Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:19, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни в семье и дошкольном учреждении.

8
1.1. Теоретический анализ понятия « здоровый образ жизни» 8
1.2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и
дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей


23
1.3. Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

37
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментального исследования 37
Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
2.2. Программа формирования основ здорового образа жизни.
Результаты формирующего этапа педагогического
эксперимента

43
2.3. Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
52
2.4. Результаты опытно – экспериментальной работы 58
Заключение 66
Литература 69
Приложение

Файлы: 1 файл

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями.doc

— 545.50 Кб (Скачать)

    На  начальном этапе педагогического эксперимента мы осуществили анализ календарно-тематических планов в работе с дошкольниками, нами были  изучены  образовательные программы для ДОУ:

    Анализ  основных образовательных   программ для детей дошкольного возраста («Радуга» Т. Н. Доронова, «Детский сад- дом радости» Н. М. Крылова, «Развитие» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Л. Ф. Обухова и др., «Истоки» Л.Ф.Обухова и др., «Детство» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, «Дружные ребята» Р.С.Буре, «Я - человек» С. А. Козлова, «Дети и взрослые» и др.) позволил  наметить пути поиска новых технологий деятельности дошкольного  образовательного учреждения, в формировании у дошкольников основ здорового образа жизни.

    Задачей  констатирующего этапа педагогического  эксперимента явилось  определение уровня  сформированности  основ  и навыков ЗОЖ. 

    Важность  этого этапа  заключалась в  том, что достоверность эксперимента зависела от первоначальных  данных. Таким образом, на   начальном этапе  данного эксперимента  в  мае   2009 года, был определен исходный уровень, который выявил состояние проблемы.

     Для определения уровней сформированности знаний и представлений дошкольников о здоровом  образе жизни нами были   использованы диагностические  материалы программы «Детство», СПб (В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой) которая реализуется в данном дошкольном образовательном учреждении.

     В процессе экспериментальной работы на  начальном этапе  нами были определены уровни   сформированности представлений и навыков здорового  образа жизни у старших дошкольников, что представлено в таблице 1.  

     Уровни  сформированности основ и культурно –гигиенических навыков здорового образа жизни у старших дошкольников

     Таблица 1

Уровень Характеристика  уровня

(показатели  сформированности  основ и(культурно-гигиенических)  навыков дошкольников о ЗОЖ)

высокий Ребенок имеет  достаточное представление о  собственном организме, знает и понимает взаимосвязь в системе «человек - окружающая среда», осознанно применяет данные знания в повседневной жизни, активно придерживается здорового образа жизни. Самостоятельно выполняет культурно-гигиенические процессы.
средний Ребенок имеет  представления о собственном  организме, знает и понимает взаимозависимость  человека и окружающей среды, но осознанно знания в повседневной  жизни не применяет, понижен интерес к здоровьесберегающей деятельности. КГН сформированы. При выполнении отдельных культурно-гигиенических процессов обращается за помощью к взрослым
низкий Ребенок ориентируется  в системе основ формирования здорового образа жизни, но не в полном объеме, нет осознанного применения этих знаний в повседневной жизни, отсутствует интерес к здоровьесберегающей деятельности. КГН сформированы слабо. Не выполняет самостоятельно кг процессы.                                                                                                                                                                

     

    Во  время эксперимента были поставлены следующие  задачи:

  • создание, поддержание и упрочнение у детей мотивации здорового образа жизни;
  • включение в содержание образования информации о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;
 
     
  • формирование  умений и навыков здравотворческой деятельности  детей;

создание  благоприятной социокультурной и образовательной среды, способствующей

  • разностороннему развитию личности,  укреплению здоровья;
  • привитие навыков гигиены в детском саду и дома;
  • формирование умений и навыков для оказания первой помощи;
  • проведение бесед лечебно-профилактического значения для  старших дошкольников;
  • создание благоприятной социо-культурной и образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности,  укреплению здоровья;

      На  начальном констатирующем этапе  педагогического эксперимента в  мае 2009 года  мы использовали материалы  диагностики дошкольников, изучали документацию, анализировали педагогическую ситуацию.

      Результаты  диагностики констатирующего этапа  показали, что из 20 детей низкий уровень сформированности знаний и представлений о ЗОЖ имеют 7детей, средний-8 детей, высокий -5детей.

     Данные  констатирующего этапа эксперимента были занесены в таблицы 2 и 3 и отражены на  рисунке 1. 

Рисунок 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Уровни  сформированности представлений дошкольников о ЗОЖ

      

                                                                                       Таблица  2

           Уровни      Констатирующий  эксперимент май 2009
      группа  детей 20 чел (%)
           Высокий      5 чел  (25 %)
           Средний      8 чел (40%)
           Низкий      7 чел (35 %)
 
 
 
 
 
 
 

    Распределение детей по уровням  сформированности

      представлений и навыков о ЗОЖ на констатирующем этапе эксперимента (май 2009 г. (старшая группа)

    Таблица 3 

      № п/п Список  детей экспериментальной старшей группы Уровни
    высокий средний низкий
    1 Алавацкий Егор     +
    2 Анащенко Катя   +  
    3 Битаров Максим +    
    4 Гетц Егор +    
    5 Гордымов Данил   +  
    6 Дудник Даша     +
    7 Колегова Таня   +  
    8 Кучаев Максим   +  
    9 Мансурова Надя     +
    10 Павлов Данил +    
    11 Пархоменко  Сабина     +
    12 Перевозчикова Ульяна   +  
    13 Руденко Соня   +  
    14 Самсонова Полина     +
    15 Свириденков Саша     +
    16 Соха Соня     +
    17 Сухачев Андрей   +  
    18 Шангареева  Оля   +  
    19 Юровских  Варя +    
    20 Яруллин Женя +    
      Итого 5 8 7

   

     Проведенная нами аналитическая работа на начальном этапе педагогического эксперимента  показала преобладание среднего и низкого уровней сформированности знаний и представлений и навыков дошкольников о здоровом образе жизни.

     Мы  предположили, что  важным направлением этой работы является разработка и внедрение в педагогический процесс ДОУ специально разработанной программы, направленной на формирование  у дошкольников, представлений  о  здоровом  образе  жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Программа  формирования основ здорового  образа жизни.

Результаты  формирующего

  этапа педагогического  эксперимента 

    Современные требования  к образованию детей  дошкольного возраста указывают  на то, что существует необходимость  совершенствования педагогических  программ для дошкольных образовательных учреждений. Проанализируем  основные подходы к построению образовательных программ.

    Р. С. Лазарев, М. М. Поташник  рассматривают  программу как  модель совместной деятельности  группы людей, определяющую:

    а) исходное состояние некоторой системы;

    б) образ желаемого будущего состояния этой системы;

    в) состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

    Согласно  «Рекомендациям по экспертизе  образовательных  программ для дошкольных учреждений Российской  федерации» от 27.04.95 определены виды и общие требования, принципы и содержание  к построению программ для дошкольников:

    -актуальность – свойство быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания;

    -прогностичность  - свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям в которых она будет реализовываться;

    -рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;

    -реалистичность- свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным;

    -целостность  - свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями;

    -контролируемость  – свойство программы определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), то есть определять их таким образом, чтобы  существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям;

    -чувствительность  к сбоям – свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел не  предусмотренного программой.

    До  середины 80-х годов прошлого  века дошкольные образовательные  учреждения руководствовались в своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду» (А. В. Васильева), которая с 1962 по 1982 годы, являлась единым государственным документом  образования детей дошкольного возраста в детском саду.

    С утверждением в 1989 году  новой «Концепции  дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) ключевыми позициями концепции  выступали:

    -охрана  и укрепление  здоровья детей  (как физического, так и психического);

    -гуманизация  целей и принципов  образовательной работы с детьми;

    -раскрепощение  условий жизни детей и работы  педагогов в дошкольном образовательном  учреждении;

    -обеспечение   преемственности  между всеми  сферами социального становления ребенка ;

    «Временное  положение  о дошкольном учреждении» 1991 года, дало возможность многим педагогическим коллективам выбирать из имеющихся свою программу обучения и воспитания детей, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.

    Согласно  положению основными функциями дошкольного образовательного учреждения являлись:

    -охрана  и укрепление физического и  психического здоровья детей;

    -обеспечение   интеллектуального и личностного  развития ребенка;

    -забота  об эмоциональном благополучии  каждого ребенка;

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями