Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО1.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

- Причиной  недостаточно сформированных представлений  о зависимости здоровья от условий окружающей среды является состояние работы ДОУ по формированию у детей знаний о  здорового образа жизни.

- Мы  полагаем, что ознакомление детей  с организмом человека, формирование представлений о здоровье, способах сохранения и укрепления здоровья, осознание дошкольниками зависимости здоровья человека от образа жизни и влияния окружающей социальной и экологической среды, а также ознакомление детей с природными средствами оздоровления в процессе специально организованной работы будет способствовать значительному повышению уровня представлений детей о здоровом образе жизни и как результат формированию представлений о здоровом образе жизни.

 

Система формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников

 

Анализ психолого-педагогических исследований, а также выяснение  положительных сторон и типичных недостатков в формировании  у детей представлений о здоровом образе жизни в ДОУ и семье, и условное

 

 

разделение детей по уровню имеющихся представлений  о здоровом образе жизни позволило  перейти к реализации  формирования у дошкольников представлений о  здоровом образе жизни.

Формирующий эксперимент проходил в дошкольном образовательном учреждении №45 «Рябинка» г. Прокопьевска, с экспериментальной группой детей Целью нашей работы, в основе которой лежит система, предложенная к.п.н. Л.И. Касьяновой, явилось формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни. В формирующем эксперименте принимала участие экспериментальна группа.

Реализация цели стала  возможной при организации следующих  мероприятий:

1. Организация  системы  занятий по формированию у  старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

2. Организация серии  бесед, с целью формирования  и закрепления представлений  о здоровом  образе жизни.

3. Организация просветительской работы с родителями.

 Формирование представлений о здоровом образе жизни осуществлялось в следующей последовательности: ознакомление с понятиями «здоровье» и «образ жизни человека»; формирование представлений о зависимости здорового образа жизни от состояния окружающей среды; осознание здорового образа жизни как основы сохранения и укрепления здоровья.                                                                                     

Этапы формирования представлений о здоровом образе жизни

                                                                                                  Таблица 8

Этапы

Тематика работы с детьми

Цель

I

«Я, мой организм, мое  здоровье», «Образ жизни человека»

Дать первоначальные представления о человеческом организме, о функциях его частей, о значении органов чувств ,о способах сохранения здоровья. Показать зависимость здоровья от образа жизни человека.

II

«Зависимость здоровья и здорового образа жизни от состояния  окружающей среды»

Формирование представлений  о зависимости здоровья человека от состояния окружающей, социальной и экологической среды. Показать влияние факторов экологической среды на здоровый образ жизни.

III

«Здоровый образ жизни-основа сохранения и укрепления здоровья».

Формирование представлений  о здоровом образе жизни как основе сохранения и укрепления здоровья человека.


На наш взгляд, успех формирования у детей представлений о здоровом образе жизни во многом определяется целенаправленностью воспитательно-образовательной работы и взаимодействием педагогов и родителей. В дошкольном учреждении дети проводят большую часть своего времени и именно в ДОУ могут быть созданы реальные условия для проектирования и осуществления сотрудничества ДОУ и семьи с целью проведения систематической  и целенаправленной работы по формированию у детей здорового образа жизни. Работу в трех направлениях мы отразили в схеме «Модель взаимосвязи субъектов воспитательно – образовательного процесса в формировании у старших дошкольников здорового образа жизни».

 

 

 

 

Необходимыми  условиями, обеспечивающими эффективность  процесса формирования представлений  о здоровом образе жизни, являлись: учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (образность детского восприятия и мышления, способность обобщать и систематизировать полученные представления, осознанность и целенаправленность формирования представлений на занятиях), комплексный подход к отбору биологических, социальных и экологических составляющих  представлений о здоровом образе жизни и системе работы, включающей разнообразие методов воспитания и обучения. Процесс формирования у детей  представлений о здоровом образе жизни осуществлялся путем использования  различных форм работы с дошкольниками. На занятиях дети получали представления о здоровье человека, о строении человеческого тела, о функционировании основных органов и систем организма, о взаимосвязи между окружающей и природной средой и состоянии здоровья человека, удовлетворяя тем самым когнитивные потребности   в познании самого себя и окружающего мира. Формирование представлений детей о здоровом образе жизни осуществляется на других познавательных  занятиях (например, на экологических),  которые позволяют более глубоко познать себя как неотъемлемую часть природы. Мы полагали, что данные формы и методы работы будут способствовать усвоению представлений о здоровом образе жизни и позволят детям осознать зависимость здорового образа жизни от состояния экологической среды, помогут дошкольникам в дальнейшем сделать правильный выбор в отношении своего образа жизни. Во время проведения занятий, игр с целью создания конкретных представлений о здоровом образе жизни. Широко использовались беседы с целью ознакомления, уточнения, углубления и систематизации представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Ценные возможности при формировании представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни дает детская художественная литература. Неоспоримый вклад в воспитание подрастающего поколении оказывает художественное слово,  пословицы, поговорки. Пословицы и поговорки в форме совета (как укрепить здоровье, закаляться, отдыхать) помогают в формировании представлений о здоровом образе жизни.

Важным  и определяющим условием эффективности использования по практике воспитательно-образовательной деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни являлось взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

При составлении плана по взаимодействию с семьей исходили из следующих требований: первоначально следует сообщить родителям знания о здоровье и здоровом образе жизни, о методах и приемах формирования здорового образа жизни у детей в семье; затем необходимо осуществить более глубокое изучение особенностей (условий) формирования здорового образа жизни и на основании этого строить содержание последующих форм работы; главное-вызвать у родителей личную заинтересованность в решении этой 
проблемы, что возможно путем применения разнообразных форм работы; 
каждая форма работы должна предусматривать домашнее задание. 

Перспективный план по взаимодействию с семьей представлен в (приложении Ж).

Эффективными  формами связи с родителями были родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, поскольку, как известно, коллективное слушание и обсуждение рассматриваемых проблем помогает родителям сопоставлять развитие своего ребенка со сверстниками, знакомиться с положительным опытом семейного воспитания.

Работу  с родительским коллективом мы осуществляли совместно с методистом и заведующей ДОУ и начали с родительского собрания. На собрании родителей познакомили с основными задачами формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни, охарактеризовали методы и приемы формирования здорового образа жизни в семье. Перед родителями, кроме педагога и экспериментатора, выступали врач и психолог ДОУ. Собрание на тему «Здоровье детей» было насыщено теоретическим материалом и методическими рекомендациями, благодаря чему родители еще долго обсуждали вопросы, рассмотренные лектором.

Важным  средством повышения педагогической культуры родителей по| проблеме формирования у детей представлений о здоровом образе  жизни было тематической собрание  «Здоровый образ жизни». Эта форма работы помогла нам, более четко выявит различные точки зрения родителей, их мнения; на основе этого определить содержание дальнейшей работы.



Тематическое  собрание началось с выступления экспериментатора на тему

«Здоровый образ жизни». Его примерное краткое содержание.

1. Сущность  проблемы формирования здорового образа жизни.

2. Краткое  содержание результатов констатирующего  эксперимента.

3. Пути  совершенствования работы с детьми  по формированию представлений о здоровом образе жизни.

4. Влияние  на здоровье социально-экологических  условий: знании родителей о здоровом образе жизни, личного примера родителей, их отношение к здоровому образу жизни;

На  собрании осветили результаты констатирующего эксперимента: имеющихся

представлений у детей о здоровом образе жизни  и знаний у родителей.

Эффективным методом в формировании у родителей педагогического мышления выступил анализ собственного образа жизни. Высказывания родителей показывают, что взрослые, в связи с повседневными заботами и отсутствием специальных условий, затруднялись в поиске путей выхода из сложившихся ситуаций. В таких рассуждениях не прослеживалось стремление вести здоровый образ жизни, а скорее вскрывалось пассивное отношение к своему образу жизни, отсутствие активности.

Выпуск для  родителей газеты «Здравушка» являлся  одной из эффективных форм передачи знаний о формировании здорового образа жизни у детей в семье. Первый номер газеты был посвящен теме «Социальные условия, негативно влияющие на здоровье детей», в которой осветили некоторые проблемы, оказывающие негативное влияние на здоровье детей (шум, бесконтрольный просмотр телепередач и прослушивание популярной музыки, игра на компьютере), где дали советы и требования к ним.

Одним из компонентов организации здорового семейного досуга, решающего задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, выступило проведение выставки художественной и методической литературы под общим названием «Мудрое слово о здоровье». Детская литература для выставки была подобрана воспитателями, которая, по их мнению, способствовала формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и развитию осознанного отношения к своему здоровью. На основе данных художественных произведений представлялось возможным показать детям сущность ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Эксперимент показал, что целенаправленная работа с родителями дала им возможность почувствовать заинтересованность воспитателя в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, формировала критический взгляд родителей на свой образ жизни, обогащению знаний по проблеме формирования здорового образа жизни. Этому способствовало использование различных форм работы с родителями (лекции, собрания, консультации, семинар-практикум, оформление уголка для родителей, выпуск газеты для родителей, выставка детской и методической литературы), предусматривающие применение разнообразных методов и приемов (вопросы, дискуссии, домашние задания, анализ собственного поведения, обмен мнениями).

Таким образом, систематическое проведение работы, направленной на вооружение родителей знаниями, путем применения разнообразных форм и методов, способствовало повышению уровня знаний, педагогической культуры семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни.

Заключительным  этапом формирования представлений  о здоровом образе жизни у дошкольников являлась диагностика уровня сформированности представлений. После формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, в ходе которого решалась задача: выявить динамику сформированности у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни.

В контрольном  эксперименте использовалась диагностическая  методика констатирующего эксперимента.

Результаты  констатирующего и контрольного экспериментов позволяют  

выявить динамику сформированности представлений  детей о здоровье и здоровом образе жизни. Данные результаты значительно различаются. В ходе контрольного эксперимента также проводилась беседа с детьми (Приложение Г). В таблице видны позитивные сдвиги имеющихся у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

   Динамика сформированности представлений детей о здоровье и здоровом образе      жизни (в %)

                                                                                    Таблица 9

Содержание  вопросов

Ответили

 

 

Правильно

Не совсем правильно

Не  правильно

Не ответили

 

 

1

2

3

1

2       3

1

2

3

1

2

3

1

Как ты думаешь, что такое здоровье?

9

15

9

2

8

12

8

2

9

20

4

20

2

Что тебе нужно, чтобы чувствовать себя здоровым ?

11

15

12

12

14

-

11

-

24

18

4

14

3

От чего человек  может заболеть?

3

 20

16

 

12

9

32

1

4

6

7

2

4

4

Что может навредить  твоему здоровью и здороздоровью окружающих, людей на улице? Почему?

-

16

4

11

21

41

.

-

-

-

12

4

5

Чем люди лечат  болезни?

9

19

14

20

16

10

-

-

-

-

2

8

6

Как природа  может оздоравливать организм человека?

-

16

4

8

20

12

-

10

20

12

10

 

Общее количество ответов

32

101

59

65

88

107

20

8

49

65

36

60

 

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста