Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО1.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

                                                                                                                      

 

                                             Оглавление

 

 

Введение

 

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6

    1. Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
    2. Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
    3. Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16

Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………….53

Список использованной литературы………………………………………………………………….55

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.Н. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. и др.). Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагога, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Большое значение в создании благоприятных  условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Формирование  здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях П.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю.Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни.

Вопросы формирования у дошкольников здорового образа жизни освещены  в научно-педагогической литературе, однако теоретическое осмысление формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников в научной литературе представлено недостаточно и не являлось предметом специального изучения.

Актуальность  нашего исследования определяется рядом  существующих противоречий между:

-   социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с воспитанием личности, осознанно относящейся к своему здоровью, понимающей значение здорового образа жизни, влияния социально-экологической среды на здоровье человека и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;

- необходимостью теоретического обоснования формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и отставанием в разработке этого вопроса в теории дошкольного воспитания;

- потребностью дошкольного образовательного учреждения в теоретически обоснованных педагогических технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью таких технологий.

   На основе противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования:

«Взаимодействие ДОУ и семьи как  условие формирования основ здорового образа

жизни детей дошкольного возраста».

Объект: изучения формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: исследования - взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы  формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

В основе исследования  лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:

- определено  содержание понятия «здоровый  образ жизни»;

- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

- разработана  модель взаимодействия  ДОУ и  семьи, предполагающая просветительскую  работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать  степень разработанности проблемы  формирования представлений о  здоровом образе жизни в педагогической  теории и практике.

2. На  основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность

представлений о здоровом образе жизни.

          3. Теоретически обосновать модель взаимодействия ДОУ и семьи по      формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Практическая значимость состоит:

Содержащиеся  в работе теоретические и научно-методические материалы по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни могут быть использованы воспитателями ДОУ для совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми и в системе педагогического просвещения родителей.

Методы исследования:

-анализ и синтез научно-методической литературы;

- анкетирование;

- наблюдение;

- беседа;

-педагогический  эксперимент.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                      1.1.Понятие сущность здорового образа жизни

Термин «здоровье» невозможно сформулировать однозначно. В настоящее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. Это и понятно потому, что сам человек не однозначен не только внешне, но и внутренне. Один и тот же человек на одно и тоже воздействие в разное время реагирует совершенно по-разному.

Новое определение  понятия «здоровья» было впервые  сформулировано Всемирной организацией здоровья (ВОЗ) в  1940 г. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Самым серьезным недостатком этого определения является отсутствие в  нем каких-либо упоминаний о мировоззрении человека, его отношение к самому себе, к окружающей действительности и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах.

Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его актуальной жизни. Здоровье - это комплексное и вместе с тем целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. В основу определения здоровья положена категория, которая оценивается по трём уровням: соматическому, социальному, личностному.

Исходя из этого, здоровье человека может быть определено как оптимальное состояние его организма, обеспечивающее реализацию генетических программ, безусловно-рефлекторной, инстинктивной, генеративной функций и умственной деятельности, реализующей фенотипическое поведение, направленное на социальную и культурную сферу (Кураев, 1950).

Поэтому на реализацию этих функций влияют многие внешние и внутренние факторы, социальная, культурная, политическая среда: индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности физико-биологическая среда обитания.

                                                                                                                                                

Факторы, влияющие на здоровье

 

                                                                                                              Таблица 1

                                                  

Сфера влияния

факторов

 

Факторы, влияющие на здоровье                          |

Факторы, укрепляющие  здо-

ровье

Факторы риска

 

Образ жизни

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие  вредных привы-

чек.

Рациональное питание.

Адекватная  активность.

Здоровый  психологический

климат в  семье и на работе.

Внимательное  отношение к

своему  здоровью.

 

 

Курение, алкоголь, наркома-

ния, токсикомания, злоупот-

ребление  лекарственными

средствами.

Несбалансированное  в каче-

ственном и количественном

отношении питание.

Гиподинамия

Стрессовые  ситуации.

 

Недостаточная медицинская

активность.

Внешняя среда

(20%)

 

Микросреда

Отсутствие  вредных факто-

ров производства.

Вредные условия  труда и

обучения.

 

Хорошие материальные бытовые условия.

Оседлый образ жизни.

Благоприятные климатические и природные условия.

Экологически  чистая среда обитания. Образование.

Плохие  материально-бытовые условия.

Миграционные  вопросы.

Неблагоприятные климатические условия.

Загрязнения окружающей среды.

Биологические факторы

(20%)

Здоровая  наследственность.

Отсутствие  возрасно-половых конституционных  особенностей, способствующих возникновению  заболеваний.

Наследственная  предрасположенность к заболеваниям.

Возратно - половые и конституционные особенности, влияющие на возникновение заболеваний.

Организация медицинской  помощи

(10%)

Высокий уровень медицинской помощи.

Некачественное  медицинское обслуживание.


 

                                 

                          

                                                                

 

 

 



Одним из важнейших факторов или элементов внешней среды  является образование и просвещение  в их конкретном выражении, то есть в системе гигиенических знаний и навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

От того, что будет  заложено в человеке с самого раннего  детства, будет зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.

Любое воздействие  внешней среды является её постоянная изменчивость и одновременное влияние  множества факторов, различающихся  между собой в качественном и количественном отношении.

Под влиянием практически любых воздействий  в большинстве или меньшинстве происходят изменения внутренней среды организма, и все известные реакции его направлены на сохранение или выравнивание его параметров.

Между тем имеется  большая возможность улучшения  состояния здоровья населения страны в современных социально-экономических  и экологических условиях за счет внедрения системы формирования здорового образа жизни, начиная с детского возраста, путем валеологизации образовательной среды России.

Основные    задачи    воспитания    -    подготовить    ребенка    к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, 
научить, как быть здоровым, сформировать стремление эффективно и грамотно заботиться о своем здоровье, ответственно относиться к окружающей среде.

Особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на:

-   снижение  уровня заболеваемости;  

-  выделение  основных факторов риска;

-   снижение  уровня функциональной напряженности  детей на этапах, переходных                                от здоровья к болезни;

- регламентацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальны особенностей организма, критических периодов онтогенеза;

- оценку степени наследственно-обусловленной адаптивности    к экстремальным факторам среды.

Новая стратегия  в образовании, направленная на здоровье и развитие личности, должна включать разработку комплекса мер, обеспечивающих усвоение знаний и приемов, укрепляющих здоровье различных возрастных контингентов населения.

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста