Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:19, дипломная работа
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни в семье и дошкольном учреждении.
8
1.1. Теоретический анализ понятия « здоровый образ жизни» 8
1.2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и
дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей
23
1.3. Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
37
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментального исследования 37
Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
2.2. Программа формирования основ здорового образа жизни.
Результаты формирующего этапа педагогического
эксперимента
43
2.3. Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
52
2.4. Результаты опытно – экспериментальной работы 58
Заключение 66
Литература 69
Приложение
На начальном этапе педагогического эксперимента мы осуществили анализ календарно-тематических планов в работе с дошкольниками, нами были изучены образовательные программы для ДОУ:
Анализ основных образовательных программ для детей дошкольного возраста («Радуга» Т. Н. Доронова, «Детский сад- дом радости» Н. М. Крылова, «Развитие» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Л. Ф. Обухова и др., «Истоки» Л.Ф.Обухова и др., «Детство» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, «Дружные ребята» Р.С.Буре, «Я - человек» С. А. Козлова, «Дети и взрослые» и др.) позволил наметить пути поиска новых технологий деятельности дошкольного образовательного учреждения, в формировании у дошкольников основ здорового образа жизни.
Задачей
констатирующего этапа
Важность этого этапа заключалась в том, что достоверность эксперимента зависела от первоначальных данных. Таким образом, на начальном этапе данного эксперимента в мае 2009 года, был определен исходный уровень, который выявил состояние проблемы.
Для
определения уровней
В
процессе экспериментальной работы
на начальном этапе нами были
определены уровни сформированности
представлений и навыков
Уровни сформированности основ и культурно –гигиенических навыков здорового образа жизни у старших дошкольников
Таблица 1
Уровень | Характеристика
уровня
(показатели
сформированности
основ и(культурно- |
высокий | Ребенок имеет достаточное представление о собственном организме, знает и понимает взаимосвязь в системе «человек - окружающая среда», осознанно применяет данные знания в повседневной жизни, активно придерживается здорового образа жизни. Самостоятельно выполняет культурно-гигиенические процессы. |
средний | Ребенок имеет представления о собственном организме, знает и понимает взаимозависимость человека и окружающей среды, но осознанно знания в повседневной жизни не применяет, понижен интерес к здоровьесберегающей деятельности. КГН сформированы. При выполнении отдельных культурно-гигиенических процессов обращается за помощью к взрослым |
низкий | Ребенок ориентируется
в системе основ формирования
здорового образа жизни, но не в полном
объеме, нет осознанного применения этих
знаний в повседневной жизни, отсутствует
интерес к здоровьесберегающей деятельности.
КГН сформированы слабо. Не выполняет
самостоятельно кг процессы. |
Во время эксперимента были поставлены следующие задачи:
создание благоприятной социокультурной и образовательной среды, способствующей
На начальном констатирующем этапе педагогического эксперимента в мае 2009 года мы использовали материалы диагностики дошкольников, изучали документацию, анализировали педагогическую ситуацию.
Результаты
диагностики констатирующего
Данные
констатирующего этапа эксперимента были
занесены в таблицы 2 и 3 и отражены на
рисунке 1.
Рисунок 1
Уровни сформированности представлений дошкольников о ЗОЖ
Уровни | Констатирующий эксперимент май 2009 |
группа детей 20 чел (%) | |
Высокий | 5 чел (25 %) |
Средний | 8 чел (40%) |
Низкий | 7 чел (35 %) |
Распределение детей по уровням сформированности
представлений и навыков о ЗОЖ на констатирующем этапе эксперимента (май 2009 г. (старшая группа)
Таблица
3
№ п/п | Список детей экспериментальной старшей группы | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | ||
1 | Алавацкий Егор | + | ||
2 | Анащенко Катя | + | ||
3 | Битаров Максим | + | ||
4 | Гетц Егор | + | ||
5 | Гордымов Данил | + | ||
6 | Дудник Даша | + | ||
7 | Колегова Таня | + | ||
8 | Кучаев Максим | + | ||
9 | Мансурова Надя | + | ||
10 | Павлов Данил | + | ||
11 | Пархоменко Сабина | + | ||
12 | Перевозчикова Ульяна | + | ||
13 | Руденко Соня | + | ||
14 | Самсонова Полина | + | ||
15 | Свириденков Саша | + | ||
16 | Соха Соня | + | ||
17 | Сухачев Андрей | + | ||
18 | Шангареева Оля | + | ||
19 | Юровских Варя | + | ||
20 | Яруллин Женя | + | ||
Итого | 5 | 8 | 7 |
Проведенная нами аналитическая работа на начальном этапе педагогического эксперимента показала преобладание среднего и низкого уровней сформированности знаний и представлений и навыков дошкольников о здоровом образе жизни.
Мы
предположили, что важным направлением
этой работы является разработка и внедрение
в педагогический процесс ДОУ специально
разработанной программы, направленной
на формирование у дошкольников, представлений
о здоровом образе жизни.
2.2.Программа формирования основ здорового образа жизни.
Результаты формирующего
этапа педагогического
эксперимента
Современные
требования к образованию детей
дошкольного возраста указывают
на то, что существует необходимость
совершенствования
Р. С. Лазарев, М. М. Поташник рассматривают программу как модель совместной деятельности группы людей, определяющую:
а) исходное состояние некоторой системы;
б) образ желаемого будущего состояния этой системы;
в) состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.
Согласно «Рекомендациям по экспертизе образовательных программ для дошкольных учреждений Российской федерации» от 27.04.95 определены виды и общие требования, принципы и содержание к построению программ для дошкольников:
-актуальность – свойство быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания;
-прогностичность - свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям в которых она будет реализовываться;
-рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;
-реалистичность- свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным;
-целостность - свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями;
-контролируемость – свойство программы определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), то есть определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям;
-чувствительность к сбоям – свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел не предусмотренного программой.
До середины 80-х годов прошлого века дошкольные образовательные учреждения руководствовались в своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду» (А. В. Васильева), которая с 1962 по 1982 годы, являлась единым государственным документом образования детей дошкольного возраста в детском саду.
С утверждением в 1989 году новой «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) ключевыми позициями концепции выступали:
-охрана
и укрепление здоровья детей
(как физического, так и
-гуманизация
целей и принципов
-раскрепощение
условий жизни детей и работы
педагогов в дошкольном
-обеспечение
преемственности между всеми
сферами социального
«Временное положение о дошкольном учреждении» 1991 года, дало возможность многим педагогическим коллективам выбирать из имеющихся свою программу обучения и воспитания детей, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.
Согласно положению основными функциями дошкольного образовательного учреждения являлись:
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечение
интеллектуального и
-забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;