Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа
Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Глава II. Экспериментальное исследование формирования
представлений о здоровом образе жизни
у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.Н. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. и др.). Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагога, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях П.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю.Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни.
Вопросы формирования у дошкольников здорового образа жизни освещены в научно-педагогической литературе, однако теоретическое осмысление формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников в научной литературе представлено недостаточно и не являлось предметом специального изучения.
Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих противоречий между:
- социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с воспитанием личности, осознанно относящейся к своему здоровью, понимающей значение здорового образа жизни, влияния социально-экологической среды на здоровье человека и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;
- необходимостью теоретического обоснования формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и отставанием в разработке этого вопроса в теории дошкольного воспитания;
- потребностью дошкольного образовательного учреждения в теоретически обоснованных педагогических технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью таких технологий.
На основе противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования:
«Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования основ здорового образа
жизни детей дошкольного возраста».
Объект: изучения формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: исследования - взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана
модель взаимодействия ДОУ и
семьи, предполагающая
В соответствии
с целью и гипотезой в
1. Проанализировать
степень разработанности
2. На
основе анализа психолого-
представлений о здоровом образе жизни.
3. Теоретически обосновать модель взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость состоит:
Содержащиеся
в работе теоретические и научно-
Методы исследования:
-анализ и синтез научно-методической литературы;
- анкетирование;
- наблюдение;
- беседа;
-педагогический эксперимент.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1.Понятие сущность здорового образа жизни
Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. Это и понятно потому, что сам человек не однозначен не только внешне, но и внутренне. Один и тот же человек на одно и тоже воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.
Новое определение понятия «здоровья» было впервые сформулировано Всемирной организацией здоровья (ВОЗ) в 1940 г. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в нем каких-либо упоминаний о мировоззрении человека, его отношение к самому себе, к окружающей действительности и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах.
Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его актуальной жизни. Здоровье - это комплексное и вместе с тем целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. В основу определения здоровья положена категория, которая оценивается по трём уровням: соматическому, социальному, личностному.
Исходя из этого, здоровье человека может быть определено как оптимальное состояние его организма, обеспечивающее реализацию генетических программ, безусловно-рефлекторной, инстинктивной, генеративной функций и умственной деятельности, реализующей фенотипическое поведение, направленное на социальную и культурную сферу (Кураев, 1950).
Поэтому на реализацию этих функций влияют многие внешние и внутренние факторы, социальная, культурная, политическая среда: индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности физико-биологическая среда обитания.
Факторы, влияющие на здоровье
Сфера влияния факторов
|
Факторы, влияющие
на здоровье | ||||
Факторы, укрепляющие здо- ровье |
Факторы риска
| ||||
Образ жизни 50%
|
Отсутствие вредных привы- чек. Рациональное питание. Адекватная активность. Здоровый психологический климат в семье и на работе. Внимательное отношение к своему здоровью.
|
Курение, алкоголь, наркома- ния, токсикомания, злоупот- ребление лекарственными средствами. Несбалансированное в каче- ственном и количественном отношении питание. Гиподинамия Стрессовые ситуации.
Недостаточная медицинская активность. | |||
Внешняя среда (20%)
|
Микросреда | ||||
Отсутствие вредных факто- ров производства. |
Вредные условия труда и обучения. | ||||
Хорошие материальные бытовые условия. Оседлый образ жизни. Благоприятные
климатические и природные Экологически чистая среда обитания. Образование. |
Плохие материально-бытовые условия. Миграционные вопросы. Неблагоприятные климатические условия. Загрязнения окружающей среды. | ||||
Биологические факторы (20%) |
Здоровая наследственность. Отсутствие
возрасно-половых |
Наследственная
предрасположенность к Возратно
- половые и конституционные | |||
Организация медицинской помощи (10%) |
Высокий уровень медицинской помощи. |
Некачественное медицинское обслуживание. |
Одним из важнейших факторов или элементов внешней среды является образование и просвещение в их конкретном выражении, то есть в системе гигиенических знаний и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, будет зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.
Любое воздействие внешней среды является её постоянная изменчивость и одновременное влияние множества факторов, различающихся между собой в качественном и количественном отношении.
Под влиянием практически любых воздействий в большинстве или меньшинстве происходят изменения внутренней среды организма, и все известные реакции его направлены на сохранение или выравнивание его параметров.
Между тем имеется
большая возможность улучшения
состояния здоровья населения страны
в современных социально-
Основные задачи
воспитания - подготовить
ребенка к самостоятельной жизни, вырастить его
нравственно и физически здоровым,
научить, как быть здоровым,
сформировать стремление эффективно и
грамотно заботиться о своем здоровье,
ответственно относиться к окружающей
среде.
Особую актуальность
приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-
- снижение уровня заболеваемости;
- выделение основных факторов риска;
- снижение
уровня функциональной
- регламентацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальны особенностей организма, критических периодов онтогенеза;
- оценку степени наследственно-обусловленной адаптивности к экстремальным факторам среды.
Новая стратегия в образовании, направленная на здоровье и развитие личности, должна включать разработку комплекса мер, обеспечивающих усвоение знаний и приемов, укрепляющих здоровье различных возрастных контингентов населения.
Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста