Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель: исследования обоснование и экспериментальное подтверждение системы формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет успешным, если:
- определено содержание понятия «здоровый образ жизни»;
- спроектирована система, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
- разработана модель взаимодействия ДОУ и семьи, предполагающая просветительскую работу с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ……………………………………………………..6
Понятие, сущность здорового образа жизни………………………6
Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….12
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………16
Глава II. Экспериментальное исследование формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………….53
Список использованной литературы………………………………………………………………….55
Приложение

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО1.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

 

6. В  какой последовательности на ваш взгляд лучше всего формировать представления о здоровом образе жизни у детей?__________________

7. Какие  методы работы "Вы считаете  наиболее эффективными в формировании здорового образа жизни?________________________________

8. Какие  формы работы удобнее всего  использовать для формирования здорового образа жизни?________________________________

9. Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ.__

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                         Приложение  В

Уважаемые родители!

Мы  обращаемся к вам с просьбой ответить на ряд вопросов связанных с проблемой формирования здорового образа жизни у Ваших детей.

Вашему  вниманию предлагается анкета, которую  желательно заполнить. На вопросы дается несколько вариантов ответов. Внимательно прочтите каждый из них и обозначьте тот вариант, который больше всего на Ваш взгляд соответствует действительности. Но некоторые вопросы следует ответить более подробно.

Убеждены, что Ваши ответы искренни помогут нам в работе по формированию здорового образа жизни у Ваших детей.

Анкета

изучения  социальной характеристики, образа жизни  и имеющихся знаний о здоровом образе жизни у родителей

1. Социальная  характеристика семьи. 

1.1. Количество  детей в семье __ ____

Характеристика (отметить «-»)

Состав семьи

 

1 Мать           Отец        Бабушка

Девушка

Прочие (вписать)

члены семьи, проживающие совместно

 

 

 

 

 

1. Образование

1.1. Высшее                             _ |

 

 

 

 

 

1,2, Среднее специальное

 

 

 

 

 

1.3. Среднее

 

 

 

 

 

1 .4 . Неполное  среднее

 

 

 

 

 

2. Должность

 2.1. Медицинский

работник

 

 

 

 

 

2.2. Педагогический

работник

 

 

 

 

 

2.3. Прочие  должности (вписать)

 

 

 

 

 

2.4. Не работает

 

 

 

 

 


2. Что  Вы подразумеваете под «здоровым  образом жизни»?

_________        __

 

 

 

 

 

 


                                                                                                         Приложение Г                                                                                        

Ф.И., возраст ребенка

Беседа с детьми

Цель: выявить имеющиеся знания о здоровье и здоровом образе жизни.

 Методика: экспериментатор задает вопросы каждому ребенку индивидуально и

записывает  ответы. Вопросы:

I.Как ты думаешь, что такое здоровье?

2. Что тебе нужно, чтобы чувствовать себя здоровым (ой)?

3. От чего человек может заболеть?

4. Что может навредить твоему здоровью и здоровью окружающих людей на улице? Почему?

5. Чем люди лечат болезни?

6. Как природа может оздоравливать организм человека?

 






                                                                                                                                                       Приложение Д

 

План работы с педагогическим коллективом

 

Месяц

Форма и тема работы

Содержание

1

Сентябрь

Консультация «Формирование здорового образа жизни у Детей»

Актуальность данной проблемы. Исследования по формированию у дошкольников ЗОЖ в ДОУ. Основные направления в разработке теоретических  основ формирования ЗОЖ (соц. экол.)

2

Октябрь

Нар «Результаты констатирующего эксперимента»

Характеристика обучения состояния работы по формированию у  старших дошкольников представлений  о ЗОЖ.

3

Ноябрь

Семинар- практикум «Характеристика  программно-методического обеспечения  формирования ЗОЖ» 

Обзор комплексных альтернативных и авторских программ воспитания и обучения  в контексте формирования у дошкольников ЗОЖ («Радуга», «Детство», «Истоки», «Из детства - в отрочество», «Здоровье», (Алямовская), «Здоровый дошкольник», (Змановский), «Здоровье с детства» (Казаковцева), «Познай себя» (Цветкова, Фролова и др.), «Здраствуй» (Лазарев М.Л.)

4

Декабрь

Семинар «Опыт педагогов  по формированию у детей ЗОЖ»

Изучение статей по формированию у детей ЗОЖ в журналах «Дошкольное  воспитание», «Физкультурное образование  Сибири»

5

Февраль

Консультация «Мудрое слово о здоровье»

Выставка детской литературы, целесообразность использования художественного  слова в формировании у детей  представлений о ЗОЖ

6

Март

Семинар

Выставка методической литературы, конспектов занятий и  дидактических игр, проблемных ситуаций, направленных на формирование и закрепление у детей представлений о ЗОЖ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                          

                                                                                                           Приложение Е                   

Перспективный план по взаимодействию ДОУ с семьей

(старшая группа)

Цель работы: стимулирование интереса к изучаемой проблеме

Месяц

Формы, содержание и задачи работы

1

Сентябрь

Родительское собрание «Здоровье детей»

Задачи: познакомить родителей  с основными задачами педагогической технологии формирования у детей  представлений о здоровом образе жизни; осветить основные условия, методы и приемы формирования здорового образа жизни у детей в семье

2

Сентябрь

Тематическое собрание «Здоровый образ жизни»

Задачи: выявит различные  точки зрения родителей на проблему формирования представлений о здоровом образе жизни у детей; активизировать педагогическое и валеологическое  мышление родителей.


Цель работы: Оказания помощи родителям в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни

3

Октябрь

Семинар-практикум «Профилактика  простудных заболеваний» (Дыхание. Дыхательная гимнастика)

Задачи: формировать практические умения проведения дыхательной гимнастики с детьми для профилактики простудных заболеваний.

4

Ноябрь

Консультация «Экологические условия жилой среды» или «Воздух, которым мы дышим»

Задачи: обратить внимание родителей на состояние жилого помещения; дать рекомендации по сохранению здоровой окружающей среды в помещении;

Выставка методической и детской художественной литературы «Мудрое слово о здоровье»

Задача: познакомить с  методической и детской художественной литературой по здоровому образу жизни.

5

Декабрь

Газета

«Социальные факторы, негативно  влияющие на здоровье детей» (шум, компьютер, телевизор, магнитофон)

Задачи: обратить внимание родителей на негативные факторы, не способствующие здоровому образу семьи; дать практические советы по улучшению микроклимата в семье.

6

Январь

Газета

«Семейные чтения» (пословицы, поговорки и стихи, загадки о  здоровье и здоровый образ жизни, перечень рекомендуемой литературы).

Задачи: обратить внимание родителей на пользу семейных чтений; познакомить с различными пословицами, поговорками, стихами и загадками о здоровьи и здоровом образе жизни.

7

Февраль

Газета «Витамины и  соки»

Задача: дать родителям  знания о различных витаминах; дать рекомендации по обогащению питания детей витаминами.

8

Март

Оформление материала для родительского уголка на тему «Лекарственные растения родного края»

Задача: расширить знания родителей о пользе природных  средств оздоровления.

9

Апрель

Газета «Летний отдых»

Задачи: показать положительное влияние активного отдыха в условиях, приближенных к природным; дать практические рекомендации по организации семейного отдыха и здорового досуга летом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Приложение И                                                                     

                                     Список групп

 

 



экспериментальная                                               контрольная

    1.Эрих Настя                                                        1. Прямых Ваня

   2.Жуйко  Катя                                                       2. Клок Вася

   3.Семенав  Саша                                                  3. Дашко Даша

   4. Куликов  Андрей                                             4. Имельянова Юля

   5. Силкена   Юля                                                 5. Руднева Саша

   6.Иванов  Вова                                                      6. Тумашев Антон

   7. Зайцева Эля                                                      7.Селех Соня

   8. Кудря  Илья                                                       8. Марченко Саша

   9. Аршинова  Лиза                                                9. Кудесникова Вова

   10. Кудашова  Света                                             10.Макаров Настя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                               

                                                                

 

 



                                                                                                   Приложение З

   Тема: Азбука питания

Программное содержание:  воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью, потребность быть здоровым; объяснить что организму требуется пища, богатая витаминами, которых много во фруктах, овощах, зеленом луке  и т. д.; познакомить с витаминами, их значением; ознакомить с правилами питания.  Практическая часть занятия (посадка лука).

                              Ход занятия

Беседа  по теме.

Воспитатель. Дорогие ребята! Что нужно для  того, что –бы расти крепким  и здоровым, чтобы хорошо учиться? Одно из основных условий правильное питание. Пища дает вам силу для работы и движения, с ней вы получите все необходимые  вещества для роста. Пища человека разнообразна, она бывает растительного или животного происхождения. К растительной пище относится овощи, фрукты, картофель, хлеб, овсяная и гречневая крупы, подсолнечное масло  др. К животной – мясо, масло, яйца, рыба и другие продукты. Чтобы быть здоровым нужно употреблять и растительную, и животную пищу одновременно. Например: мясные котлету вместе с гречневой кашей.

Много лет назад ученые установили, что  в продуктах питания есть вещества, которые помогают организму бороться с болезнями. Без этих веществ  не возможен рост организма. Это витамины. Особенно много их в овощах, фруктах, языках. Каждый день вы видите капусту, морковь.

 В капусте витамина С, Который очень полезен нашему организму, даже больше чем в апельсине и лимоне. Содержится он и в шиповнике, черной смородине, луке, помидорах. Если в пище мало витамина С, то человек быстро устает, чаще болеет.                                                                                                                   Витамин А – витамин роста. Много его в моркови и помидорах, есть он в щавеле и салате. Ржаной и пшеничный хлеб, овсяная каша и гречневая крупа, мясо, молоко, сливочное масло, яичный желток являются источником таких витаминов, как В1, В2, В6, В12.   каждый из этих витаминов очень важный для нас. Например витамин В1 даже  называют «витамином бодрости». Если его не достаточно в пище, то появляется слабость, головная боль, человек быстро устает.  И несколько слов о молоке. В этом замечательном продукте содержаться все необходимые для роста вещества! Врачи рекомендуют  употреблять  молоко и молочные продукты каждый день.

Ребята, а вы знаете, какие продукты можно сделать из молока? (Творог, кефир, простоквашу, ряженку).  У многих из вас есть свои любимые блюда, но не забывайте одного: Чтобы быть сильным и здоровым, надо питаться разнообразной пищей.

2.Игра  «Угадай витамин».У детей карточки  с определенными пищевыми продуктами. Нужно угадать, какого витамина больше в данном продукте.

3. Это  надо запомнить!Еще одно необходимое условие для правильного питания:  нужен строгий распорядок дня. Надо завтракать, обедать и  ужинать каждый день в одни и те е часы.  Тогда желудок привыкнет приниматься а работу в определенное время. Это значит, что пища будет перевариваться быстрее, приносить больше пользы. Утром завтрак необходим. Ведь впереди рабочий день. Обязательно завтракайте! Это поможет вам оставаться бодрыми и работоспособными. И еще несколько правил. Во время игры и работы вы постоянно прикасаетесь  руками к различным предметам. От этого руки становиться грязными, на них могут быть микробы – возбудители разных болезней. Перед едой обязательно мойте руки с мылом. Сырые овощи и фрукты очень полезны для здоровья. Но не забывайте, ребята, что они загрязняются землей и на них могут быть микробы. Сырые овощи и фрукты мойте кипяченой водой!

Информация о работе Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста