Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО1.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

Только  хорошо пережеванная пища быстро усваивается  в желудке и приносит больше пользы, кроме того, если человек плохо пережевывает пищу, то со временем может развиться заболевание желудка. Если не спеша, хорошо пережевывая пищу! Во время еды не отвлекайтесь не разговаривайте инее читайте! Помните правила культурного поведения за столом!

4. Игра  « Назови полезный продукт».

Дети  стоят в кругу, у водящего мяч  в руках. Водящий называет витамин (А,В,С,) и бросает мяч ребенку. Ребенок,  поймав мяч, должен назвать  пищевой продукт с данным витамином.

5. Витаминное  угощение.

На  подносе разрезаны фрукты. Каждый ребенок закрывает глаза и открывает рот. Кладут в рот по кусочку яблоко, потом по кусочку лимона, затем по ломтику апельсина. Дети каждый раз объясняют, как они отгадали, что это за фрукт.

6. Посадка  лука.

Сообщить,  что в зеленном луке много витаминов, его надо выращивать и есть за обедом. Предложите посадить луковицы  в ящике с землей.

7.Итог.

Еще раз повторить важные правила  питания, что детям больше всего запомнилось.  В свободное время предложите детям нарисовать продукты, богатые витаминами.

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Приложение Ж

       Тема: Расти здоровым 

Что подготовить педагогу:  значки с надписью « Младший волшебник» для каждого ребенка; мячик; большой лист ватмана, в углу которого изображены  Алкоголь и Никатин, прячущиеся за стенами страны Нездоровье; тетрадь, цветные карандаши, краски, чистый лист бумаги, клей, нитки, ножницы.

                          Ход  занятия

1.ТУР.  «Отгадай-ка».

Все учащиеся становятся в круг. Педагог  - в центре круга. Взрослый загадывает загадку и кидает мячик тому ребенку, который должен ее отгадать.

Примеры загадок:

- Что  ни за какие деньги не купишь? ( здоровье).

-  Два соседа – непоседы, день  на работе,  ночь – на отдыхе. (глаза)

-Всю  жизнь ходят в обгонку, а  обгонять др. др не могут. (ноги)

- У  двух матерей по пять сыновей,  одно имя всем. (пальцы)

- Не  часы, а тикает. (сердце)

- Белые силачи рубят калачи, красный говорун подкладывает. (зубы, язык)

- Два  брата друг друга не видят,  но все слышат. (уши)

- Два  Фомы с одной и другой стороны,  и шьют и вяжут, косят и  красят. (руки)

2 ТУР.  «Физкульт – ура!»

Детям предлагают под музыку продемонстрировать упраднения утренней гимнастики.

3 ТУР.  «Мы сильнее «черных братьев».

Организуются  несколько групп детей ( по 4-5 человек). Каждая группа получает задание  нарисовать на альбомном листе то, что может  укрепить здоровье  человека и  защитить его  от «черных братьев» (полезная и вкусная еда, занятие спортом, хорошее настроение и т. п.). Из этих рисунков монтируется большой плакат  на листе ватмана, в углу которого изображены  Алкоголь и Никатин,  прячущиеся за стенами страны Нездоровье, размещаются рисунки детей.

Подведение  итогов: По окончании занятия всем детям вручаются значки «Младший волшебник». Каждый делает свою волшебную  палочку здоровья.

Домашнее  задание: С помощью родителей  изменить свой рост, вес и записать эти данные в тетради. Рядом обвести карандашом свою ладонь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направленность  личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагога, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Большое значение в создании благоприятных  условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Направленность  личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагога, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Формирование  здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях П.В. Бордовской, В.П.Озерова, С.Ю.Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни.

Актуальность  нашего исследования определяется рядом  существующих противоречий между:

-   социальным заказом общества  на выполнение образованием функций, связанных с воспитанием личности, осознанно относящейся к своему здоровью, понимающей значение здорового образа жизни, влияния социально-экологической среды на здоровье человека и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;

-   необходимостью теоретического  обоснования формирования у детей  представлений о здоровом образе  жизни и отставанием в разработке этого вопроса в теории дошкольного воспитания;

-   потребностью дошкольного образовательного  учреждения в теоретически обоснованных педагогических технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью таких технологий.

     На основе противоречий и проблемы была сформулирована тема исследования:

«Взаимодействие ДОУ и семьи как  условие формирования основ здорового образа

жизни детей дошкольного возраста».

Объект изучения формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Цель исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы  формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

В основе исследования  лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:

- определено  содержание понятия «здоровый  образ жизни»;

- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

- разработана  модель взаимодействия  ДОУ и  семьи, предполагающая просветительскую  работу с родителями, и непосредственное  воздействие педагогов и родителей на детей.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать  степень разработанности проблемы  формирования представлений о  здоровом образе жизни в педагогической  теории и практике.

2. На  основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность

представлений о здоровом образе жизни.

          3. Теоретически обосновать модель взаимодействия ДОУ и семьи по      формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

- анкетирование;

- наблюдение;

- беседа.

В выпускной  квалификационной работе мы рассмотрели  теоретические основы формирования ЗОЖ детей дошкольного возраста на основе анализа психолого педагогической литературы мы определили сущности представлений о ЗОЖ.

ЗОЖ - это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнение норм, правил и требований личной и общественной жизни.

Элементами  воспитательно-образовательного процесса системы формирования ЗОЖ является: физическое воспитание, экологическое воспитание и образование, основы безопасности жизнедеятельности, валеологическое воспитание и образование.

Рассмотрем  так же особенности формирования ЗОЖ детей дошкольного  возраста.

Оздоровительная направленность образовательного процесса в ДОУ достигается:

  • Комплексом мероприятий, обеспечивающих гигиену нервной системы ребенка во время образовательного цикла;
  • Наличие адаптивной системы образовательного процесс, учитывающей состояние здоровья ребенка, индивидуально-личностные особенности;
  • Введения в физкультурные занятия:

- дозированных  нагрузок,

- релаксационных  пауз,

- создание  ситуаций эмоционального «всплеска» (игра),

- использование  специальных оздоровительных игр (подвижных),

- элементы  дыхательной гимнастики.

  • Сочетание физических упражнений с закаливающими процедурами. Е.А.   

 Аркин писал: «Во главе педагогических мероприятий, проникая всю воспитательную работу, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка».[12]

Ведущая роль в выработке у детей стереотипа здорового стиля жизни принадлежит родителям, поэтому родители должны иметь достаточный объем знаний о здоровом образе жизни и являться положительным примером для своих детей,

забота об укреплении здоровья дошкольника  проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях. Поэтому, наряду с внутрисемейными факторами, огромную  роль для здоровья ребенка, играют условия, создаваемые в дошкольных учреждениях.

    Успешное осуществление формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет зависеть от того, как будет поставлена воспитательная работа в семье и в дошкольном образовательном учреждении, будет ли взаимосвязь. Перед педагогами и родителями стоит ответственная задача сформировать у детей осознанную потребность вести здоровый образ жизни.

    Положительные результаты в воспитании и оздоровлении детей достигаются

при умелом сочетании  разных форм сотрудничества ДОУ с  семьёй.

  С целью подтверждения гипотезы нашей работы мы провели

экспериментальное исследование.

   Исследование  проводилось в ДОУ №5 «Малышок»  и ДОУ №45 «Рябинка» г.Прокопьевска. В нем приняло участие два  заведующих,  10 воспитателей и  20 родителей,20 детей старшего дошкольного  возраста, 10 детей экспериментальная  группа, 10 детей контрольная группа.

   Констатирующий  эксперимент предполагал выявление  знаний о здоровом образе жизни  у педагогов и родителей. Изучение  социальной характеристики,

образа жизни семьи, в которых живут дети ,выявление  отношений родителей к процессу формирования здорового образа жизни у детей в дошкольном учреждении.

Обработка результатов беседы дает возможность заключить, что заведующие ДОУ понимают важность проблемы формирования здорового образа жизни у детей, в тоже время не видят пути внедрения такой работы в педагогический процесс дошкольного учреждения и недооценивают необходимость просветительской работы через организацию методических семинаров и других форм методической работы с педагогами и родителями. В реальной практической деятельности ДОУ это направление не получает должного развития. Одна из причин, по которой этому вопросу не уделяется пристального внимания, состоит в том, что традиционно в дошкольных учреждениях ведется систематическая работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков, и за здоровьем детей следит родители, медицинские работники и воспитатели. Этого, по мнению заведующих, достаточно для того, чтобы следить за состоянием здоровья детей и сохранять его в норме, а на формирование у детей здорового образа жизни направлен распорядок дня в ДОУ и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

С целью  выяснения педагогической позиции на проблему формирования здорового обрат жизни у детей и имеющихся об этом понятии знаний у воспитателей нами было проведено анкетирование. (Приложение Б).

Анализируя предложения  можно сказать, что большинство  педагогов неудовлетворенны существующим состоянием работы в ДОУ; они предлагали изменить систему работы ДОУ. Отмечали, что все формы работы должны проводиться  ежедневно в определенной системе, вызывать интерес у детей.

   Таким образом, итоги анкетирования практических работников дошкольных образовательных учреждений позволяют сделать выводы:

1. Во  всех, участвующих в констатирующем эксперименте ДОУ ведется работа с родителями. На родительских собраниях и в ходе индивидуальных бесед рассматриваются вопросы сохранения здоровья детей в холодный период года и воспитания у них культурно-гигиенических навыков.

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста