Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни в семье и дошкольном учреждении.

8
1.1. Теоретический анализ понятия « здоровый образ жизни» 8
1.2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и
дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей


23
1.3. Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

37
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментального исследования 37
Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
2.2. Программа формирования основ здорового образа жизни.
Результаты формирующего этапа педагогического
эксперимента

43
2.3. Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
52
2.4. Результаты опытно – экспериментальной работы 58
Заключение 66
Литература 69
Приложение

Файлы: 1 файл

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

1.2. Изучение современного  состояния взаимодействия  семьи 

и дошкольного образовательного  учреждения  в

  формировании  основ   здорового образа жизни детей.

      В результате произошедших в обществе изменений, назрела необходимость переоценить существовавшие ранее представления о функциях образования и воспитания, взаимодействия ДОУ и семьи. Семья - это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей, человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализации детей была единственной специфической функцией семьи, а другие функции (экономические, поддержка благосостояния и др.) являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития.[44].

      Формирование  здорового образа жизни во многом  обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходят в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения.

        В исследованиях Н.В. Бордовской, М.Д. Маханевой, В.П. Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркнута  роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни.

      Социальное  направление в решении проблемы  здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.   Веселова.

      Современные исследования по валеологическому образованию  дошкольников связаны с рассмотрением вопроса обучения детей основным навыкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания ( М.Л. Лазарев, М.Д. Маханева, О.В. Морозова, О.С. Шнейдер ). Эколого- валеологическая  направленность физического воспитания старших дошкольников актуализирована в диссертационном исследовании  Т.В. Поштаревой. Теоретические основы  валеологического сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались О.Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. 

      Не  уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка, дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания; семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению, является важнейшей ступенью социализации личности.[3].

     Различные научные исследования подтверждают наличие тесной связи между типом формирующейся личности и воспитательным потенциалом семьи. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.

ДОУ - как  общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников. Основа взаимодействия «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и  обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Повышение воспитательного потенциала семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка[35].

     Однако  надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и ДОУ встречается такое  мнение: родители - это "помощники", "подсобная сила" при ДОУ.  Таким образом, семье отводится  роль объекта педагогического воздействия, а ДОУ - роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что ДОУ и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается[20].

     Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.

     Естественно, и ДОУ, и семья стремятся к  достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов[35].

     И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья  и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

     Необходимо  поставить вопрос о создании системы  педагогического взаимодействия на уровне «семья – дошкольное учреждение», разумеется,  с учётом традиций, имеющегося опыта, возможностей и особенностей  ДОУ районов. Хотя в силу ряда объективных причин осуществить сегодня это не просто. С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально - экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение [3].

      Однако  недостаточно разработанной остается проблема формирования здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ. В современных условиях жизни российская семья, которая объективно остается ведущим общественным институтом социализации и воспитания здорового подрастающего поколения, испытывает объективные трудности по обеспечению воспитания и развития детей.

        Анализ социологической, философской  и психолого-педагогической литературы показал, что к настоящему времени накоплен достаточно большой материал о роли семьи в воспитании ребенка, уровне психолого-педагогической компетентности родителей, о взаимодействии ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни[35]..

      Эффективное взаимодействие с семьей предполагает добровольность включения родителей  в ту или иную деятельность, предлагаемую воспитателем,  приоритет субъект-субъектного взаимодействия и собственную внутреннюю активность родителя в его стремлении к самовоспитанию, самообразованию и становлению родительской компетентности.

      Изучение  литературы по проблеме исследования и анализ опыта практической деятельности позволили обнаружить некоторые недостатки во взаимодействии  ДОУ  и семьи:

  • отсутствие единства во взаимодействии и непрерывности воспитательного воздействия на ребенка;
  • формализм и авторитаризм отношений и, как следствие, отсутствие гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями

      Разрешение  этих противоречий требует максимального  сближения семьи и дошкольное учреждение, так как их объединяет общие цели, развитие личности ребёнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребёнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребёнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества   [67].

      Обеспечить  такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного  можно с помощью обновления системы  семейно-общественного воспитания. Основными условиями её реализации может быть: родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического; переход ДОУ от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе; осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям.

      Существуют  и факторы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание   в   семье:   родительский   контроль   -   активный,   творческий, ненавязчивый, демонстрирующий уважительное отношение к ребёнку; способы отношений родителей с детьми, суть которых состоит в совместных действиях, заботах, содержательном времяпрепровождении; родительские обоснованные требования, способствующие развитию ребёнка, его самостоятельности и пониманию самоценности; эмоциональная поддержка, вера, выраженные родителями в своей любви к детям, причём в любви не за что-то конкретное, а просто за то, что они - дети, самое лучшее, что есть у родителей[44].

      Таким образом, в нашем исследовании под формированием здорового образа жизни в процессе взаимодействия  семьи и ДОУ мы понимаем специально-организованный педагогический процесс, осуществляемый всеми субъектами воспитания,  способствующий гармонизации индивидуальности личности дошкольника  с позиций здоровьесбережения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Сущность  педагогического  взаимодействия семьи  и  ДОУ

в формировании основ  здорового образа жизни детей старшего

дошкольного возраста

     Взаимодействие  родителей и педагогов в формировании здорового образа жизни, может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь ему в развитии индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

     Педагогам важно установить партнерские отношения  с семьей каждого ребенка создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

     Анализ  опыта практической деятельности показывает, что не все родители откликаются на стремление педагога-воспитателя к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

    В современных условиях модернизации общественного образования к деятельности общеобразовательных учреждений предъявляются требования повышенного характера, вновь связанные с организацией взаимодействия педагогов, детей и родителей на основе субъект - субъектных отношений, здоровьесберегающей среды[29].

    Деятельность  общеобразовательного учреждения, педагогический процесс передачи ценностей от поколения к поколению, происходит во времени и пространстве.

    Для уточнения понятия «взаимодействие» обратимся к анализу основных современных психолого-педагогических подходов.

      В психологии под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или  порождение определенного продукта материальной или духовной культуры.

      Деятельность - важнейшая форма проявления активности человека в окружающей действительности. К ней нас побуждают умственные, физические, материальные и духовные потребности. Побудителями к деятельности могут быть интерес, склонности, ответственность, сознание долга [35].

      В истории педагогической мысли  взаимодействие семьи и образования рассматривалось в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.

      В педагогическом словаре под педагогическим взаимодействием понимается личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Педагогическое взаимодействие может проявляться в виде сотрудничества, в виде соперничества между участниками в процессе ориентированной деятельности [4].

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями