурам, рациональному питанию, двигательной активности, обогащении родителей теоретическими знаниями о здоровом образе жизни.

       2 этап – репродуктивно – поисковый.  На этом этапе уточнялись, систематизировались, обобщались и углублялись представления детей, сформированные на первом этапе, обеспечивалось активное включение родителей в процесс формирования основ здорового образа жизни.

       3   этап - репродуктивно-творческий. Его  цели связаны с закреплением полученных представлений детей в повседневной  деятельности, в применении их в самостоятельной деятельности, в умении адекватно оценивать поступки и действия других  людей  и самого  себя, с педагогической рефлексией своей здоровье сберегающей  деятельности и формированием прочного навыка здорового образа жизни у родителей.

       Стержневой  основой исследования явилась работа по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у старших дошкольников, перерастающая в привычку, осознанное отношение к собственному здоровью, понимание взаимосвязи всего живого на Земле.

       Педагогов и родителей готовили к участию  в предстоящей работе по формированию основ здорового образа жизни  у детей.

       В работе   с  родителями  мы  использовали следующие формы: мини-лекторий, дискуссионный клуб, Семейная  академия, Мамина школа, психолого-педагогические тренинги.

       В процессе формирующего эксперимента со старшими дошкольниками проводилась серия  валеологически занятий, позволяющая детям лучше изучить собственный организм, строение тела; игры-занятия, помогающие понять взаимозависимость здоровья от правильного питания, активного движения, осуществления закаливающих процедур и включения психогимнастика; дидактических игр, позволяющих ребенку самостоятельно диагностировать свое психоэмоциональное состояние и самочувствие; организовывалась соответствующая предметно-развивающая среда; поощрялось активное позитивное отношение к собственному здоровью, то есть самостоятельное (без напоминания взрослых) соблюдение правил гигиены и профилактики.      
 
 

    Распределение детей по уровням  сформированности представлений  о ЗОЖ на формирующем этапе эксперимента

      (сентябрь  2009 г. (старшая группа)

    Таблица 4 

      № п/п Список  детей экспериментальной старшей группы Уровни
    высокий средний низкий
    1 Алавацкий Егор   +  
    2 Анащенко Катя   +  
    3 Битаров Максим +    
    4 Гетц Егор +    
    5 Гордымов Данил +    
    6 Дудник Даша     +
    7 Колегова Таня +    
    8 Кучаев Максим   +  
    9 Мансурова Надя     +
    10 Павлов Данил +    
    11 Пархоменко  Сабина     +
    12 Перевозчикова Ульяна +    
    13 Руденко Соня   +  
    14 Самсонова Полина   +  
    15 Свириденков Саша     +
    16 Соха Соня     +
    17 Сухачев Андрей +    
    18 Шангареева  Оля   +  
    19 Юровских  Варя +    
    20 Яруллин Женя +    
      Итого 9 6 5

         

     Уровни  сформированности представлений  дошкольников о ЗОЖ 

                                                                                Таблица 5

           Уровни      Формирующий эксперимент

             сентябрь  2009

      группа  детей 20 чел  (%)
           Высокий      9 чел (45 %)
           Средний      6 чел (30 %)
           Низкий      5 чел (25 %)
 

     Рисунок 2

 

     Таким образом,  мы получили следующие результаты: 9 человек – дети с высоким уровнем знаний, 6 детей со средним уровнем,  и 5 детей с низким уровнем знаний. Эти результаты связаны с летним оздоровительным  периодом и  реализацией программы. 
 
 
 

2.3 . Модель формирования  здорового образа  жизни у детей  старшего

дошкольного возраста

       Мы  предположили, что формирование ЗОЖ  у дошкольников осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, а также конкретных условий жизни, экономической, природно-климатической, социокультурной среды, организационно-педагогических и дидактических условий, уровня готовности всех субъектов образовательной деятельности (воспитанников, педагогов, родителей) к ведению ЗОЖ. При этом аналитический обзор исследований в области валеологического образования, практика его реализации и состояние здоровья дошкольников приводят к выводу об отсутствии обоснованных моделей формирования ЗОЖ как целостного педагогического процесса.

       Формирование  ЗОЖ рассматривается нами   как процесс и результат усвоения дошкольниками систематизированных знаний, умений и опыта при ориентации на соответствующую модель и обретает новые системные цели и функции. Оно должно стать не просто фактором, способствующим укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения, но и приоритетным механизмом их достижения. «Расчет и обеспечение индивидуального маршрута здоровья, гарантирующего сохранение и развитие здоровья каждого человека, представляет собой сложную научно-практическую задачу» [5].

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями