Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:19, дипломная работа
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Решение выдвинутой проблемы составляет цель настоящего исследования.
Объектом исследования: выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в ДОУ и семье.
Предмет исследования: взаимодействие семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни в семье и дошкольном учреждении.
8
1.1. Теоретический анализ понятия « здоровый образ жизни» 8
1.2. Изучение современного состояния взаимодействия семьи и
дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей
23
1.3. Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
37
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментального исследования 37
Результаты констатирующего этапа эксперимента 39
2.2. Программа формирования основ здорового образа жизни.
Результаты формирующего этапа педагогического
эксперимента
43
2.3. Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
52
2.4. Результаты опытно – экспериментальной работы 58
Заключение 66
Литература 69
Приложение
Педагогическое взаимодействие семьи и образовательного учреждения можно определить как взаимное воздействие педагогов и родителей, в результате которого возникают различные социальные связи, эмоциональные отношения (симпатии, антипатии), познавательные интересы (взаимная оценка друг друга), поведенческие отношения (конкретные действия по отношению друг к другу).
Педагогическое взаимодействие семьи и ДОУ разнообразно, оно осуществляется в ходе воспитательного процесса. Мы позволяем заметить, что взаимодействие образовательного учреждения и семьи по формированию здорового образа жизни в отечественной науке и практике является
незаконченной теоретической структурой, хотя уже накоплен опыт и разработаны различные формы работы с родителями ), [4, 10, 13, 24 и др.].
В процессе педагогического взаимодействия дошкольного учреждения мы подчеркиваем важность валеологического подхода.
Валеологической подход основан на воспитании у детей потребности в здоровье, формировании у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
Принципиально значимые их составляющие можно свести к следующим положениям:
- человек - целостное явление, и в процессе его воспитания важно понять и учесть способы сопряжения в нем его органической сущности, личности и индивидуальности;
-развитие личности происходит в течение всей жизни, и прежде всего в процессе ее социализации;
-гуманистическое воспитание - не прямое воздействие на личность, а реальное взаимодействие с нею различных субъектов: конкретных людей, микрогрупп и коллективов. В качестве ведущих идей гуманистического воспитания выдвигаются: социализация, гуманизация и гуманитаризация образования, создание развивающей среды, воспитательных систем, свободное самоопределение человека и защита его прав [17].
Личностно- ориентированный подход является основополагающим и предполагает формирование у педагога- воспитателя личностных и профессиональных качеств. Личностный подход реализуется при наличии гуманистической системы воспитания. Личность ребенка и воспитателя - главные критерии, наличия развития гуманной воспитательной системы.
Средовой подход заключается в том, что руководство детско-родительскими отношениями происходит в определенной социокультурной среде, под влиянием факторов и агентов социализации: (родители и педагоги).
Аксиологический подход предполагает ценностную направленность в педагогической деятельности, ориентирует педагога на общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности [67].
Таким образом, педагогическая деятельность - это сложное и многообразное явление, в осуществлении которого задействованы все участники педагогического процесса.
В соответствии с выше изложенным, педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни выступает как один из ведущих видов деятельности общества. Социальная обусловленность взаимодействия ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей тесно связана с жизнедеятельностью старшего дошкольника.
Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, которая заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении.
Одной из особенностей деятельности воспитателя по формированию здорового образа жизни является эмоциональное благополучие, достигаемое за счет различных видов совместной деятельности. Эмоциональное благополучие каждого участника воспитательного процесса зависит от эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого[5].
Выделенные нами особенности деятельности педагога подчеркивают ее уникальность, и позволяют сформулировать основные задачи по работе с родителями, которые зависят от воспитательных целей и задач, а также направлений, по которым работает дошкольное образовательное учреждение.
Выделяя цели - направления по формированию здорового образа жизни, целесообразно исходить из трех оснований образования: общества, здоровья и личности.
Пути реализации данной цели видятся в решении следующих задач:
- педагогическое взаимодействие с семьей;
- повышение знаний у детей о сохранении здоровья.
Важной задачей деятельности педагога-воспитателя в нашем исследовании является взаимодействие с семьями воспитанников, направленное на оптимизацию здорового образа жизни. Педагогическое взаимодействие с семьей старшего дошкольника представляется в циклическом взаимодействии различных служб общеобразовательного учреждения, в данном случае (физкультурно-оздоровительной, медико-валеологической) в решении задач, связанных с приобщением семей старших дошкольников к здоровому образу жизни[9].
Вопрос о взаимодействии педагогов с родителями требует более подробного рассмотрения понятия «межличностное взаимодействие». Межличностное взаимодействие педагогов и родителей детей предполагает общение, взаимный обмен мыслями, чувствами с образованием общего фонда этих мыслей чувств.
Межличностное взаимодействие включает в себя взаимопонимание педагога и родителей, взаимовлияние, обмен информацией, взаимные действия. Психологи выделяют интегративные характеристики межличностного взаимодействия: совместимость и срабатываемость. Срабатываемость характеризуется успешностью совместной деятельности, а совместимость удовлетворенностью партнеров друг другом [20].
Воспитательные
возможности семьи реализуются
в полной мере в процессе взаимодействия
ее с другими институтами
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания при поддержке государства нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в Законе «Об образовании», где родители являются первыми педагогами своих детей.
На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив дошкольного образования стремится к своему становлению, как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия с семьей по формированию здорового образа жизни.
Перечислим основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей по формированию ЗОЖ:
Мы рассматриваем взаимодействие: ДОУ и семьи в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания детей, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных и нравственных норм семьи.
Таким образом, в результате анализа основных теоретических подходов и анализа практической деятельности современного дошкольного образования, мы пришли к выводу, что педагогический коллектив ДОУ стремится к своему становлению, как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными формами работы по формированию здорового образа жизни остаются досугово - оздоровительная деятельность и пропаганда здорового образа жизни в семье. Активное включение в работу с семьей - воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, инструктора по физическому воспитанию, и других специалистов важное условие эффективности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию здорового образа жизни.
В первой главе мы рассмотрели научно-теоретические основы проблемы формирования основ здорового образа жизни в семье и ДОУ. Осуществили теоретический анализ понятия «здоровый образ жизни» в психолого-педагогических и валеологических исследованиях.
Изучили современное состояние проблемы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей. Определили сущность педагогического взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни детей старшего
дошкольного возраста
На основании теоретического анализа современных подходов к проблеме формирования основ здорового образа жизни мы определили степень разработанности проблемы в психолого-педагогической теории и практике и уточнили содержание понятия « здоровый образ жизни», под которым мы понимаем: активную форму поведения детей обеспечивающую сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку; это правильное организованное питание, использование физических упражнений на воздухе и достаточная активность личности, и конечно правильное образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношений к вредным привычкам.
И который включает следующие компоненты:
1) Укрепление здоровья
2) Рациональный жизненный режим.
3) Рациональное питание.
4) Гармоничное отношение между людьми.
5) Соблюдение личной гигиены.
Изучив современное состояние проблемы взаимодействия семьи
и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей мы пришли к выводу, что под формированием здорового образа жизни в процессе взаимодействия семьи и ДОУ мы понимаем специально-организованный педагогический процесс, осуществляемый всеми субъектами воспитания, способствующий гармонизации индивидуальности личности с позиций здоровьесбережения.
Анализируя
современные подходы к
Проведенный
анализ психолого-педагогических исследований
проблемы и опыт практической деятельности
позволил сделать выводы, что педагогическое
взаимодействие дошкольного учреждения
с семьей, по формированию здорового образа
жизни представляется в циклическом
взаимодействии различных служб дошкольного
образовательного учреждения, (в данном
случае физкультурно-оздоровительной,
медико - валеологической) в решении задач,
связанных с приобщением семей старших
дошкольников к здоровому образу жизни.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по организации взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментального исследования(констатирующий этап педагогического эксперимента)
Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась в группах детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогического процесса на базе Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад « Теремок » г. Сургута Тюменской области, в период с мая 2009 по ноябрь 2009 г. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста, 2 воспитателя, родители дошкольников.