Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа
Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение
- Причиной
недостаточно сформированных
- Мы полагаем, что ознакомление детей с организмом человека, формирование представлений о здоровье, способах сохранения и укрепления здоровья, осознание дошкольниками зависимости здоровья человека от образа жизни и влияния окружающей социальной и экологической среды, а также ознакомление детей с природными средствами оздоровления в процессе специально организованной работы будет способствовать значительному повышению уровня представлений детей о здоровом образе жизни и как результат формированию представлений о здоровом образе жизни.
Система формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников
Анализ психолого-
разделение детей по уровню имеющихся представлений о здоровом образе жизни позволило перейти к реализации формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
Формирующий эксперимент проходил в дошкольном образовательном учреждении №45 «Рябинка» г. Прокопьевска, с экспериментальной группой детей Целью нашей работы, в основе которой лежит система, предложенная к.п.н. Л.И. Касьяновой, явилось формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни. В формирующем эксперименте принимала участие экспериментальна группа.
Реализация цели стала
возможной при организации
1. Организация системы занятий по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
2. Организация серии бесед, с целью формирования и закрепления представлений о здоровом образе жизни.
3. Организация просветительской работы с родителями.
Формирование представлений
о здоровом образе жизни осуществлялось
в следующей последовательности: ознакомление
с понятиями «здоровье» и «образ
жизни человека»; формирование представлений
о зависимости здорового образа
жизни от состояния окружающей среды;
осознание здорового образа жизни как
основы сохранения и укрепления здоровья.
Этапы формирования представлений о здоровом образе жизни
Этапы |
Тематика работы с детьми |
Цель |
I |
«Я, мой организм, мое здоровье», «Образ жизни человека» |
Дать первоначальные представления о человеческом организме, о функциях его частей, о значении органов чувств ,о способах сохранения здоровья. Показать зависимость здоровья от образа жизни человека. |
II |
«Зависимость здоровья и здорового образа жизни от состояния окружающей среды» |
Формирование представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей, социальной и экологической среды. Показать влияние факторов экологической среды на здоровый образ жизни. |
III |
«Здоровый образ жизни-основа сохранения и укрепления здоровья». |
Формирование представлений о здоровом образе жизни как основе сохранения и укрепления здоровья человека. |
На наш взгляд, успех формирования у детей представлений о здоровом образе жизни во многом определяется целенаправленностью воспитательно-образовательной работы и взаимодействием педагогов и родителей. В дошкольном учреждении дети проводят большую часть своего времени и именно в ДОУ могут быть созданы реальные условия для проектирования и осуществления сотрудничества ДОУ и семьи с целью проведения систематической и целенаправленной работы по формированию у детей здорового образа жизни. Работу в трех направлениях мы отразили в схеме «Модель взаимосвязи субъектов воспитательно – образовательного процесса в формировании у старших дошкольников здорового образа жизни».
Необходимыми условиями, обеспечивающими эффективность процесса формирования представлений о здоровом образе жизни, являлись: учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (образность детского восприятия и мышления, способность обобщать и систематизировать полученные представления, осознанность и целенаправленность формирования представлений на занятиях), комплексный подход к отбору биологических, социальных и экологических составляющих представлений о здоровом образе жизни и системе работы, включающей разнообразие методов воспитания и обучения. Процесс формирования у детей представлений о здоровом образе жизни осуществлялся путем использования различных форм работы с дошкольниками. На занятиях дети получали представления о здоровье человека, о строении человеческого тела, о функционировании основных органов и систем организма, о взаимосвязи между окружающей и природной средой и состоянии здоровья человека, удовлетворяя тем самым когнитивные потребности в познании самого себя и окружающего мира. Формирование представлений детей о здоровом образе жизни осуществляется на других познавательных занятиях (например, на экологических), которые позволяют более глубоко познать себя как неотъемлемую часть природы. Мы полагали, что данные формы и методы работы будут способствовать усвоению представлений о здоровом образе жизни и позволят детям осознать зависимость здорового образа жизни от состояния экологической среды, помогут дошкольникам в дальнейшем сделать правильный выбор в отношении своего образа жизни. Во время проведения занятий, игр с целью создания конкретных представлений о здоровом образе жизни. Широко использовались беседы с целью ознакомления, уточнения, углубления и систематизации представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Ценные возможности при формировании представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни дает детская художественная литература. Неоспоримый вклад в воспитание подрастающего поколении оказывает художественное слово, пословицы, поговорки. Пословицы и поговорки в форме совета (как укрепить здоровье, закаляться, отдыхать) помогают в формировании представлений о здоровом образе жизни.
Важным и определяющим условием эффективности использования по практике воспитательно-образовательной деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни являлось взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
При
составлении плана по взаимодействию с семьей
исходили из следующих требований: первоначально следует сообщить
родителям знания о здоровье и здоровом
образе жизни, о методах и приемах формирования здорового
образа жизни у детей в семье; затем необходимо
осуществить более глубокое изучение
особенностей (условий) формирования здорового образа жизни и на основании этого строить содержание последующих форм
работы; главное-вызвать у родителей личную заинтересованность в решении этой
проблемы, что возможно путем применения
разнообразных форм работы;
каждая форма работы должна предусматривать
домашнее задание.
Перспективный план по взаимодействию с семьей представлен в (приложении Ж).
Эффективными формами связи с родителями были родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, поскольку, как известно, коллективное слушание и обсуждение рассматриваемых проблем помогает родителям сопоставлять развитие своего ребенка со сверстниками, знакомиться с положительным опытом семейного воспитания.
Работу с родительским коллективом мы осуществляли совместно с методистом и заведующей ДОУ и начали с родительского собрания. На собрании родителей познакомили с основными задачами формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни, охарактеризовали методы и приемы формирования здорового образа жизни в семье. Перед родителями, кроме педагога и экспериментатора, выступали врач и психолог ДОУ. Собрание на тему «Здоровье детей» было насыщено теоретическим материалом и методическими рекомендациями, благодаря чему родители еще долго обсуждали вопросы, рассмотренные лектором.
Важным
средством повышения
Тематическое собрание началось с выступления экспериментатора на тему
«Здоровый образ жизни». Его примерное краткое содержание.
1. Сущность проблемы формирования здорового образа жизни.
2. Краткое
содержание результатов
3. Пути
совершенствования работы с
4. Влияние
на здоровье социально-
На собрании осветили результаты констатирующего эксперимента: имеющихся
представлений у детей о здоровом образе жизни и знаний у родителей.
Эффективным методом в формировании у родителей педагогического мышления выступил анализ собственного образа жизни. Высказывания родителей показывают, что взрослые, в связи с повседневными заботами и отсутствием специальных условий, затруднялись в поиске путей выхода из сложившихся ситуаций. В таких рассуждениях не прослеживалось стремление вести здоровый образ жизни, а скорее вскрывалось пассивное отношение к своему образу жизни, отсутствие активности.
Выпуск для родителей газеты «Здравушка» являлся одной из эффективных форм передачи знаний о формировании здорового образа жизни у детей в семье. Первый номер газеты был посвящен теме «Социальные условия, негативно влияющие на здоровье детей», в которой осветили некоторые проблемы, оказывающие негативное влияние на здоровье детей (шум, бесконтрольный просмотр телепередач и прослушивание популярной музыки, игра на компьютере), где дали советы и требования к ним.
Одним из компонентов организации здорового семейного досуга, решающего задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, выступило проведение выставки художественной и методической литературы под общим названием «Мудрое слово о здоровье». Детская литература для выставки была подобрана воспитателями, которая, по их мнению, способствовала формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и развитию осознанного отношения к своему здоровью. На основе данных художественных произведений представлялось возможным показать детям сущность ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Эксперимент показал, что целенаправленная работа с родителями дала им возможность почувствовать заинтересованность воспитателя в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, формировала критический взгляд родителей на свой образ жизни, обогащению знаний по проблеме формирования здорового образа жизни. Этому способствовало использование различных форм работы с родителями (лекции, собрания, консультации, семинар-практикум, оформление уголка для родителей, выпуск газеты для родителей, выставка детской и методической литературы), предусматривающие применение разнообразных методов и приемов (вопросы, дискуссии, домашние задания, анализ собственного поведения, обмен мнениями).
Таким образом, систематическое проведение работы, направленной на вооружение родителей знаниями, путем применения разнообразных форм и методов, способствовало повышению уровня знаний, педагогической культуры семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни.
Заключительным этапом формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являлась диагностика уровня сформированности представлений. После формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, в ходе которого решалась задача: выявить динамику сформированности у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
В контрольном эксперименте использовалась диагностическая методика констатирующего эксперимента.
Результаты
констатирующего и контрольного
экспериментов позволяют
выявить динамику сформированности представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни. Данные результаты значительно различаются. В ходе контрольного эксперимента также проводилась беседа с детьми (Приложение Г). В таблице видны позитивные сдвиги имеющихся у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Динамика сформированности представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни (в %)
№ |
Содержание вопросов |
Ответили | |||||||||||||||||||||||||
|
|
Правильно |
Не совсем правильно |
Не правильно |
Не ответили | ||||||||||||||||||||||
|
|
1 |
2 |
3 |
1 |
2 3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | |||||||||||||||
1 |
Как ты думаешь, что такое здоровье? |
9 |
15 |
9 |
2 |
8 |
12 |
8 |
2 |
9 |
20 |
4 |
20 | ||||||||||||||
2 |
Что тебе нужно, чтобы чувствовать себя здоровым ? |
11 |
15 |
12 |
12 |
14 |
- |
11 |
- |
24 |
18 |
4 |
14 | ||||||||||||||
3 |
От чего человек может заболеть? |
3 |
20 |
16 |
12 |
9 |
32 |
1 |
4 |
6 |
7 |
2 |
4 | ||||||||||||||
4 |
Что может навредить твоему здоровью и здороздоровью окружающих, людей на улице? Почему? |
- |
16 |
4 |
11 |
21 |
41 |
. |
- |
- |
- |
12 |
4 | ||||||||||||||
5 |
Чем люди лечат болезни? |
9 |
19 |
14 |
20 |
16 |
10 |
- |
- |
- |
- |
2 |
8 | ||||||||||||||
6 |
Как природа может оздоравливать организм человека? |
- |
16 |
4 |
8 |
20 |
12 |
- |
• |
10 |
20 |
12 |
10 | ||||||||||||||
|
Общее количество ответов |
32 |
101 |
59 |
65 |
88 |
107 |
20 |
8 |
49 |
65 |
36 |
60
|
Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста